Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К главе 9 2 страница




Появление примитивного химического производства в Древнем Египте и на Ближнем Востоке определялось потребностями в стекле и мыле.

В 1787 г. Н. Леблан открывает способ приготовления соды из каменной соли (NaCl), что явилось отправной точкой заметных скоплений загрязнений в виде выбросов HCl в воздух и появление крупных содовых отвалов.

Широкому развитию химических производств способствовала текстильная промышленность, где для отбеливания тканей требовался Cl и хлорная известь, а их изготовление сопровождалось большим количеством химических отходов.

В конце XIX в. способ Леблана вытесняется аммиачным способом Э. Сольве. И побочный продукт этого производства - хлористый кальций формирует целые "белые моря", загрязняя не только поверхностные, но и подземные воды.

В конце XIX в. появляется контактный способ получения серной кислоты и растет загрязнение сред сернистым ангидритом.

В связи с приоритетом военных потребностей растут потребности в синтезе аммиака, которые затем послужат в качестве минеральных удобрений в виде суперфосфата, с появлением в виде газовых отходов F. Из отходов химических производств получают фенол, составляющий основу пикриновых взрывчатых веществ, толуол, являющийся основой тротила. Применяемый в качестве пороха пироксилин (нитрат целлюлозы) послужил толчком к развитию целлюлозно-бумажной промышленности.

За получением неорганических веществ последовал химический органический синтез. Для активизации военных действий производится огромное количество отравляющих веществ, а затем на их основе появляются пестициды.

К началу XX в. были созданы все предпосылки для появления нынешних глобальных загрязнений во всех традиционных областях промышленности.

Реализация мечты о полетах в небе приходится на годы Первой мировой войны. Тогда же появляются первые модели ЭВМ. Сверхзвуковые военные самолеты разрушают озоновый слой Земли. Возникающая атомная военная промышленность с трудом переходит на мирные рельсы.

Загрязнение окружающей среды резко возрастает.

Увеличение скорости передвижения, связи и информации вызывают необходимость производства жаропрочных материалов, стойких смазок, присадок и т.п. Требуются инертные соединения. Возникают новые не встречающиеся в природе сложные неординарные соединения и составы.

В атомной энергетике возникает необходимость создания газодиффузных производств по разделению изотопов (в виде фторсодержащих соединений). Вовлекаются в промышленное использование Be, B, Cd, Hf, In, Ag, Gd.

Для термоядерных реакторов в больших масштабах растут потребности в редких элементах - Li, Nb, Be, V. Требуется переработка млрд. т исходного сырья.

Необходимы жидкости с повышенной термоустойчивостью. И появляются удовлетворяющие этим требованиям бифенилы и другие необычайно токсичные вещества.

Современные производства начинают в промышленных масштабах потреблять "чистые" металлы, а это означает резкое увеличение "нечистых" отходов. Среди их побочных продуктов производится чрезвычайно устойчивый токсикогенный диоксин.

На новейших заводах электронной промышленности даже воду нельзя использовать вторично: необходима исключительная чистота производства.

Итак, в рассмотренной цепи производств нет ни одного, которое не сопровождалось бы твердыми, жидкими и газообразными выбросами. Нет и таких, где бы отходы полностью утилизировались в качестве сырья для других производств. Поэтому нельзя создавать и промышленных гигантов, чтобы облегчить задачу использования отходов одного производства другим.

В основе важнейших проблем, связанных с промышленными воздействиями лежат общие тенденции развития техники и технологий, в том числе темпы роста производства. Требуются все новые композиционные материалы, новые их свойства. Это касается и жидкостей и полимеров, и композиционных материалов с высокими технологическими параметрами (термоустойчивостью, высокой энергоемкостью, исключительной чистотой состава и т.п.). При этом абсолютно невозможно изолировать технологии от биосферы, поскольку именно в этом пространстве они и функционируют. Также невозможно и создание безаварийного производства. Несмотря на все ухищрения, нельзя устранить все растущую диспропорцию целевой продукции и образующихся отходов.

В энергетике регенерация топлива представляется бессмысленной (необходимо столько же энергии, сколько ее выделилось при сжигании). В атомной и термоядерной отрасли энергетики часть отходов антиприродна, возникает потребность во все большем использовании редких и токсичных элементов (TR, Li, Nb, Be, V) – и все в весьма значительных количествах). Для развития солнечной энергетики необходимы сверхчувствительные элементы – Si, B, Ge, Ga, Cd, Te, Se.

В новейшей металлургии производство более качественных металлов приводит к возрастанию удельных загрязнений на единицу продукции. При увеличении глубины переработки при комплексном извлечении металлов увеличивается суммарное загрязнение, в том числе за счет перевода многих компонентов из химически устойчивых соединений в их подвижные формы. Гидрометаллургия резко увеличивает выбросы в гидросферу. В алюминиевой промышленности производство металла заключается в производстве глинозема, криолитов, электродов и электроллитическом получении конечного продукта из глинозема. Образуется масса так называемого «красного шлама» и одно из наиболее острых загрязнений фтором. При получении титана основной метод – хлорирование, с соответствующими токсичными загрязнениями. Еще сложнее и многообразнее по продуктам загрязнения редкометалльная металлургия.

В химической промышленности, где производится свыше 50000 наименований продукции, отходы чрезвычайно разнообразны, так же как велики «технологические потери». Даже при рециркуляции воды количество шламов и солей неизбежно увеличивается и их приходиться утилизировать при водоочистке.

В органической синтезной химии велика роль не только конечной продукции, но и полупродуктов, многие из которых очень опасны. При производстве фенола необходимо «рассредоточение» предприятий и т.д.

В целом следует учитывать все большее использование в технологических процессах «высоких параметров» (давления, температур, радиации…), исключительно устойчивых по этим требованиям веществ, ужесточение самих требований; исключить иррациональное потребление продукции; сокращение морального срока использования веществ; предотвратить бесхозяйственность и безответственность; ограничить внедрение в мирное производство особо грязных военных технологий.

С точки зрения геоэкологии, как науки преимущественно о глобальных экологических процессах, нет необходимости рассматривать специфику загрязнений, связанных с тем или иным промышленным производством (это задачи науки о техногенных системах и экологическом риске и близких к ней). Поэтому ограничимся здесь лишь краткими сведениями о наиболее характерных веществах и соединениях, поступающих в частности в атмосферу (табл. 16.1).

 

Таблица 16.1

Основные вещества и соединения,

поступающие в атмосферу из главных промышленных источников

 

Источники Загрязнители
Горная промышленность CO2, CO, SO2, SO, H2S, NOx, метан, Н, пыль, углеводороды, альдегиды и др.
Теплоэнергетика SO2, NOx, CO2, CO, углеводороды, Hg, Pb, As, V, Cl и др.
Металлургия CO2, CO, NO, SO2, акролеин, углеводороды, SiO2, металлы - пыль (окислы Fe, Mn, Zn, V, Ni и мн. др., F, HC и пр.
Химия Органические и неорганические химические вещества, SO2, NOx, HC, CO, фреоны, цианиды, одоранты и др.
Машиностроение Пыль, SO2, CO2, NOx, F, H2S, масляные и сварочные аэрозоли, пары растворителей (бензол, толуол, ксилол, ацетон, углеводороды - бензин, уайт-спирт и др.)
Строительство CO, CO2, NOx, формальдегид, сажа, соединения Pb, пары растворителей, красители, цемент, асбест, нитроцеллюлозные и полифирные масла
Автотранспорт CO2, CO, H, NOx, SO, углеводороды, альдегиды, Pb, Cl и др.

 

Повышение концентраций элементов в ареалах загрязнений сопровождается изменением соотношений входящих в их состав элементов.

Последствия промышленных загрязнений окружающей среды трудно переоценить: это и загрязнения воздуха, воды и почв, и проявления смогов и кислотных дождей, кислотных озер, радиоактивные и прочие вторичные негативные экологические явления.

 

4. Высокотехнологичные производственные системы

 

Технология - это искусство, мастерство (гр. technе), это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самих технологических процессах, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Сам термин высокие технологии относителен и наиболее часто употребим для принципиально новых технологий (рациональных и иррациональных), особенно в области электроники, атомных производств, ракетно-космических, самолетостроения и т.п. Для них вероятны сочетания новых решений в ракетно-космической области с их чрезвычайно низкой эффективностью (к.п.д. ракето-носителей по выводимому на орбиту полезному грузу не превышает 5%); высоких технологий рыболовецких снастей со способами добычи каменного века; идеализированных целей "Зеленой революции" с относительной кратковременностью их полезного интегрального воздействия... Пропагандируемые направления технического прогресса - комплексные, безотходные и замкнутые производства - не имеют под собой реальной теоретической базы.

Комплексное извлечение всех компонентов природного ресурса, в частности из руд, в принципе невероятно, так как ассоциации минералов образуются в различных термодинамических обстановках, а процессы их извлечения происходят только в определенных диапазонах этих параметров.

Как это показано в приведенном выше анализе С.А. Паршенкова, нет и не может быть безотходных технологий. Они явно противоречат фундаментальному закону экологии о безотходности природных процессов и имманентности отходов антропогенных техногенных производств.

Идея полной замкнутости промышленных производств противоречит термодинамическим законам, поскольку замкнутые системы энтропийны, тогда как производственные открыты, хотя бы потому, что они постоянно нуждаются в подтоке внешней энергии.

Экологическому эффекту производственных технологий пока уделяется явно незначительное внимание. Пожалуй, первый прорыв в этом отношении был сделан Б. Коммонером. Он провел оригинальный и кропотливый статистический анализ производства разнообразнейшей промышленной продукции в США за послевоенный период, отметив крайне неравномерный рост различных предметов потребления, координированных с ростом численности населения за рассматриваемый период, и тех из них, которые были обязаны модернизации взамен традиционных, которые не корреспондировались с ростом численности населения. В итоге он пришел к следующим важнейшим выводам.

Количество загрязнений равно произведению трех факторов: численности населения; количеству данного товара, приходящегося на душу населения; и количеству загрязнений, сопутствующих единице выпускаемого товара. В большинстве случаев резкое увеличение загрязнений объясняется не столько ростом населения и подъема благосостояния, сколько изменениями в технологии производства. Причем, на технологический фактор приходится около 95% общего увеличения количества загрязнений. Поэтому кризис окружающей среды - неизбежный результат этого антиэкологического характера процесса развития.

Позднее он же, проведя параллельный анализ хлорных производств США и загрязнений Великих озер Америки, рассмотрев масштабы непреднамеренного производства диоксинов в мире, призвал к техническому перевооружению, к отходу от хлорных технологий, на базе которых основан целый комплекс современных промышленных производств.

А, вместе с тем, развитие так называемых "высоких технологий" ведет по преимуществу не только ко все большему накоплению известных отходов, но и к появлению качественно новых типов загрязнений, что само по себе чрезвычайно опасно.

"Высокие" атомные технологии привели к разрастанию неуправляемых радиоактивных загрязнений; "высокие" радиотелевизионные и электронные технологии - к разнообразным и далеко не всегда безобидным в отношении всего живого на планете зарязнениям в диапазоне всего электромагнитного спектра излучений; "высокие" ракетно-космические технологии - к загрязнению не только наземной, морской, но и космической сред.

Наконец, сама изменчивость технологий создает, возможно, самую специфическую особенность современного антропогенного кризиса. В частности, принципиальное изменение технологии энергетики неизбежно приводит к цепной реакции в технологии всех энергетически обусловленных производств и бытовых условий существования общества. Поэтому, быстрая смена технологий сама по себе создает беспрецендентный уровень непредсказуемости поведения среды. Подобный темп технологических преобразований неблагоприятен и для социальной устойчивости. Прежде новые технологии в среднем возникали редко, и после относительно краткого периода бурного ("некогерентного") совершенствования наступала технологическая стабилизация социума. При быстрых темпах технологических преобразований этого может не произойти.

Искусственно сконструировать устойчивое сообщество вряд ли возможно: cообщество не механично, а органически связано между собой; поэтому искусственная "сборка" устойчивости, вероятно, столь же неосуществима, как и живого организма.

Итогом развития глобальной цивилизации, особенно во второй половине XX в., был беспрецендентно быстрый рост численности населения и глобальных изменений состояния биосферы. Численность населения более чем удвоилась. Повышение урожая примерно втрое, улучшив в общем питание населения, сопровождалось целым рядом опасных экологических последствий: падением уровня грунтовых вод и резким снижением качества всех водных систем, особенно интенсивным в результате нововведений в сельское хозяйство и в промышленные производства. Темпы роста экономики (примерно в 7 раз за полустолетие) значительно превзошли скорость роста населения. Все это привело к дальнейшему сокращению лесов,

 

 

Рис. 16.6. Индустриальная пустошь

местообитаний животных, росту пустынь, в том числе по причинам антропогенного характера (рис. 16.6), ухудшению состояния почв и атмосферного воздуха. Началось разрушение озонового слоя и нарушение приземного космического пространства.

Становиться ясным, что по мере того, как мир становится все более сложным и неоднородным, лишь глубокое проникновение в причинность и обусловленность геоэкологических проблем и отчетливая осознанность масштабов и темпов глобальных антропогенных преобразований способны ослабить напряженность экологического кризиса планетарных экосистем. Достаточно нам революционных преобразований, в каких бы областях человеческой деятельности они не совершались.

 

Контрольные вопросы

 

Глава 1

 

1. Экология – наука, изучающая вещественный состав исследуемых сред и вмещаемых ими живых организмов, или наука, изучающая процессы взаимоотношения этих сред с населяющими их организмами? Сравните различные определения этой науки: что в них общего, что –частное?

2. Определите сферу интересов и специфические особенности биоэкологии и геоэкологии.

3. Сопоставьте определения биогеоценоза и ландшафтов. Что определяет их различие и в чем оно заключается?

4. Экосфера – понятие характеризующее поверхностную оболочку планеты Земля или всемирную область интеграции среды и ее обитателей?

5. Приведите самое короткое и самое подробное определение экосистемы. Сравните сущность этих определений.

6. Передайте суть структурного содержания экологии.

7. В чем заключается сущность отличия методологии экологических наук от большинства других областей знания?

 

Глава 2

 

1. Экология – наука идей или фактов?

2. Допустимо ли использование экологией законов естественных и точных наук для решения экологических проблем и почему?

3. Как следует относиться к использованию в экологии законов физики и химии? Нет ли двойственности в использовании в экологии понятия энтропийности? Ведь оно заимствовано из классической термодинамики, основанной на анализе термодинамически закрытых систем.

4. Поясните основные отличия энергетического поведения закрытых и открытых систем.

5. Что такое негэнтропия?

6. Передайте суть и особенности экодинамических законов Ю. Гольдсмита.

7. Чем определяются процессы гибкого реагирования при управлении поведением экосистем?

8. Почему «природа знает лучше» о направлениях изменения экосистем?

9. Куда «все должно деваться» в экосистемах?

10. Поясните закон Б. Коммонера «ничто не дается даром».

 

Глава 3

 

1. Каковы основные структурные элементы атмосферы и принципиальные отличия гомосферы от гетеросферы?

2. Что подразумевается под терминами аэрозольные слои, слои осажденной воды, убегание легких газов?

3. Охарактеризуйте такие явления как озоновый защитный слой, озоновые дожди, озоновые дыры.

4. Передайте особенности динамики воздушных потоков в структурных подразделениях атмосферы и воздушных течений.

5. Как ориентированы пояса ветров, каким климатическим зонам соответствуют проявления ураганов и торнадо?

6. Поясните принципиальную разницу между инверсиями и конвекцией. Имеется ли между ними какое-либо соответствие?

7. Какова траектория движения дымовых шлейфов пожаров и переноса радиоактивной облачности?

8. Какие Вы знаете циклы гибели озонового слоя?

9. Какие разновидности смогов Вам известны и чем они характеризуются?

10. Как взаимосвязаны асидификация атмосферы, кислотные дожди, кислотные озера и «лесная чума»?

 

Глава 4

 

1. Из каких сфер и слоев состоит океаносфера?

2. Сопоставьте особенности химического состава морских и озерных (пресных) вод.

3. Какое значение имеют термоклин и лизоклин для дифференциации морских водных масс?

4. В чем выражается буферность водных систем?

5. Что понимается под термином «биологический насос»?

6. Какие биографические ярусы и пояса выделяются в морских системах?

7. Поясните понятия гидроклимата, терморегуляции и термоинерции морей.

8. Охарактеризуйте солевой и тепловой баланс морских вод.

9. Сопоставьте аэробные и анаэробные морские «подсистемы».

10. Представьте динамику океанических вод с учетом течений, противотечений, оборотных (геострофических) течений, конверсии, диверсии, апвеллингов и даунвеллингов.

11. Каковы особенности и масштабы деградации вод?

12. Поясните, как происходит асидификация вод и адвентивный перенос загрязнений.

13. Расшифруйте особенности проявления Эль-Ниньо (ЭНЮК) и сферы его влияния.

14. Раскройте значение эвтрофизации как экологического явления.

15. Поясните, что включает в себя английское высказывание «Sollution to pollution is not dilution».

 

Глава 5

 

1. Что понимается под сейсмичной расслоенностью и сейсмическим районированием?

2. В чем принципиальное отличие проявлений вулканизма на суше и в морских условиях?

3. Чем определяется продолжительность, периодичность и активность извержений?

4. Каковы последствия воздействия вулканических аэрозолей?

5. Назовите наиболее крупные катастрофы вызванные вулканическими извержениями и их жертвенность.

6. Охарактеризуйте методы прогноза извержений.

7. Какие меры предупреждения катастроф использовались при прошлых извержениях вулканов?

8. Вспомните основные характеристики землетрясений.

9. Перечислите наиболее губительные землетрясения, их силу и жертвенность.

10. Каково значение палеосейсмогеологических исследований?

11. Способы и возможности прогнозирования землетрясений.

12. Какие методы организации и защиты возможны для смягчения последствий землетрясений?

13. Охарактеризуйте оползневые явления связанные с землетрясениями.

14. Землетрясения и вызванные ими нарушения атмо- и гидросферного характера.

 

Глава 6

 

1. Поясните необходимость исследования атмо-гидросферного обмена веществом и энергией с экологических позиций.

2. Каково принципиальное значение гидросолевого переноса?

3. Раскройте особое значение поверхностной пленки гидросферы в процессе массообмена вода-воздух-земля.

4. С помощью каких физических процессов осуществляется обмен веществом между атмосферой и гидросферой?

5. Как отличаются геохимические факторы распределения химических элементов в водной среде по отношению к атмо- и литосферной?

6. Какими обменными процессами вещества связаны атмо- и литосфера?

7. Значение геохимической миграции элементов в процессах выветривания горных пород и руд.

8. Зональность продуктов выветривания и ее отражение в изменении состава грунтовых вод.

9. Роль вулканических эманаций в изменении состава атмо- и гидросферы.

10. Раскройте значение педосферы в химическом обмене веществом подземной и наземной атмосферы, поровых и свободных вод.

11. Охарактеризуйте позицию и особенности функционирования зоны минерального питания (ЗМП) по отношению к почвам.

12. Поясните роль комплексов обменных катионов и обменного иона водорода как функциональных факторов почв.

13. Чем определяются кислотность почв гумидных зон и щелочность аридных?

14. Каковы взаимосвязи кислотности-щелочности (рН) и окислительно-восстановительных потенциалов (Еh) в почвах?

15. Каковы основные функции почв (по В.А. Ковде)?

16. Расшифруйте принципы и характеристики экологических функций почв (по В.В. Добровольскому).

17. Назовите типы и степени деградации почв и их параметры.

18. Охарактеризуйте газовые эманации поступающие из недр Земли на ее поверхность и в водоемы.

19. Чем определяются потоки метана в гидро- и атмосферу?

20. Проведите параллели между полураспадом радиоактивных веществ и «полувыведением» из почв металлов.

21. Каким образом осуществляется обмен веществ между гидро- и литосферами?

22. Поясните возможности и масштабы загрязнения вод за счет вулканической деятельности на известных Вам примерах.

23. Какова стадийность развития процессов гальмиролиза?

24. Какое значение имеют газогидраты в процессах массообмена между морским дном и атмосферой?

25. Назовите самую характерную особенность отличия волн цунами от штормовых и других морскимх волн.

26. Каковы разрушительные последствия цунами и жертвенность этих событий?

27. Чем определяются сложности прогнозирования прихода цунами?

28. Расскажите об особенностях и последствиях подводных оползней.

29. Каков энергетический баланс Земли и чем он определяется?

30. Что Вы знаете о причинах и параметрах парникового эффекта?

31. Есть ли связь между парниковым эффектом и температурными характеристиками приземного слоя воздуха?

32. Какова взаимосвязь первичного и вторичного засоления вод и почв?

 

Глава 7

 

1. Расскажите о специфике биосферы как комплексе физической, термодинамической, химической и эволюционной систем.

2. Проведите принципиальное сопоставление континентальной и морской подсистем биосферы.

3. Охарактеризуйте суточные отличия в функционировании процесса фотосинтеза.

4. Можно ли ускорить процесс транспирации и водного питания растений? К чему это приведет?

5. Предсказание С.Н. Виноградским хемосинтеза и роль последнего в создании сгущения жизни на дне океанов.

6. Поясните взгляды В.И. Вернадского о распределении зон и участков сгущения жизни.

7. Какие процессы характерны для подземной биосферы?

8. Сопоставьте выводы о «счастливой случайности» эпизода зарождения жизни на Земле с возможностями проявления фотосинтеза на ее поверхности, хемосинтеза на океаническом дне и гипотезу о причинах возникновения подземной биосферы.

