Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование новой модели образования в рамках Болонского процесса




Коренные преобразования в социально-экономической политике развитых стран вызывают необходимость изменений и в национальных системах образования. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода развитого государства, поэтому в современных условиях приоритетным считается решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

В Западной Европе структурные реформы образовательной сферы начались во второй половине прошлого столетия. Так, европейским странам удалось договориться о взаимном признании дипломов в странах, входящих в Общий рынок, равном доступе студентов разных стран в высшие учебные заведения, необходимости содействия свободному перемещению преподавателей, студентов и исследователей, тесном сотрудничестве между институтами высшего образования.

Знаменательным событием в формировании новой модели образования стала состоявшаяся в 1988 г. в г. Болонье встреча ректоров европейских университетов по случаю 900-летия Болонского университета. На встрече была принята Всеобщая хартия университетов, с которой начался процесс качественного преобразования высшей школы Европы, получивший название Болонского.

Во Всеобщей хартии университетов отмечалось в частности, что университет должен быть морально и интеллектуально независим от политической и экономической власти, а учебный процесс в университете неотделим от исследовательской деятельности. Для обеспечения свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества должны предоставляться необходимые средства достижения этой цели. Должны осуществляться взаимный обмен информацией и документами, увеличение числа совместных вузовских проектов.

Эти процессы закрепила встреча в Маастрихте в 1992 г., поставившая вопрос не только о создании единого политического, экономического и валютного союза государств, но и о формировании единого образовательного пространства.

В 1999 г. министрами образования 29 европейских государств было подписано совместное заявление — Болон-ская декларация. Согласно этому общеевропейскому доку-

менту, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования.

Болонская декларация является одним из определяющих документов одноименного процесса. В сентябре 2003 г. состоялась Берлинская конференция министров образования стран — участниц Болонского процесса. По итогам Конференции было принято коммюнике, в котором Россия провозглашалась полноправным членом Болонского процесса. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 стран.

Болонский процесс как движение к единому европейскому образовательному пространству — явление многогранное и во многом неоднозначное, не сводящееся только к Болонской декларации.

Болонский процесс предполагает следующее:

1. Создание единой структуры высшего образования, введение в масштабах всей Европы двухуровневой системы высшего образования: бакалавр и магистр Доступ ко второму уровню требует успешного завершения первого уровня Ъбучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по окончании первого уровня, должна отвечать требованиям европейского рынка труда как квалификация соответствующего уровня. Второй уровень, продолжительностью пять лет, завершается получением магистерской степени. Однако такая модель в образовательном сообществе Европы не является общепризнанной. На одноуровневой системе высшее образование базируется в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах и других странах.

Отношение в России.к двухуровневой системе подготовки специалистов весьма противоречиво. Есть сторонники и противники такой системы. Сторонники двухуровневой системы утверждают, что она даст возможность студенту более верно определить траекторию последующего образования, тем более что в настоящее время первое высшее образование становится той базой, которая дает возможность человеку определить его профессиональные интересы. В России, как и в других странах, многие выпускники в последующем не работают по первому образованию. Так, в Великобритании только две трети выпускников заняты по специальности, соответствующей диплому.

Для России степени бакалавр и магистр не являются новыми. Степень бакалавра присваивалась еще в XVIII в. выпускникам учительского института при Московском университете. В соответствии с университетскими уставами разных лет лица, успешно окончившие полный курс российского университета, получали звание действительного студента, что давало им возможность при определенных условиях (окончание университета с отличными результатами и выполнение диссертации) претендовать на первую ученую степень — кандидата. Следующими степенями высшего образования были магистр и доктор.

Право присуждения ученой степени магистра было предусмотрено уставами первых трех российских университетов — Московского, Харьковского и Казанского. Эта ученая степень следовала за ученой степенью кандидата. Порядок получения ученой степени магистра был закреплен в специальном Положении о производстве в ученые степени, утвержденном в 1819 г., которым была введена также ученая степень доктора наук.

2. Введение системы кредитных единиц Кредитная система предполагает перевод аудиторных часов в кредитные единицы: одна кредитная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкостью по 45 мин (или 27 астрономическим часам). За учебный год, при диапазоне работы от 34 до 40 недель, студентом может быть получено около 60 кредитов, свидетельствующих об освоении им определенных учебных программ. Статус студента будет определяться не курсом обучения, на котором он учится, а объемом изученных учебных дисциплин в кредитных часах и полученным средним баллом на данном этапе обучения. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни при условии признания университетами соответствующих образовательных программ.

Переход к переводной и накопительной системам кредитных единиц должен привести к существенным изменениям в работе преподавателей и студентов, а также системы высшего образования в целом. Изменятся организация и планирование учебного процесса. На первое место выдвинутся методическая работа кафедр, организация самостоятельной работы студентов и формы контроля уровня их знаний. Студенты окажутся в ситуации, когда придется




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.