КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Твердые смазочные материалы
Твердые смазочные материалы (ТСМ) – это материалы, которые обеспечивают смазку между двумя поверхностями в условиях сухого или граничного трения в экстремальных условиях. Основные типы ТСМ: графит, дисульфиды молибдена и вольфрама, нитрид бора, бромиды олова и кадмия, сульфат серебра, иодиды висмута, никеля и кадмия, фталоцианин, селениды и теллуриды вольфрама, титана и пр. Графит обладает антифрикционными свойствами в паре трения со сталью, чугуном и хромом (несколько хуже эти свойства с медью и алюминием). В присутствии воздуха и воды графитная смазка улучшает свои показатели. Для графиту характерна способность адсорбироваться на поверхностях трения с образованием прочной пленки, ориентированной в направлении скольжения. Наличие на поверхности металла пленки оксидов облегчает адсорбцию графита, поэтому использование графита особенно эффективно для металлов образующих прочную оксидную пленку (хром, титан, в меньшей степени сталь). Температурный предел работоспособности графитной смазки равен плюс 600 о С. Коэффициент трения графита по стали составляет 0,04…0,08. С увеличением нагрузки и повышением температуры коэффициент трения возрастает. Дисульфид молибдена (MоS2) - синевато-серый порошок с металлическим блеском, обладает хорошими адсорбционными способностями по отношению к большинству черных и цветных металлов. Смазочная способность MоS2 обусловлена выраженным слоистым строением кристаллов и сильной поляризацией атомов серы в процессе трения. В отличие от графита при увеличении нагрузки и температуры коэффициент трения дисульфида молибдена уменьшается (средняя величина 0,05…0,095). Несущая способность граничной смазочной пленки дисульфида молибдена выше, чем у любых смазочных масел. При температурах выше 500 °С он окисляется с выделением диоксида серы (SO2). Дисульфид молибдена обладает высокой радиационной стойкостью. Его можно использовать как смазочный материал при низких температурах, а также в вакууме. К недостаткам дисульфида молибдена относится то, что он обладает высокой химической активностью и относительно легко вступает в реакцию с водой и кислородом. Вследствие этого при контакте с воздухом максимально допустимая температура не более 450 °С. Водород способен восстанавливать дисульфид молибдена до металла. Дисульфид вольфрама (WS2) по сравнению с дисульфидом молибдена обладает большей термостойкостью (плюс 580 °С), стойкостью к окислению и в 3 раза большей несущей способностью. Химически инертен (кроме фтора и его соединений), коррозионно неагрессивен и нетоксичен. Его применение ограничено высокой стоимостью. Использование дисульфида вольфрама в качестве добавки к маслам осложнено его высокой плотностью (р = 7,4•103 кг/м3), что затрудняет получение однородной смеси с маслом. Рекомендуется использовать при температурах свыше 450 °С. Нитрид кремния (Si3N4) имеет низкий коэффициент трения в парах со стальными деталями и некоторыми металлокерамическими материалами. Обладает хорошими механическими характеристиками, высокой термической и термоокислительной устойчивостью (до 1200 °С). Благодаря сочетанию этих качеств нитрид кремния рассматривают как перспективный материал при изготовлении деталей цилиндропоршневой группы теплонапряженных двигателей. Нитрид бора (BN) обладает высокой термической и термоокислительной устойчивостью (разлагается при температуре свыше 1000 °С). Фталоцианины (меди C32H16N6C11, железа C32H16N8Fe и пр.) – металлосодержащие полициклические органические соединения, обладающие крупными плоскими молекулами со слабыми межмолекулярными связями. Характерной особенностью этих веществ является то, что наряду с физической адсорбцией они образуют хемосорбированные пленки на поверхностях металлов. Фталоцианины обладают хорошей термической (плюс 650 °С) и радиационной стойкостью, стабильны при контакте с воздухом и водой. При температурах до плюс 300 °С коэффициент трения у них выше, чем у графита и дисульфида молибдена, но понижается до 0,03…0,05 с увеличением температуры до плюс 500 °С. Из фталоцианинов делают защитный слой на юбках поршней перспективных двигателей. Такие поршни повышают механический КПД и обладают повышенной стойкостью к заклиниванию. В таблице 8.5 приведены средние величины коэффициентов трения для некоторых ТСМ.
Таблица 8.5 Значения коэффициентов трения для ТСМ
К достоинствам твердых смазочных материалов относятся: - широкий диапазон рабочих температур; - возможность смазывания негерметичных узлов трения (смазочный материал не выдавливается и не вытекает); - отсутствие необходимости в непрерывном подводе смазочного материала; - малый расход смазочных материалов; - низкие эксплуатационные расходы. Недостатком ТСМ является более низкий отвод теплоты от поверхностей трения, чем у жидких масел, а также малая долговечность. Пополнение ТСМ часто сопряжено с трудностями конструкционного и эксплуатационного характера. Однако в некоторых узлах, работающих в условиях вакуума, единственным способом смазывания является применение только этих смазочных материалов. Также к недостаткам можно отнести худшую физическую и химическую стабильность, а также большую разницу в величинах коэффициентов трения покоя и движения. При использовании ТСМ необходимо, чтобы сопряженные поверхности трения имели необходимые антифрикционные свойства (прирабатываемость, отсутствие склонности к задирам и схватыванию). Твердые смазочные материалы выпускаются в виде порошков, дисперсий, паст, покрытий. Их включают в состав различных продуктов, в т.ч. и жидких смазок в случае невозможности использования химических присадок из-за температурных условий. Порошки. Чистый дисульфид молибдена производится с различным средним размером частиц. Он хорошо заполировывается в поверхность в течение времени или под воздействием повышенной внешней нагрузки, обладает хорошей адгезией к металлическим поверхностям. Смеси твердых смазочных материалов обычно используются в тормозных колодках, что обеспечивает высокое трение и малый износ. Дисперсии. Высококонцентрированные дисперсии ТСМ применяются в качестве добавок к маслам, таким как редукторные, трансмиссионные для двухтактных мотоциклов, дизельные. Дисперсии также используются в особых процессах формования металла и в качестве высокотемпературных цепных масел (маслоноситель испаряется, оставляя на поверхности твердый смазочный материал). Пластичные смазки. ТСМ добавляются к пластичным смазкам в количестве примерно 3%. Их преимущество перед химически реактивными присадками высокого давления заключается в отсутствии необходимости обеспечения температуры реакции. Кроме металлургии такие продукты применяются также в автомобилестроении, например в шаровых шарнирах и шарнирах для передачи постоянной частоты вращения. Пасты. Количество ТСМ в составе паст значительно выше, чем в пластичных смазках и может достигать 70% в зависимости, как от типа твердого смазочного материала, так и от вязкости масла-носителя. В зависимости от области применения пасты разделяются на три категории: - резьбовые - обеспечивают коэффициент трения порядка 0,1. Они обеспечивают разборку оборудования после длительного простоя, а также выдерживают ультравысокие температуры. Пасты также обладают совместимостью с высокопрочными сплавами, что используется при производстве турбин; - сборочные - предотвращают фреттинг-коррозию, позволяют проводить безаварийную разборку при снятии подшипников с вала, обеспечивают очень низкий коэффициент трения и повышенную защиту от коррозии; - смазочные - обеспечивают долговременное смазывание. При этом по таким параметрам как адгезия, защита от коррозии и температурная стойкость значительно превосходят жидкие смазки. Антифрикционные покрытия («смазывающая краска») это покрытия (краски), в которых цветовой пигмент заменен на твердый смазочный материал. Покрытия состоят из ТСМ, смол, тип которых зависит от желаемого метода полимеризации или устойчивости к среде, а также растворителя. Кроме этого в состав входят добавки, улучшающие пленкообразование и повышающие коррозионную стойкость. В зависимости от геометрии покрываемых деталей, антифрикционные покрытия могут быть нанесены различными способами: аэрозоль, трафаретная печать, погружение, центрифугирование или электролитическое осаждение. Смазочные покрытия применяют только при трении без смазочного материала; в жидкостях они отслаиваются. Помимо снижения трения и защиты от износа, они защищают поверхность от коррозии. Толщина пленки должна быть равна 5…15 мкм, более толстый слой подвержен растрескиванию и скалыванию. Ряд твердых смазочных полимерных пленок (в виде суспензий) разработан во ВНИИНП. Их наносят распылением или погружением детали в суспензию. Отверждение производят при температуре плюс 120...300°С в течение 2...3 ч. В агрессивных газах и парах применяют антифрикционные покрытия в виде фторопластовых лаков и суспензий. Наиболее распространенными являются антифрикционные лаки ВАФ-31, ФБФ-74Д, фторопластовая композиция ФК-33 и др. Эти композиции состоят из порошка фторопласта ЧД или ЧДП и связующего типа БФ. Суспензии и лаки наносят кистью, распылителем или погружением. Мягкие металлы (свинец, индий, олово, кадмий, медь, серебро, золото и др.) могут применяться в качестве смазок, наносимых в виде тонких слоев (пленок) на более прочные основы. Поведение пленок этих металлов во многом сходно с маслами. Кроме того, они обладают свойством облегчать и ускорять процесс приработки. Например, пленка серебра толщиной 100...200 мкм, наносимая на основу гальваническими методами, обладает высокими антифрикционными свойствами и обеспечивает интенсивный отвод теплоты от поверхности трения.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 6867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |