КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Творчество
Центральной темой творчества Н. Рыбалко является тема войны. Она проходит во многих стихотворениях, таких, как «Опять пишу я о войне…», «Слово солдата», «У вечного огня», «Если воевал ты…», «Вновь война проснулась спозаранку» и другие. Война была для поэта не только суровым испытанием, но и великой школой. Он не просто повзрослел до поры, из огня боев вынес он – пусть за это было уплачено очень дорогой ценой – ни с чем не сравнимый духовный опыт.
Ослепнув, но, не потеряв мужества, Рыбалко стал создавать свою поэтическую летопись тяжелых дней войны. Трагическая сторона войны выступает в стихах резко и откровенно. Мы слышим в голосе автора боль и скорбь перед разворотом событий первого года войны, когда наш народ понес огромные человеческие потери.
Ты думаешь – я плакать не могу, И горечь слез мне не понятна вовсе… Со всех сторон мы били по врагу, А он утюжил спелые колосья. А он кресты на черных крыльях нес, От них в то утро стало в небе густо. До слез тут было или не до слез, Но лишь приклад сжимали мы до хруста. Ты думаешь – я плакать не могу… Железный гул схлестнулся с тишиною, И стало жарко, жарко на снегу, И санитар склонился надо мною.
Поэт применяет в стихах контрасты – юность, начало жизни, когда все впереди, и война, не знающая снисхождения к молодости, не считающаяся с тем, что уничтожаются еще не состоявшиеся жизни, - этот контраст служит заостренным выражением мысли о подлинной цене того, что совершили с беззаветной самоотверженностью юноши 41-го года, и о том, что с гибелью каждого человека, особенно юного, не раскрывшего еще своих возможностей, умирает целый мир неповторимый и невосполнимый. Автор пишет о поколении, чей год рождения 22 – ой.
Год рождения – двадцать второй, Рассчитайся на «первый – второй!». «Первый!...» Вместо второго молчанье. Только ветер березы качает Над звездой, над гранитной плитой. Сколько первых и сколько вторых Не вернулось с дорог фронтовых… И живые становятся в строй, Я – и Первый теперь, и Второй. Автор рассказывает нам о воинах, с упорством отстаивающих каждую пядь родной земли. Проклиная войну, поэт не перестает дивиться мужеству и доблести защитников Отечества, воздавая должное храбрым, скорбя о павших. Чего ни стоило нам – взяли Мы этот выжженный курган. И, шапку сняв, стоял в печали Двадцатилетний капитан. А рядом мы – на той высотке. К земле припала тишина, Застыли кружки с горькой водкой – Тут не скупился старшина. А над могилой у дороги – Звезда да черный крест берез. И капитан, что с виду строгий, Не сдерживал, не прятал слез. Сжимали сталь в шинелях люди… И я всем существом постиг: Мне горше никогда не будет, Чем было в этот горький миг.
Стихи поэта о войне – автобиографичны. Поэтому часто в стихотворениях речь идет от первого лица: «Уходил я на фронт с друзьями…», «Я осень чувствую тогда, когда дожди и холода». Но в этих и во многих других строках просматриваются черты, присущие целому поколению. Более того, образ лирического героя имеет собирательное звучание и часто переходит к такой форме обращения, как «мы». В голосе поэта слышатся голоса современников: Да мы себя на прочность испытали И в перекрестном, и в прямом огне И наяву такое мы видали, Что сыновьям не видеть и во сне. В своем творчестве Николай Александрович стремится к максимальной достоверности, обнажая и подчеркивая тяготы войны и ее жестокость. Каждая строка свидетельствует о том, что написана она сердцем и кровью человека, который лично пережил все, о чем он говорит людям в своих произведениях. Прочитаете ли вы стихотворение «У обелиска», посвященное памяти Героя Советского Союза Евгения Лысенко, похороненного в родном для поэта Краматорске; вдумаетесь ли в строки «Встречи», «Сердца» и других стихов - вас не покинет острое чувство документальности всего, о чем сказал поэт.
Но документальность эта - особого рода. Вот стихотворение «Цветы»:
Белый свет со мной играет в жмурки, Мне не светят звезды с высоты. Говорит мне ласково дочурка: «Посмотри, какие здесь цветы!» Знать, она еще не понимает, Что вернулся я с войны слепой. «Посмотри же, - снова умоляет, - Это желтый или голубой?» Я склонился над дочуркой ниже И подумал, трогая цветы: «Я давно уже цветов не вижу, Чтобы их всегда видала ты».
Просто, документально просто сделано стихотворение. Но какой фейерверк чувств и мыслей вызывает оно у читателя! Какой подкупающей искренностью веет от него! В строчках этих бьется, переполняет их мысль о преступности войны, о священном долге отцов – дать счастье мирной жизни тем, за кем – будущее. У Николая Рыбалко монументальность, широкие обобщения органически рождаются из раскрытия деталей, частностей, поэтому они глубоко реалистичны. Для творческого кредо поэта стал незыблемым закон истинной художественности: от детали – к общему, через себя – о времени. О меткости, точности, лаконичности его поэтического слова говорилось в многочисленных статьях, опубликованных в областной, республиканской и всесоюзной прессе. И все-таки хочется еще раз подчеркнуть, что перечитывая сборники Н. Рыбалко, вдруг неожиданно для себя открываешь новый смысл его произведений.
Кому-то петь, кому-то плакать, Молчать в спасительных бинтах, Четвертый раз идти в атаку И выжить после всех атак. И наспех отрывать окопчик Для пулемета своего, Не подпустить слепящей ночью К себе и черта самого. Считать редеющую роту – Всю до единого штыка, На карту наносить высоты – Так будет завтра. А пока… Здесь и предвидение потерь, и в тоже время надежда выжить «всем смертям назло». Но не просто выжить – победить. И суровый лейтмотив – без жертв не победишь. Тут же – чисто человеческая дань минутной слабости: ведь все это будет завтра, еще есть возможность жить, дышать, надеяться. Но следующая строка жестко ставит все на свои места: придется все таки «считать редеющую роту». Целый мир переживаний воина перед смертоносной атакой. А всего то – двенадцать строк. Н. Рыбалко называют поэтом батальным, поэтом, воспевающим тех, кто дошел до Берлина, скорбящим о тех, кто не дожил до Победы. И так случилось, что ему, украинскому парню, и воевать довелось на Украине, освобождать от фашистских захватчиков свою страну от восточных ее границ до западных. Пожалуй, наиболее ярким в этом отношении является стихотворение «Запевала». Оно – о форсировании Днепра, в котором принимал участие поэт, об истории Украины, о великом ее певце Тарасе Шевченко. Но рассказывается обо всем этом не прямолинейно, а тонко, опосредствовано. Речь идет о старшине, который с болью говорит:
О чернобровой Катерине Да седоусом кобзаре. О сиротине-Украине Да тяжко стонущем Днепре. «Люблю я до смерти Тараса» - Бывало, скажет и вздохнет… И снова огненные трассы Чертили дымный небосвод. Мы шли… Волной вскипала ярость. Седели косы гордых ив. „Сичі в гаю перекликались Та ясень раз-у-раз скрипів”.
Главное в стихотворениях о войне – это тема священной памяти. Тех, кто погиб защищая мир и покой на земле, должны помнить ныне живущие поколения. Рыбалко преклоняется перед людьми, прошедшими войну и одержавшими великую победу. Он просит молодежь не быть непростительно равнодушными к ветеранам войны. Искренне и взволнованно звучат строки из стихотворения «Запоминайте их»:
И будет так, неповторимо будет… На сцену выйдет в орденах старик – Последний на планете фронтовик – И перед ним в порыве Встанут люди: Не кто-нибудь пред ними – фронтовик! И голосом спокойным и усталым Солдат бывалый поведет рассказ, Как землю эту вырвал у металла, Как наше солнце сохранил для нас. И будут парни очень удивляться, Девчонки будут горестно вздыхать: Как можно умереть в семнадцать, Как можно в годик маму потерять… И он уйдет, свидетель битвы грозной, С букетом роз и маков полевых… Запоминайте их, пока не поздно, Пока они живут среди живых.
Однако Николай Рыбалко пишет не только о войне. Из под его пера появляются такие глубокие и тонкие, добродушно насмешливые и лукавые драматические и светлые, сугубо «мирные» стихи, как «Был просто другом», «Идущий вперед», «Отец», «Высота», «Подснежник», «Зрелость» и другие. Те, кого интересует творческий путь поэта, его сомнения, искания, думается, с интересом прочтут стихотворение «Зрелость». Обычно Н. Рыбалко скуп в своих стихах на рассуждения о своем творчестве и о труде поэта вообще, но прочитав стихотворение «Зрелость», мы сможем понять хотя бы одну из причин, побудивших поэта перейти от песен войны к песням мира и труда, перейти от памяти о взрывах и выстрелах к «Памяти о солнце». Земляк – комбайнер говорит лирическому герою при встрече:
…Читаем, по радио слышим. Неплохо. Но все о войне Теперь и о хлебе напишешь, О яблоках в нашем саду. …И тут я увидел у Гриши Пшеничного цвета звезду. Так вот она встреча с героем! А я его столько искал.
И загорелые комбайнеры, обветренные моряки, усталые шоферы, влюбленные с сияющими глазами все чаще и чаще становятся героями стихов Николая Рыбалко. Много поэт пишет и о любви, женской верности, детях. Вот строки из стихотворения, помещенного в одном из сборников поэта:
Пусть говорят о лебединой верности – Что ж, разговор, как видно, не пустой, А я – о сверстнице, своей ровеснице, А я – о женской верности святой.
И приходят на память строки из других более ранних сборников:
И когда взволнованная Нина Подарила трепетный букет, Я не знаю, как там медицина, Только я на миг увидел свет. Или:
… Ну, а кто-то, мудрствуя лукаво, Расточая клад бесценных слов, Требует, отстаивает право На вторую… пятую любовь. Но она, тая восторг и робость, Чувством неизменчивым сильна. Но она – всегда высокой пробы! И одна! Любовь на век одна! У поэта Николая Рыбалко хорошая память. Эта память помогает ему сохранить в сердце солнечный свет, свет правды и любви к людям. И свет этот поэт щедро вливает в каждую строку своих стихов:
Если путника где-то Закружило в пургу, Я хочу до рассвета Быть тропой на снегу, Если, корни корчуя, Зной клянешь ты тайком, В этот полдень хочу я Быть живым родником. А разбойная стая Нападет на бойца – В это утро желаю Быть я каплей свинца.
Читателя, взявшего в руки книги Рыбалко, привлечет и своеобразность, богатство поэтических деталей.
А их арсенал у наделенного яркой творческой индивидуальностью автора широк и многокрасочен. Пластичность, зримость образов стала органическим достоянием поэта. Стихотворение «Память о солнце», «еще горит ночное небо воспоминанием о нас», горячим продолжением светила «мартены дышат в небеса», «его лучистым выражением сияют девичьи глаза». Обаятельны, рельефны и многозвучны пейзажи в лирических миниатюрах:
Стрелки трав показывают лето, Бесконечны лунные следы. Соловьями звонкими воспеты Тихие вечерние сады.
Даже в таких пейзажных стихах звучит мягкий, добрый юмор, но и этот юмор – не просто улыбка, он вмещает в себя и емкую серьезность:
А знаешь, осень, уходи По золотой своей дорожке… Ты трудилась – отдохни, Хотя бы вот у этой ели, Рукой зеленою махни На острокрылые метели. Поэт любит Донецкий край, в котором живет. Он прославляет его людей, природу, города. С особой теплотой автор пишет о своем родном городе – Краматорске. Трудовые деньки, Соловьиные ночи. Огоньки, огоньки – Твои ясные очи. Ой, донецкий простор, Ой, вы, звездные дали. Краматорск, Краматорск – Город парков и стали.
В 1982 году на литературном вечере по случаю 60-летия поэта В. Неделько, первый секретарь горкома комсомола сказал: «Есть нечто общее в судьбе Владислава Титова – автора известной книги «Всем смертям назло», Алексея Маресьева и Николая Рыбалко. Все творчество нашего славного земляка можно назвать повестью о настоящем человеке. Нежное сердце поэта четко отзывается на первый голос ребенка, на человеческую боль, Но оно гремит набатом, когда к несправедливости, раздору - в большом ли, в малом, на всей планете или в соседнем дворе -склоняется чья-то душа. Нелегко жить с таким беспокойным сердцем. Но такова доля каждого настоящего поэта».
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |