КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грамматические нормы
Лексические нормы. Орфоэпические нормы. Темы практических занятий Тема 1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Норма и варианты. Нормы орфографические, лексические и грамматические. Контрольные вопросы: 1. Определите понятия «нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи». 2. Что понимается под нормой литературного языка? Что такое варианты норм? Охарактеризуйте виды норм. Выполните задания: Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Арбуз, алфавит, аристократия, баловать, безудержный, валовой, добыча, договор, дозвониться, завидно, задолго, заиндеветь, закупорить, укупорить, заржаветь, красивее, кухонный, ломоть, мастерски, мельком, мизерный, набело, новорожденный, обеспечение, озлобленный, осведомить, плесневеть, премировать, приговор, призывной (пункт, возраст), призывной (зовущий), принудить, прозорливый, усугубить, ходатайство, черпать, щавель, экспертный. Задание 1. Составьте словосочетания со следующими паронимами. Образец: дружный коллектив – дружеский разговор. Удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый. Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение. Как говорят: 1. О том, кто часто меняет свои решения; 2. О том, кто часто бездельничает; 3. О человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4. О кротком, безобидном человеке; 5. О человеке высокого роста; 6.О болтливом человеке; 7. О бесследном исчезновении кого-либо; 8. О положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9. О человеке маленького роста; 10. О человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11. О чувстве большой неловкости, стыда; 12. Об очень дальних родственниках; 13. О бесшабашном человеке; 14. О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15. О том, кто не знает чего-либо всем известного? Задание 1. Слова в скобках поставьте в форме родительного падежа единственного числа. Учтите возможность вариантов. Образец: много народу (народа) – интересы народа. Килограмм … - запасы … (сахар). Кусок … - производство (сыр). Хотелось поесть … - сорт …(виноград). Не мешало бы выпить … - Расширились плантации … (чай). Нужно было долить … - запах … (бензин). Много …из ничего. –Не выношу такого (шум). Он с … не умрет. – Испытывать чувство … (голод). Прибавьте мне … - Зеленый цвет … (салат). Литература: 1. Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Р.И. Аванесова. М. Изд-во «Русский язык». 2000. 2. Фразеологический словарь русского языка. Составитель Степанова М.И. С.-Петербург. 2003. Тема 2. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Контрольные вопросы: 1.Охарактеризуйте сферу применения научного стиля, его роль в жизни общества и языка. 2. Что такое терминология? Каковы особенности термина? Выполните задания. Задание 1. Употребите в предложениях следующие клише: В книге исследуется (что?); показано (что?); большое место в работе занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); используя (что?); отмечается, что; подчеркивается, что; в книге дается (что?); раскрываются (что?); описывается (что?); особое внимание уделяется вопросам (чего?); в работе нашли отражение разработка проблем (чего?); вопросы (чего?); показывается (творческий) характер (чего?);)устанавливаются критерии (чего?); в книге подробно освещается (что?); характеризуется (что?); рассматривается (что?); в статье на основе анализа (чего?) показано (что?); констатируется, что; говорится о; в заключение кратко разбирается (что?). Литература: [2, с.74]. Тема 3. Языковые формулы официальных документов. Контрольные вопросы: 1.В какой форме (устной или письменной) преимущественно функционирует этот стиль? 2.Перечислите основные подстили официально-делового стиля речи. Выполните задания. Задание 1. Укажите на различие в оформлении двух заявлений. Напишите аналогичное заявление от своего имени. В отдел фотокопий Государственной библиотеки РФ От академика Жереха Н.И., проживающего по адресу: Москва, ул. Волгина, д.6, кв. 13 заявление. Прошу сделать мне фотокопию книги Выготского Л.С. «Вопросы теории и истории психологии», т.2. – М., 1982, необходимую для научной работы. Декану исторического факультета Московского государственного Университета им. М.В.Ломоносова проф. Соколову И.С. аспирантки кафедры истории средних веков Драгоевой Н.А. заявление. Прошу командировать меня в Санкт-Петербург в библиотеку Академии наук сроком на 10 дней для ознакомления с архивными материалами по теме диссертации. Дата (подпись)
7 Содержание и оформление контрольных работ
Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «Русский язык и культура речи»: 1.Орфоэпические нормы. 1.1. Нормы произношения 1.2. Нормы ударения (акцентологические) нормы 2. Лексические нормы 2.1. Лексическое значение русских и заимствованных слов 2.2. Виды речевых ошибок 2.2.1. Нарушение лексической сочетаемости 2.2.2. Употребление слова в несвойственном ему значении 2.2.3. Употребление паронимов 2.2.4. Многословие (плеоназм и тавтология) 2.2.5. Лексическая недостаточность 2.2.6. Употребление синонимов и антонимов 3. Употребление фразеологизмов; фразеологическая синонимия и антонимия 4. Грамматические нормы 4.1. Морфологические нормы 4.1.1. Категория рода существительных 4.1.2. Категория числа существительных 4.1.3. Стилистические особенности числительных 4.2. Синтаксические нормы 4.2.1. Нормы управления и согласования 4.2.2. Употребление причастного и деепричастного оборотов 4.2.3. Случаи согласования сказуемого с подлежащим 5. Употребление функциональных стилей. 5.1. Признаки и назначение официально-делового, научного, публицистического, разговорного стилей. Требования к оформлению контрольных работ: контрольные работы выполняются на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей: правое –15 мм; левое – 30 мм; верхнее - 15 мм; нижнее – 25 мм. При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц, и приложений следует руководствоваться с требованиями ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95. Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |