Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение третейского суда 3 страница




Таким образом, с точки зрения применения норм законодательства, регламентирующего международный коммерческий арбитраж, достаточно того, чтобы одним из субъектов спорного правоотношения была коммерческая организация, ведущая основной бизнес за пределами государства. Именно это обстоятельство делает ее "нерезидентом", иностранным субъектом, что является необходимым и достаточным условием для квалификации соответствующего арбитража, разрешающего спор с участием иностранного капитала, в качестве международного коммерческого третейского суда.

В то же время в иных государствах, как свидетельствуют исследователи, существуют и иные критерии для определения понятия "международный коммерческий арбитраж". К примеру, во Франции в качестве такого критерия используется понятие "международный характер сделки", при помощи которого производится разграничение между "внутренним" третейским судом и международным арбитражем.
В практике третейского разбирательства на территории Российской Федерации возникают вопросы разграничения компетенции внутренних и международных третейских судов, состоящих при одной организации. К примеру, при разграничении компетенции Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации принимается во внимание субъектный состав правоотношений (споры между российскими организациями не подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде). Однако ограничения по субъектному составу возможны исключительно на том основании, что установлен соответствующий запрет в законодательстве или учредительных документах (регламентах, положениях), регламентирующих деятельность данного третейского суда. В то же время постоянно действующий "внутренний" третейский суд вправе рассмотреть спор между российским лицом и иностранным. Однако в целом это не превращает этот третейский суд в международный коммерческий арбитраж, хотя в процессе разрешения спора с участием лиц различной государственной принадлежности такой суд обязан руководствоваться Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже".

Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2003 г. по делу N КГ-А40/2880-03 кассационный суд подчеркнул, что, несмотря на то, что третейский суд, рассмотревший дело (Коммерческий арбитраж при Московской торгово-промышленной палате), не является международным коммерческим арбитражем, он правомерно применил нормы Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" при разбирательстве спора, вытекающего из внешнеэкономических отношений.
Такой подход к компетенции международных и "внутренних" третейских судов свидетельствует о некоторой условности деления этих третейских учреждений по принципу наименования. Нет никаких препятствий к тому, чтобы спор между субъектами различной национальной принадлежности рассматривался "внутренним" третейским судом по правилам международного арбитрирования. Однако, как представляется, это возможно в тех случаях, когда положения и регламенты такого постоянно действующего третейского суда содержат нормы, допускающие рассмотрение этой категории споров третейским судом. Кроме того, следует отметить, что Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" не содержит ограничений по рассмотрению споров только внутреннего характера, равно как в этом законе отсутствуют ограничения для обращений во внутренние постоянно действующие третейские суды иностранным юридическим и физическим лицам. Главное условие, которое должно быть соблюдено в этом случае, - спор должен иметь гражданско-правовой характер. Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетенция "внутренних" третейских судов имеет общий характер, в то время как компетенция международных коммерческих арбитражей имеет специальный характер, ограниченный иностранным элементом.

В то же время если третейский суд создавался исключительно как внутренний, его полномочия ограничены в регламенте только рассмотрением внутренних споров (споров, не осложненных участием иностранного элемента), то рассмотрение таким третейским судом спора по правилам Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" должно влечь отмену такого решения либо отказ в его принудительном исполнении вследствие отсутствия компетенции на разрешение такого спора.
Наличие двух законов о третейских судах (коммерческих арбитражей) приводит к определенной конкуренции норм, регламентирующих третейское разбирательство. Это имеет существенное практическое значение. Так, если компетентный государственный суд при разрешении заявлений об оспаривании решения третейского суда или заявлений о принудительном исполнении решения третейского суда неправильно определит нормы закона, которым следует руководствоваться, это может привести к отмене судебного решения.

Кипрская фирма обратилась в арбитражный суд с заявлением о приведении в исполнение решения МКАС при ТПП РФ и выдачи исполнительного листа на его принудительное исполнение. Определением арбитражного суда заявление фирмы удовлетворено и выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение. Кассационная инстанция отменила это определение в связи со следующим.

Учитывая, что истец обратился с заявлением о выдаче исполнительного листа, а ответчиком заявлены возражения о его выдаче, арбитражному суду следовало руководствоваться положениями ч. 4 ст. 239 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже. Таким образом, арбитражному суду необходимо было определить правовой акт, подлежащий применению при рассмотрении данного заявления, т.е. установить, имеется ли международный договор, регулирующий отношения между сторонами, или руководствоваться федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.

Также арбитражному суду необходимо принять к сведению, что основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения МКАС содержатся в соответствующих законодательных актах, наличие или отсутствие которых проверяет суд. Суду следует принять к сведению, что в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров признано утратившим силу. Его положения, а также положения Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", действующие в настоящее время взамен Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, не применяются при рассмотрении заявлений о признании и исполнении решений международного коммерческого арбитража.

Еще одной особенностью деятельности международных коммерческих арбитражей является их право при отсутствии каких-либо указаний о применимом праве применять право, которое определяется на основе коллизионных норм, которые он считает применимыми. Государственные суды, равно как и "внутренние третейские суды", лишены такой возможности, и в этом смысле международные коммерческие арбитражи обладают большей свободой действий.

