Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль науки, культуры и религии в сохранении укреплении национальных и государственных традиций в России




Год.

По мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, международный терроризм изначально был инструментом борьбы между разными государствами, как минимум одно из которых использует против других государств террористов как альтернативу обычной войне. Он пишет, что современный международный терроризм стал продуктом союза между странами Восточного блока и рядом арабских стран.

Эти две группы государств спонсировали террористическую деятельность с конца 1960-х до середины 1980-х годов. В 1940-е-1950-е годы партизаны, террористы и повстанцы из целого ряда стран мира проходили в СССР и странах-сателлитах диверсионную подготовку. Нетаньяху считает, что после установления ядерного паритета с Западом СССР решил использовать международный террор в качестве орудия борьбы за свои интересы. К этой деятельности подключились также Ливия, Сирия и Ирак и некоторые другие арабские страны.

Основными терактами этого периода был захват заложников, угон гражданских самолётов и политические убийства. Наиболее мощной международной террористической организацией стала Организация освобождения Палестины (ООП), которую в 1969 году возглавил Ясир Арафат. В конце 1960-х СССР вербовал террористов по всему миру, затем они обучались в специальных лагерях, размещавшихся в Одессе, Баку, Симферополе и Ташкенте.

ООП, создавшая фактически «государство в государстве» на территории Ливана в 1970-е годы, стала базой и убежищем для террористов, а СССР формально оставался в стороне. Тем не менее, 29 января 1981 года госсекретарь США Александр Хейг публично обвинил СССР в причастности международному терроризму.

Генерал КГБ Филипп Бобков пишет, что в период с 1976 по 1996 годы регистрировалось от 320 до 660 терактов в год, которые можно причислить к международному терроризму, а затем волна террора пошла на спад, хотя масштаб и жестокость терактов выросли. Также Бобков утверждал, что западные страны не гнушались поддержкой терроризма в тех случаях, когда это было им выгодно: «террористические и диверсионные акты, в подготовке которых участвовали западные спецслужбы, осуществлялись не только на территории Советского Союза. Ими поощрялся международный терроризм, воплощавший в себе различные цели, как готовивших их центров, так и исполнителей…

Естественно, поддержка их западными и, в частности, американскими спецслужбами, определялась их заинтересованностью развитием событий в конкретной стране или в определенном регионе мира». (В 2005 году Бобков также посчитал нужным отметить, что «Такой подход наших нынешних партнеров по борьбе с международным терроризмом характерен и для сегодняшнего дня».)

Новый подъем международного терроризма отмечается с 11 сентября 2001 года, когда террористы Аль-Каиды атаковали ряд объектов на территории США. Некоторые специалисты полагают, что эта волна вызвана кардинальными перестройками в сфере международных отношений, связанных с крахом так называемого «биполярного мира».

 

Усама бин Ладен — глава Аль-Каиды, «террорист номер один», убитый 1 мая 2011 года

Наиболее известной современной международной террористической организацией является Аль-Каида.

Крупнейшие лагеря этой организации по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Чеченскую республику и Афганистан.

Террористической организацией признано также движение Талибан[20]. В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов.

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано ещё в 1928 году в Египте.

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

· Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

· Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)

· Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

· Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

· Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);

· Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

 

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде», «Комитет по Талибану» и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года.

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы.

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий.

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира, а также протестом против глобализации. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций.

 

 

Наука в России.

Под процессом модернизации России понимается стратегия обновления, ликвидации отсталости, выхода на современный, сравнимый с передовыми странами уровень конкурентоспособности, устойчивые темпы социально-экономического развития, высокий уровень жизни, расширенное воспроизводство человеческого потенциала, бережное отношение к природе, защиту прав граждан, развитие демократии и правопорядка.

Ориентация страны на модернизацию связана с радикальными преобразованиями в социальном устройстве, политической деятельности, общественной психологии и других сферах жизни общества. Все это предполагает органичное включение экономики страны в новейшие мировые инновационные процессы, интеграцию в мировую экономику, интенсивное использование широкого круга нововведений во всех сферах общественной жизни, которые невозможны без соответствующих инвестиций, тесного взаимодействия государства и бизнеса, оптимального использования результатов научно-технологической и интеллектуальной деятельности.