9. Что такое гомеостаз и какова сфера применимости этого понятия?

10. Порассуждайте о современном состоянии устойчивости биосферы.

11. Охарактеризуйте структуру фитоценозов.

12. Раскройте сущность проблемы обезлесения.

13. Каковы основные факторы, типы и темпы опустынивания?

14. Причины сокращения биотического разнообразия.

15. Пути и возможности сохранения биотического разнообразия.

16. Обсудите (за и против) взгляды В.Г. Горшкова о регулировании биотой окружающей среды и его основных выводах в связи с предлагаемой теорией.

17. Охарактеризуйте центры максимального глобального биоразнообразия.

18. Расскажите о центрах высокого биоразнообразия на Земле.

 

Глава 8

 

1. Дайте определение палеоэкологии и ее существующих вариантов.

2. Какова роль палеоэкологии в приложении ее методов и выводов ксовременным экологическим проблемам?

3. Обозначьте суть и направленность эволюции биосферы. Это путь к расширению, сужению или периодическому изменению биоразнообразия?

4. Охарактеризуйте важнейшие биотические кризисы в геологической истории Земли.

5. Поясните основные выводы при моделировании катастрофических вымираний представителей органического мира на Земле.

6. Какова этапность обобщенной модели вымираний и их внутренняя логика?

7. Что Вы знаете о фаунистических переворотах, и какое отношение они имеют к явлениям массовых вымираний?

8. Насколько быстры катастрофические вымирания?

 

Глава 9

 

1. Что такое геофизические поля и для каких физических явлений они характерны?

2. Расскажите о значении гравитации и гравитационных явлений для объяснения самых различных природных явлений (структурных особенностей расположения планет, климатических изменений на Земле, теории А.В. Шнитникова о внутренних волнах).

3. Какова взаимосвязь тепловых потоков Земли с размещением вулканов, гейзеров, тектонических структур?

4. Результатами каких процессов протекающих в недрах Земли являются магнитные поля? Что Вы знаете о магнитогидродинамике?

5. Какова реальная форма и структура магнитосферы и какими основными факторами она определяется?

6. Взаимосвязаны ли явления магнитных вековых колебаний, магнитных бурь и тепловых взрывов?

7. Что такое радиационные поля (пояса) Ван-Аллена?

8. Что Вы знаете о сейсмомагнитных связях?

 

Глава 10

 

1. Какие физические процессы и явления можно отнести к экодинамическим?

2. Какое экологическое значение принадлежит космическим ударным (импактным) явлениям?

3. Каков диапазон электромагнитного спектра излучения?

4. Чем характеризуется ионизирующее излучение, каковы его основные отличия от космического и рентгеновского излучений?

5. Расскажите об основных проблемах видеоэкологии. Чем отличаются гомогенные и агрессивные поля?

6. Обсудите вопрос о взаимоотношении экологии, урбоэкологии, архитектуры и озеленении городов.

7. По каким направлениям идет борьба с акустическим загрязнением и ее потенциальные возможности?

 

Глава 11

 

1. Что такое геохимические поля и в чем их принципиальное отличие от полей геофизических?

2. Расскажите о значении явлений дифференциации и фракционирования в создании геохимических аномалий.

3. Чем отличаются между собой представления о географических, элементарных, геохимических и биогеохимических ландшафтах?

4. Поясните отличительные особенности и охарактеризуйте «большой» и «малый» круговороты веществ.

5. Расскажите, что Вы знаете о проблемах относящихся к явлению кислородизации атмосферы.

6. Каковы современные данные о соотношении фотосинтезного и глубинного кислорода в атмосфере Земли (с учетом изотопного фракционирования)?

7. Что Вы знаете о гелиевом, ртутном, серном «дыхании» Земли и какое это имеет отношение к экологическим проблемам?

 

Глава 12

 

1. Поясните основные отличия экохимии, экогеохиии и химической экологии.

2. Каково соотношение эмиссионных и иммисионных процессов?

3. Как бы Вы определили основные задачи экогеохимии?

4. Какое значение имеют работы В.В. Ковальского по биогеохимическому районированию России?

5. Расскажите об особенностях биогеохимических циклов 2-3х химических элементов.

6. Поясните принципы выделения биогеохимических провинций S, W, V и F А.И. Перельмана.

7. Охарактеризуйте выборочный ряд эндемико-географических регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.