До принятия Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" сложились две модели постоянно действующих "внутренних" третейских судов. Одни третейские суды рассматривают споры между российскими субъектами. Другие постоянно действующие "внутренние" третейские суды рассматривают как споры между российскими лицами, так и споры, возникающие из международных экономических отношений между субъектами различной государственной принадлежности. Модель соответствующего третейского суда закрепляется, как правило, в его регламенте, в нормах, определяющих подведомственность рассмотрения споров. Третейский суд, разрешая "внутренний" спор, применяет нормы Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; рассматривая же спор международного характера, применяет Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". При этом зачастую регламенты "внутренних" третейских судов предусматривают разрешение международных коммерческих споров с участием иностранных субъектов в качестве профильной деятельности.

Исследователи третейского разбирательства видят определенные неудобства в сохранении в российском законодательстве двух моделей "внутренних" третейских судов. В этой связи предлагается использовать опыт Польши, в которой арбитражный суд при Национальной хозяйственной палате действует на основании двух регламентов. В зависимости от характера разрешаемого спора применяется либо регламент для разрешения международных споров, либо регламент для разрешения споров между польскими субъектами права. Представляется, что решение этого вопроса имеет сугубо юридико-технический характер. Допустимо и целесообразно наличие в постоянно действующем третейском суде, разрешающем как "внутренние", так и международные споры, единого регламента, в котором в различных разделах была бы урегулирована процедура рассмотрения спора в зависимости от субъектного состава тяжущихся лиц.

Постоянно действующие третейские суды и суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) для разрешения одного спора - довольно устоявшаяся традиция. Формы существования арбитража были апробированы в мировой практике - в международном коммерческом арбитраже, в регулировании третейского судопроизводства в различных государствах - и в целом получили признание со стороны мирового сообщества.
Разделение третейских судов на две эти формы основано на очень простом классификационном критерии - сроке действия третейского суда. В том случае, если третейский суд создается на неопределенный срок и не ограничен в своей деятельности разрешением одного спора, такие третейские суды рассматриваются как постоянно действующие. Если же третейский суд создается исключительно с единственной целью - для разрешения конкретного спора и прекращает свое существование с выполнением этой задачи, он рассматривается как третейский суд ad hoc, разовый третейский суд, созданный для рассмотрения одного спора. После разрешения такого спора и принятия по нему решения суд ad hoc прекращает свое существование.

В то же время в отечественной юридической литературе высказывалось мнение о том, что существующая градация третейских судов на постоянно действующие и суды ad hoc является неполной и требующей определенного дополнения. Действительно, опыт России дает основания для выделения еще одной формы третейских судов - однопорядковой с постоянно действующими третейскими судами и судами ad hoc.

Речь идет о Третейском информационном суде, созданном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 г. N 1792 "Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 г..

Анализ статуса этого третейского суда позволяет сделать вывод о том, что его нельзя отнести к постоянно действующему третейскому суду (его деятельность во времени ограничена периодом предвыборной агитации и выборов Президента Российской Федерации). С другой стороны, Третейский информационный суд не является и судом ad hoc, поскольку постоянно действовал на протяжении определенного времени, имел собственный регламент, список рекомендуемых судей и иные признаки постоянно действующей организации, а также не ограничивался рассмотрением одного спора. Следует согласиться с А.И. Зайцевым, который рассматривает такой третейский суд в качестве третейского суда третьего типа - с ограниченным сроком действия. Очевидно, что опыт деятельности подобного рода третейского суда был полезен и имеет значение для реализации длительных, но определенно ограниченных во времени проектов. Особенно важным представляется такой опыт для крупных предпринимательских проектов, как правило, инвестиционного характера. Кстати, примеры подобного рода появляются в России

. Скажем, Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития), финансируя те или иные инвестиционные проекты, создает временные третейские суды, целью которых является разрешение споров, возникающих между участниками таких инвестиционных проектов в течение времени реализации указанных проектов.
В современной литературе, посвященной международному коммерческому арбитражу, отмечается, что в последнее время неуклонно возрастает роль постоянно действующих третейских учреждений по сравнению с арбитражами ad hoc. Это объясняется тем, что "институционный арбитраж дает возможность арбитрам сосредоточиться непосредственно на арбитражном решении, в то время как большинство действий, связанных с руководством процессом, таких, как вручение документов, оказание секретарской помощи, подготовка заслушивания свидетелей и экспертов и т.п., могут выполняться арбитражным органом. Кроме того, накопленный в рамках институционных арбитражей опыт разрешения международных споров позволяет сторонам избежать целого ряда трудностей, связанных с отсутствием в их отношениях регулирующего начала. Немаловажным является и то обстоятельство, что зачастую стороны охотнее отвечают постоянно действующему арбитражному суду, чем друг другу.
Впрочем, традиция обращать внимание на преимущества постоянно действующих третейских судов по сравнению с судами, создаваемыми для рассмотрения конкретных споров, имеет длительную историю. Так, еще А.Ф. Волков отмечал, что "следует иметь в виду, что в области третейского разбирательства постоянные торговые третейские суды имеют значительные преимущества по сравнению с судами, образуемыми ad hoc, для каждого отдельного случая".

Вместе с тем в международном праве не прекращаются попытки унификации процедур разрешения споров как постоянно действующими третейскими судами, так и судами ad hoc. С этой целью под эгидой различных международных организаций предпринимались множественные попытки выработать единый модельный регламент, который бы стал ориентирующей основой для деятельности судов ad hoc. В конечном итоге Генеральной Ассамблей ООН был одобрен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, предназначение которого заключается в рекомендации процедур урегулирования деятельности международного коммерческого арбитража ad hoc. Рекомендуемые этим регламентом правила разбирательства споров могут быть использованы и для организации деятельности "внутренних" третейских судов, организуемых для разрешения конкретного спора.

В свою очередь Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в целях оказания содействия арбитражам ad hoc подготовил Правила по оказанию содействия арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Эти Правила были утверждены президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 9 декабря 1999 г. и вступили в силу с 1 января 2000 г.

В России проблема унификации деятельности судов, создаваемых для разрешения одного спора, не является актуальной. Общие параметры деятельности таких судов установлены Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации". В рамках установленных нормативных параметров договаривающиеся стороны вправе самостоятельно установить правила разрешения спора судом ad hoc. Однако пределы усмотрения заинтересованных сторон неодинаковы в постоянно действующих третейских судах, с одной стороны, и в судах ad hoc, с другой. Постоянно действующие третейские суды действуют на основании регламентов, положений и иных актов, утверждаемых организациями - учредителями третейского суда. Суды для разрешения конкретного спора наиболее существенным образом отличаются от постоянно действующих третейских судов как раз тем, что они не имеют правил третейского разбирательства. Восполнять этот пробел приходится спорящим сторонам, которые либо самостоятельно устанавливают такую процедуру, либо присоединяются к регламентам постоянно действующих третейских судов.

Кроме того, среди отличий суда ad hoc от постоянно действующих третейских судов необходимо отметить отсутствие правил формирования состава третейского суда для разрешения конкретного спора. Именно поэтому, в п. 2 ст. 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" содержится норма, подчеркивающая эти особенности установления правил разбирательства споров именно третейским судом для разрешения конкретного спора.

Суд ad hoc в отличие от постоянно действующего третейского суда не имеет фиксированных ставок размеров гонораров третейских судей, что отличает его от постоянно действующих третейских судов. Соответствующее вознаграждение третейским судьям определяется исключительно соглашением сторон.
В отличие от постоянно действующего третейского суда третейский суд для разрешения конкретного спора не имеет места нахождения, в котором осуществляется администрирование его деятельности. Между тем, как свидетельствует практика деятельности международных коммерческих арбитражей, администрирование и управление третейским судом оказывается весьма существенной поддержкой в его деятельности. Поддержка, оказываемая составу третейского суда постоянно действующим третейским судом, как правило, осуществляется в начале арбитражного (третейского) процесса, при назначении арбитров (третейских судей), а также в ходе проведения самого процесса и при его завершении. В то же время согласно бюрократическим законам жизни институционализация третейского суда имеет и определенные недостатки, заключающиеся в том, что администрирование, администрация, как и всякая бюрократия, становится самодовлеющей. На практике это может привести к формализации процесса, затягиванию работы. Во всяком случае, на такую опасность указывают юристы, работающие в крупных международных арбитражных центрах. Между тем третейский суд как раз и ценится за минимизацию бюрократизма в работе, за ускорение рассмотрения передаваемых на его разрешение гражданско-правовых споров. В этом смысле третейские суды для разрешения конкретного спора отличаются большей мобильностью, гибкостью, в меньшей степени подвержены бюрократическим процессам.

На практике это ускоряет процедуры рассмотрения споров.
Законодатель при установлении норм, регулирующих деятельность постоянно действующих третейских судов и судов ad hoc, по-видимому учитывает и то обстоятельство, что третейские суды для разрешения конкретных споров создаются, как правило, в случаях, требующих особой доверительности во взаимоотношениях между сторонами. Так, в том случае, если возникают какого-либо рода препятствия в формировании состава постоянно действующего третейского суда, уполномоченный орган (например, президент торгово-промышленной палаты) вправе вмешаться в процедуру назначения третейских судей и принять решение, направленное на стабильную работу третейского суда (в том числе своим решением назначить третейских судей). Что касается третейского суда для разрешения конкретного спора, то в случае недостижения сторонами согласия относительно третейских судей все негативные последствия, связанные с невозможностью рассмотрения дела в суде ad hoc, возлагаются на стороны. В этом случае (т.е. в случае отказа одной из сторон от назначения третейского судьи) третейское разбирательство подлежит прекращению, а соответствующий правовой спор может быть передан на рассмотрение государственного суда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.