Пока же Россия имеет лучшие позиции в области научных исследований, чем в их дальнейшей реализации в виде ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков (например, к 2010 г. разрыв между импортом и экспортом технологий составил 22,4 млрд руб., к 2007 г. он был 11,9 млрд руб.). Таким образом, в сфере внешней торговли технологиями находит отражение старая болезнь российской экономики: непомерно длинный путь от научных исследований до прикладных разработок и тем более до их внедрения в производство. Процесс внедрения передовых производственных технологий занимает от трех до десяти и более лет.

Достичь целей модернизации возможно лишь опираясь на научные знания, на интеллектуальный капитал общества и его творческий потенциал, на систему эффективной подготовки как научных кадров, так и квалифицированного технического персонала. Однако самая серьезная проблема в России заключается в невостребованности результатов исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора экономики, что негативно скажется и на сроках проведения модернизации.

Предлагаемые научными организациями отдельные научные результаты, даже мирового уровня, не находят применения вследствие общей низкой российской восприимчивости к инновациям.

Отсутствие стимулирующих мер и слабость конкуренции сдерживают перераспределение капитала из сырьевых отраслей в наукоемкое производство, а также использование новых технологий и освоение инновационной продукции. Как следствие для России опасной тенденцией стало хроническое обеднение ассортимента экспорта, в котором основное место принадлежит углеводородам, а доля высокотехнологичной продукции составляет лишь примерно 9 %, и это в основном экспорт вооружений.

Следует также подчеркнуть, что доходы от экспорта сырья могут и должны направляться в сферу производства и способствовать её инновационному развитию. При этом нельзя ориентироваться только на импорт зарубежных технологий. Без планирования и осуществления собственных технологических прорывов проведение модернизации в России невозможно.

 

Как показывает зарубежный опыт, для успешного проведения модернизации необходимы наличие общей воли и понимания целей данного процесса всем обществом, а не только отдельными представителями государственной власти. Вместе с тем, и так называемое “ручное управление” нельзя полностью исключать. Россия - специфическая страна со своей во многом уникальной историей развития, в которой человеческий фактор всегда играл существенную роль (вспомним Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Горбачева и Ельцина).

Переносить зарубежный опыт на российскую почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности среды, в которой он формировался (западноевропейской, американской и т.д.), так и российскую специфику. Это относится и к имеющимся в правительственных кругах проектам переноса центра тяжести научных исследований для решения задач модернизации в образовательные структуры, не обладающие пока необходимой для этого инфраструктурой и, что более важно, научными школами (которые, как известно, составляют основу научно-исследовательской деятельности и формируются десятилетиями). За образец берутся США, где имеется сеть университетов, выполняющих львиную долю фундаментальных исследований, а национальные академии являются добровольными общественными организациями, не состоящими на бюджетном финансировании.

Наука в Западной Европе (а затем и в США) исторически возникла при университетах как научно-образовательных комплексах. Российская же академия наук была создана по инициативе Петра I именно как научное учреждение. И до сих пор здесь, несмотря на все прошлые и настоящие проблемы, сосредоточены наиболее квалифицированные и признанные мировым научным сообществом исследовательские кадры. Представляется, что государственная политика должна быть направлена на повышение роли фундаментальной науки в решении задач модернизации, а академический сектор при этом должен сохранить позиции ведущего научно-исследовательского центра страны.

 

Культура в современной России.

Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично «хорошо – плохо». Это особенно относится к культурной ситуации в современной России, поскольку, во-первых, она сложна и противоречива, во-вторых, еще не вполне ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России:

1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.

2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. Одно из следствий коммерциализации – недоступность многих учреждений культуры и предоставляемых ими услуг для значительной части населения.

3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви. Этот интерес отчасти является подлинным, отчасти обусловлен модой.

4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.

5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции.

 

За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению грамотности, к росту сквернословия и широкому употреблению «нецензурной смазки» в обыденной речи.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях отчетливо видно, что экономические и политические программы не будут успешными без учета культурной составляющей. Другими словами, Повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

Религия в России — совокупность религиозных течений, утвердившихся на территории Российской Федерации.

Действующая (от 1993 года) Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); но, по мнению экспертов, внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти». В частности, 26 августа 2008 года сообщалось, что указом президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана преобразован в Управление по делам религий, таким образом вернув себе полномочия государственного органа.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм. В то же самое время, часть населения РФ — неверующие.

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.