КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие закона, закономерности и принципа обучения
Тема 6, ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда иисономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Рассмотрим наиболее распространенное понимание ЧОЙ проблемы. Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между Предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Познание законов дает возможность вскрыть не любые сюзи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности. Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому OfD законы, как и законы общества, являются продуктом его •■утренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентам) Неправильное понимание принципов обучения или их Если же такой характер связи наблюдается при опреде „ручным, малоэффективным, противоречивым, В современной дидактике сформулированы в основно» „„екают из этих 1рИНципов. Закономерности обучения это устойчиво повторя Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики Объективные законы и закономерности, отражающи< вескую инициативу обучающего. Однако категоричное от- Принципы обучения (дидактические принципы) — эте В обучении наедят проявление общие законы диалек- Такие руководящие положения характеризуют способь отрицания отрицания. Принципы обучения по своему происхождению являют того, что современные требования, являющиеся следстви- В то ясе время они носят субъективный характер, так Закон перехода количественных накоплений в качествен- вы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений. Переход количества в качество соответствует механизму закона отрицания отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения). Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например, И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов: S развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; S ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; S душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно. Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И.П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения'. С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют. Различают общие и частные (конкретные) закономерности. Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности: • цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможнос- тей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; • содержания обучения. Содержание обучения зависит социального и научно-технического прогресса, возрастных i возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений; • качества обучения. Качество обучения зависит от про • методов обучения. Эффективность дидактических ме- цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса; управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий; стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Действие частных закономерностей распространяется на отдельные хтороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения: собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.); гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.); психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.); социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.); • организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.). Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |