Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые отравления




Значительную угрозу природе и человеку, его здоровью и жизни создают техногенные аварии, а также катастрофы природного характера, в результате которых происходит загрязнение воздуха, воды и почвы, следствием чего могут быть острые или хронические отравления, носящие групповой характер.

Различные по своему происхождению, направленности, кругу участников и потерпевших последствия экологических ЧС объединены рядом признаков: масштабностью (зоной экологического бедствия), массовостью, внезапностью. Из всех форм деградации природной среды наиболее опасной в настоящее время остается ее загрязнение вредными веществами. Высвобождающиеся в результате катастроф радионуклиды и токсичные вещества могут перемещаться по «пищевой цепочке» из почвы, воды и воздуха, где, сохраняясь длительное время (от нескольких месяцев до десятков лет), они переходят в растения, ткани животных и рыб, попадают в организм людей непосредственно или в составе продуктов питания. Особое значение имеют передвижения радионуклидов в природных и аграрных экосистемах, так как с потреблением пищевых продуктов, содержащих радиоактивные вещества, во многих ситуациях связано основное сверхфоновое облучение населения.

Следствием техногенной катастрофы может стать поступление в экосистему высоких концентраций газообразных, жидких и пылевидных опасных для здоровья человека веществ, что приведет к невозможности использования местного продовольственного сырья и продуктов питания. Даже в обычный период качество продовольственного сырья и пищевых продуктов часто не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям и содержанию в них тяжелых металлов, нитратов, пестицидов, радионуклидов и других токсикантов. Степень безопасности продуктов питания в большой степени зависит от технологии их обработки, хранения и реализации.

Для оценки последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий с целью предупреждения поражения населения, локализации и ликвидации очага загрязнения окружающей среды опасными веществами проводятся эколого-гигиенические исследования зоны бедствия. Выявление факта загрязнения окружающей среды и степени ее загрязнения; сбор сведений о содержании веществ в атмосферном воздухе, водоемах, почве; обобщение и анализ многих показателей, характеризующих динамику возможного распространения опасных загрязнителей окружающей среды; оценка их предельно допустимых и летальных концентраций; определение их устойчивости в атмосфере и в водной среде.

2.1.2. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации и в районах размещения пострадавшего населения.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, инженерно-технических, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, а также соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мероприятий, осуществляемых в ЧС, имеет отличия от обычной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий. Эти отличия определяются экстремальными условиями, множественностью воздействия на население поражающих факторов, спецификой действия некоторых из них, необходимостью выбора основного направления санитарно-противоэпидемической работы при тех или иных нозологических формах и наиболее рационального использования имеющихся ресурсов.

В Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) входит «Функциональная подсистема надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой».

Общие принципы организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС и основные направления деятельности и задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ЧС определены «Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 05.10.05.

Основными принципами организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий являются:

− единый подход к организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

− соответствие содержания и объема мероприятий медицинской и санитарно-эпидемической обстановке, характеру производственной деятельности пострадавшего населения;

− участие во всех звеньях санитарно-эпидемиологической службы при организации экстренной медицинской помощи в ЧС, а также всех служб РСЧС (химической, инженерной, продовольственной и др.) в проведении соответствующих мероприятий;

− постоянное взаимодействие служб здравоохранения с медицинской службой Министерства обороны, другими ведомствами страны по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения.

Основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ЧС предусматривают:

ü принятие главными государственными санитарными врачами решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС санитарно-эпидемиологического характера;

ü осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;

ü осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;

ü осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

ü обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС;

ü разработку предложений по введению и отмене на территории Российской федерации особых условий и регламентов проживания населения, ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

ü образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Федерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования затрат на проведение в ЧС гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

ü обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к работе в ЧС;

ü осуществление контроля за созданием и готовностью специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (гигиенические и противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализированные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;

ü обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения, а также осуществление оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

ü представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;

ü участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС.

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работа санитарно-эпидемиологической службы проводится по трем направлениям: контроль окружающей среды (санэпидразведка); санитарно гигиеническое обеспечение; противоэпидемическое обеспечение. Следует отметить, что это деление весьма условно, ввиду того, что данные мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и выполняются всегда в комплексе.

Контроль окружающей среды (санэпидразведка).

Для осуществления надзора и контроля за состоянием окружающей среды на территории Российской Федерации Положением «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации», N 13.3-2/1221 совместно утвержденным в октябре 1993 года председателем ГКЧС России, Министром здравоохранения Российской Федерации, председателем Госкомсанэпиднадзора России, Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, руководителем Росгидромета создана Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК)— система санитарно-эпидемиологических учреждений всех министерств и ведомств, входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) загрязнения (заражения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и объектов окружающей среды.
Общее руководство Сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:– своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды: (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;– принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно опасных химических веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
Наблюдение — способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АОХВ и БС с помощью технических средств.
Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).
Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АОХВ, БС и определить их вид.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно - исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России. Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно - исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные управления ГО и ЧС. Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные управления ГО и ЧС.Перечень конкретных учреждений и организаций (кроме научно - исследовательских), функционирующих на региональном и местном уровнях, устанавливается местными органами исполнительной власти по согласованию с министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Перечень академических и отраслевых научно - исследовательских учреждений, входящих в структуру СНЛК, определяется министерствами, ведомствами и организациями (Российская академия наук и др.) и согласовывается с местными органами исполнительной власти.Региональные и территориальные управления ГО и ЧС организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) проводится:– установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АОХВ атмосферного воздуха; воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства; питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях; на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АОХВ;– установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;– прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий и разработка предложений по ее нормализации;– увеличение количества систематических наблюдений на стационарных участках и подвижных постах наблюдения.А также другие мероприятия наблюдения и лабораторного контроля в объеме задач, предусмотренных Положением «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации». Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АОХВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб (управление) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными штабами (управлениями) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных Положением «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации»:− организация и проведение силами СНЛК оперативного радиационного, химического, биологического (бактериологического) и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;− развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе лабораторий (подразделений) профильных центров индикации бактериальных средств, гидрометеорологических, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;− установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;− определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;− установление радионуклидного состава исследуемых проб;− проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-противоэпидемических отрядов и др.);− установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);− проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АОХВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;− проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;− установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АОХВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АОХВ;− установление наличия РВ, ОВ и АОХВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;− сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) объектов окружающей среды на территории Российской Федерации в мирное и военное время, прогнозирование радиационной, химической и эпидемиологической обстановки и разработка предложений по ее нормализации;− осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях и другие мероприятия.Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АОХВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб (управление) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо). СНЛК включает: Ø Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России (ВЦНЛК);Ø академические и отраслевые научно - исследовательские учреждения;Ø кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;Ø территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС, ЦГМС);Ø специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК);Ø авиа- и гидрометеорологические станции (АМГС, ГМС) и посты (ГМП);Ø специализированные комбинаты «Радон»;Ø Российский республиканский информационно - аналитический центр Роспотребнадзора России (РОСРИАЦ);Ø центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на воздушном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);Ø Территориальные управления Роспотребнадзора и их отделы;Ø ФГУЗ Центры гигиены и эпидемиологии и их филиалы;Ø центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем («Медбиоэкстрем») при Минздраве России;Ø Территориальные управления Роспотребнадзора, ФГУЗ Центры гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте МТС России;Ø Противочумный центр, противочумные станции (ПЧЦ, ПЧС);Ø территориальные ветеринарные лаборатории (ВЛ);Ø проектно - изыскательские центры и станции агрохимической службы,Ø центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории (ПИЦАС, ПИСАС, ЦХСР, АХЛ);Ø станции защиты растений (СТАЗР);Ø пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений (ПСП);Ø пограничные пункты по карантину растений (ППКР);Ø производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;Ø химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны (ХРЛ);Ø посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН). Основу СНЛК составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе ведущих научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, республиканские, краевые, областные, зональные и городские учреждения (расположенные в городах, отнесенных к особой, первой и второй группам по гражданской обороне), являющиеся головными. Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения - выполняют следующие задачи:– определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АОХВ и проводят специфическую индикацию БС;– осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;– разрабатывают нормативно - методические документы для подчиненных подразделений СНЛК;– осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;– организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции областных, краевых, республиканских или региональных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) филиала Центров гигиены и эпидемиологии и соответствующие им филиалы на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; проектно - изыскательские центры и станции агрохимической службы; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и др.Перечень головных учреждений СНЛК федерального и регионального уровней по представлению министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации согласовывается с МЧС России. Перечень головных учреждений и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными управлениями по делам ГО и ЧС.Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:ü ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК;ü соответствующий штат и табель оснащения;ü план перевода учреждений с мирного на военное положение;ü план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;ü схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;ü функциональные обязанности специалистов учреждений;ü перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;ü перечень АОХВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;ü перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;ü инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;ü инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;ü методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АОХВ и БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;ü нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно - допустимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;ü карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;ü журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;ü журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);ü инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АОХВ и БС;ü переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб (управление) по делам ГО и ЧС.

Общие задачи для основных учреждений и формирований СНЛК в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации определены Положением «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации», более конкретно структура, задачи и организация деятельности СНЛК регионального и местного уровней определяются нормативными документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оснащение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счет местных бюджетов.

Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации и согласовываются с МЧС России.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранится, непосредственно, в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.

Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствам, государственным комитетам, ведомствам, организациям и учреждениям Российской Федерации на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, незапрещенной законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка, специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования подготовки учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.

В период повышенной готовности и чрезвычайной ситуации силами создаваемых на базе Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-противоэпидемических отрядов, санитарно эпидемиологических бригад и др.), а также силами других учреждений и формирований СНЛК в очагах массового поражения военного времени и в зонах ЧС проводятся мероприятия санитарно-эпидемиологической, санитарно-радиационной и санитарно-химическойразведки.

Санитарно-эпидемиологическая разведка — вид медико-санитарной разведки, включающий сбор сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, заключающийся в получении данных об эпидемических очагах; качестве воздуха, воды и продовольствия; санитарном состоянии территории жилого фонда, коммунальных и иных объектов; наличии и работоспособности лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных учреждений, влияющих на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

 

Санитарно-радиационная разведка — вид медико-санитарной разведки, включающий мероприятия по оперативному сбору данных о радиационной обстановке и получению предварительной информации, необходимой для принятия решения по организации проведения лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий при радиационной аварии или в очаге ядерного поражения.

 

Санитарно-химическая разведка— вид медико-санитарной разведки, включающий сбор сведений о качественном и количественном составе химически опасных веществ, загрязняющих объекты окружающей среды; масштабах и характере загрязнения (заражения) территории (объекта); поражающем действии на население.

Для оценки санитарно-эпидемического состояния зоны чрезвычайной ситуации проводится санитарно-эпидемиологическая разведка. В ходе ее проведения выявляются: характер инфекционной заболеваемости среди населения, наличие эпизоотии среди диких и домашних животных, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и их активность, состояние эпидемически важных объектов в зоне чрезвычайных ситуаций (водоисточников, объектов экономики, бань, прачечных, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных учреждений, инфекционных стационаров, бактериологических и вирусологических лабораторий, водоочистных сооружений, свалок бытовых и промышленных отходов, кладбищ и т.п.), санитарное состояние мест размещения пострадавшего населения (беженцев), система сбора и удаления нечистот, мусора и отходов, организация водоснабжения, питания и др., наличие переносчиков инфекционных заболеваний, система организации противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения и спасателей, производится отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологического контроля.

При постоянном пребывании в зоне ЧС разведывательных формирований, разведка перерастает в санитарно-эпидемиологическое наблюдение.

На основе полученных данных производят оценку санитарно-эпидемического состояния.

Санитарно- эпидемическое состояние зоны (района) чрезвычайной ситуации — комплексная характеристика уровня заболеваемости и работоспособности населения, наличия средств жизнеобеспечения населения, санитарного состояния территории и гигиенически значимых объектов, условий проведения санитарно-гигиенических мероприятий.

Согласно существующим в настоящий момент критериям, санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние — отсутствие массовых разрушений гигиенически значимых объектов, незахороненных трупов погибших людей и животных; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения, коммунальная благоустроенность; качественное проведение всего комплекса санитарно-гигиенических мероприятий; отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; отсутствие массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.

Неустойчивое состояние — умеренный рост уровня заболеваемости или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений) без тенденции к дальнейшему распространению; массовая гибель скота; наличие незахороненных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов экономики, водоснабжения и питания; расположение зоны (района) ЧС в непосредственной близости от источников или зоны химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения.

Неблагополучное состояние — возникновение среди населения групповых поражений (отравлений) либо единичных неинфекционных заболеваний (отравлений) с тяжелой клинической картиной и неблагополучными исходами; появление участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения; наличие значительного числа неубранных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, производственных и социально-бытовых объектов; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние — резкое увеличение числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди пострадавшего населения в короткий срок; залповый выброс (сброс, выпуск) в зоне ЧС высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ; наличие большого числа незахороненных трупов людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории (разрушения системы водоснабжения и канализации).

После оценки полученных в результате разведки данных обстановки ТУ Роспотребнадзора, Центром медицины катастроф и в последующем штабом (управлением) по делам ГО и ЧС вырабатываются предложения по практическому осуществлению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС или очаге массовых санитарных потерь. В предложениях отражаются следующие вопросы:

- выводы из оценки санитарно-эпидемиологической обстановки;

- эпидемиологический прогноз и факторы, на него влияющие;

- формулировка задач медицинской службе, распределение и порядок использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

- организация биологической и эпидемиологической разведки;

- обоснование необходимости и организация изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий;

- организация противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;

- необходимая помощь от вышестоящих структур РСЧС и органов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.