Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение доминанты в композиции




План

Доминанта в композиции, понятие целостности композиции

1. Определение доминанты а композиции

2. Способы выделения доминанты на плоскости

3. Практикум

4. Примеры работ

Доминанта - (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

В художественном произведении (в картине) смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделено). В произведениях батального жанра доминанта – это один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.

В произведениях абстрактной и формальной композиции, доминантой могут служить либо отдельные элементы, либо целые группы элементов (в нашем случае простые геометрические фигуры, или их набор), они также выделяются с помощью разных способов. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании должны повторяться в отдельных частях композиции (т.е. второстепенных элементах), связывая между собой доминанту и второстепенные элементы, и наоборот, второстепенные элементы доминантой.

Здесь могут возникнуть два вопроса:

1. Зачем связывать между собой доминанту и другие элементы композиции?

2. С помощью каких средств можно их увязать между собой?

Доминанта всегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство.

Отвечая на второй вопрос можно утвердительно сказать, что связать доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета, фактуры, формы, узоров.

Рассмотрим конкретные примеры: главный элемент желтый – второстепенные элементы могут нести на себе частичку жёлтого, либо имеют цвет производный от желтого. Если главный элемент имеет сложную форму, то второстепенные могут частично иметь усложнения, если главная доминанта очень рельефная по фактуре, второстепенные элементы могу нести такой-же узор фактуры на какой-то своей части, либо менее выраженную такую-же фактуру.

На рисунке 1а представлена композиция с большой доминантой, проанализируем эту композицию.

Доминанта воспринимается с первого взгляда, поскольку она самая большая, по форме она относится к группе фигур имеющих углы, собственно все элементы композиции относятся к этой группе, тем самым обеспечивается единство композиции по форме. Анализируя тоновые отношения (количество чёрного и белого), можно сказать что во всех элементах нет тонового контраста, т.е. разница в их количестве небольшая, кроме того, светло серый цвет доминанты, присутствует в квадрате, который относится к второстепенной группе элементов.

На рисунке 1б, показана доминанта, которая имеет меньше и темнее второстепенных элементов. При «чтении» этой композиции главный элемент читается гораздо быстрее, чем в рисунке 1а за счёт наибольшего контраста по размеру, расположения в центрально части листа, отсутствия перекрытия с другими элементами (контуры квадрата чистые, не пересекаются с другими фигурами) – таким образом доминанта выделилась из окружения. Теперь рассмотрим, что обеспечивает цельность композиции – все фигуры угловые, их грани расположены параллельно, либо перпендикулярно друг другу, второстепенные элементы по тону взаимосвязаны с фоном, тёмно-серый цвет которого достаточно взаимосвязан с чёрным цветом доминанты.

Это далеко не все приёмы достижения единства композиции, решение выходит из тщательного анализа своей композиции, распределения изобразительного материала на плоскости и чёткого понимания поставленной задачи на практике.

Способы выделения доминанты на плоскости изображаемого:

1) За счёт своей величины и величины остальных элементов.

Доминантный элемент или доминантная группа может отличаться по размеру и быть:

· Больше второстепенных элементов (рис.1а)

· Меньше второстепенных элементов (рис.1б)

рис.1а Доминанта больше других рис.1б. Доминанта меньше других

 

2) Положения на плоскости (отдельный, одинокий от других)

Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И второстепенные указывают (рис.2а) или не указывают (рис.2б) на главный элемент силовыми линиями.

(рис. 2а)   (рис. 2б)

 

3) Форма элемента.

Если композиционный центр состоит из одного элемента, он может быть:

· Сложнее по форме (рис.3а)

· Более простым (рис.3б)

· Не подобным группе подобных (рис.3в)

 

(рис.3а) (рис.3б) (рис.3в)

 

4 ) Фактура элемента (которая отличается от фактуры других элементов) – рис.4.

 

(рис.4)  

 

5) Цвет.

Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

 

6) Проработки элементов.

Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

 

В данной лекции даны далеко не все и не самые сложные способы выделения композиционного центра. Таких способов множество, например выделение доминанты за счёт контура, трёхмерности, более важной смысловой нагрузки и т.д. и т.п.

Схемы, приведённые в лекции не являются штампами, а лишь простейшей демонстрацией принципов выделения доминанты на плоскости.

3. Практикум:

Задание:

Разработка 6 композиций с использованием простых геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) и их модификаций.

Цель: научиться различными способами выделять композиционный центр различными способами

Методический указания:

Каждый квадратик размеров 9-9 см. есть самостоятельная композиция, произведение, в каждой такой композиции должна чётко читаться доминанта – один объект, либо группа объектов. При выполнении заданий не пользоваться линейкой – применение инструментов мешает цельному восприятию плоскости, после композиционного размещения элементов их можно обвести по линейке.

Каждая композиция выполняется на отдельном листе размером 9х9 см. После утверждения преподавателем, все композиции наклеиваются на лист серого, или тонированного картона.

Композиции обрезаются резаком с помощью металлической линейки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 30253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.