Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Творчество




 

Центральной темой творчества Н. Рыбалко является тема войны. Она проходит во многих стихотворениях, таких, как «Опять пишу я о войне…», «Слово солдата», «У вечного огня», «Если воевал ты…», «Вновь война проснулась спозаранку» и другие.

Война была для поэта не только суровым испытанием, но и великой школой. Он не просто повзрослел до поры, из огня боев вынес он – пусть за это было уплачено очень дорогой ценой – ни с чем не сравнимый духовный опыт.

 

 

Ослепнув, но, не потеряв мужества, Рыбалко стал создавать свою поэтическую летопись тяжелых дней войны. Трагическая сторона войны выступает в стихах резко и откровенно. Мы слышим в голосе автора боль и скорбь перед разворотом событий первого года войны, когда наш народ понес огромные человеческие потери.

 

Ты думаешь –

я плакать не могу,

И горечь слез мне не понятна вовсе…

Со всех сторон мы били по врагу,

А он утюжил спелые колосья.

А он кресты на черных крыльях нес,

От них в то утро стало в небе густо.

До слез тут было или не до слез,

Но лишь приклад сжимали мы до хруста.

Ты думаешь – я плакать не могу…

Железный гул схлестнулся с тишиною,

И стало жарко,

жарко на снегу,

И санитар склонился надо мною.

 

Поэт применяет в стихах контрасты – юность, начало жизни, когда все впереди, и война, не знающая снисхождения к молодости, не считающаяся с тем, что уничтожаются еще не состоявшиеся жизни, - этот контраст служит заостренным выражением мысли о подлинной цене того, что совершили с беззаветной самоотверженностью юноши 41-го года, и о том, что с гибелью каждого человека, особенно юного, не раскрывшего еще своих возможностей, умирает целый мир неповторимый и невосполнимый.

Автор пишет о поколении, чей год рождения 22 – ой.

 

Год рождения – двадцать

второй,

Рассчитайся на «первый –

второй!».

«Первый!...» Вместо второго молчанье.

Только ветер березы качает

Над звездой,

над гранитной плитой.

Сколько первых

и сколько вторых

Не вернулось с дорог фронтовых…

И живые становятся в строй,

Я – и Первый теперь,

и Второй.

Автор рассказывает нам о воинах, с упорством отстаивающих каждую пядь родной земли. Проклиная войну, поэт не перестает дивиться мужеству и доблести защитников Отечества, воздавая должное храбрым, скорбя о павших.

Чего ни стоило нам –

взяли

Мы этот выжженный курган.

И, шапку сняв,

стоял в печали

Двадцатилетний капитан.

А рядом мы –

на той высотке.

К земле припала тишина,

Застыли кружки с горькой водкой –

Тут не скупился старшина.

А над могилой у дороги –

Звезда

да черный крест берез.

И капитан, что с виду строгий,

Не сдерживал, не прятал слез.

Сжимали сталь в шинелях люди…

И я всем существом постиг:

Мне горше никогда не будет,

Чем было в этот горький миг.

 

Стихи поэта о войне – автобиографичны. Поэтому часто в стихотворениях речь идет от первого лица: «Уходил я на фронт с друзьями…», «Я осень чувствую тогда, когда дожди и холода». Но в этих и во многих других строках просматриваются черты, присущие целому поколению. Более того, образ лирического героя имеет собирательное звучание и часто переходит к такой форме обращения, как «мы». В голосе поэта слышатся голоса современников:

Да мы себя на прочность испытали

И в перекрестном, и в прямом огне

И наяву такое мы видали,

Что сыновьям не видеть и во сне.

В своем творчестве Николай Александрович стремится к максимальной достоверности, обнажая и подчеркивая тяготы войны и ее жестокость.

Каждая строка свидетельствует о том, что написана она сердцем и кровью человека, который лично пережил все, о чем он говорит людям в своих произведениях. Прочитаете ли вы стихотворение «У обелиска», посвященное памяти Героя Советского Союза Евгения Лысенко, похороненного в родном для поэта Краматорске; вдумаетесь ли в строки «Встречи», «Сердца» и других стихов - вас не покинет острое чувство документальности всего, о чем сказал поэт.

 

Но документальность эта - особого рода. Вот стихотворение «Цветы»:

 

Белый свет со мной

играет в жмурки,

Мне не светят звезды

с высоты.

Говорит мне ласково

дочурка:

«Посмотри, какие здесь

цветы!»

Знать, она еще не понимает,

Что вернулся я с войны

слепой.

«Посмотри же, - снова

умоляет, -

Это желтый или голубой?»

Я склонился над дочуркой

ниже

И подумал, трогая цветы:

«Я давно уже цветов

не вижу,

Чтобы их всегда видала

ты».

 

Просто, документально просто сделано стихотворение. Но какой фейерверк чувств и мыслей вызывает оно у читателя! Какой подкупающей искренностью веет от него! В строчках этих бьется, переполняет их мысль о преступности войны, о священном долге отцов – дать счастье мирной жизни тем, за кем – будущее.

У Николая Рыбалко монументальность, широкие обобщения органически рождаются из раскрытия деталей, частностей, поэтому они глубоко реалистичны. Для творческого кредо поэта стал незыблемым закон истинной художественности: от детали – к общему, через себя – о времени.

О меткости, точности, лаконичности его поэтического слова говорилось в многочисленных статьях, опубликованных в областной, республиканской и всесоюзной прессе. И все-таки хочется еще раз подчеркнуть, что перечитывая сборники Н. Рыбалко, вдруг неожиданно для себя открываешь новый смысл его произведений.

 

Кому-то петь,

кому-то плакать,

Молчать в спасительных

бинтах,

Четвертый раз идти

в атаку

И выжить после всех

атак.

И наспех отрывать

окопчик

Для пулемета своего,

Не подпустить слепящей

ночью

К себе и черта самого.

Считать редеющую

роту –

Всю до единого штыка,

На карту наносить

высоты –

Так будет завтра.

А пока…

Здесь и предвидение потерь, и в тоже время надежда выжить «всем смертям назло». Но не просто выжить – победить. И суровый лейтмотив – без жертв не победишь. Тут же – чисто человеческая дань минутной слабости: ведь все это будет завтра, еще есть возможность жить, дышать, надеяться. Но следующая строка жестко ставит все на свои места: придется все таки «считать редеющую роту». Целый мир переживаний воина перед смертоносной атакой. А всего то – двенадцать строк.

Н. Рыбалко называют поэтом батальным, поэтом, воспевающим тех, кто дошел до Берлина, скорбящим о тех, кто не дожил до Победы. И так случилось, что ему, украинскому парню, и воевать довелось на Украине, освобождать от фашистских захватчиков свою страну от восточных ее границ до западных.

Пожалуй, наиболее ярким в этом отношении является стихотворение «Запевала». Оно – о форсировании Днепра, в котором принимал участие поэт, об истории Украины, о великом ее певце Тарасе Шевченко. Но рассказывается обо всем этом не прямолинейно, а тонко, опосредствовано. Речь идет о старшине, который с болью говорит:

 

О чернобровой

Катерине

Да седоусом кобзаре.

О сиротине-Украине

Да тяжко стонущем

Днепре.

«Люблю я до смерти

Тараса» -

Бывало, скажет

и вздохнет…

И снова огненные

трассы

Чертили дымный

небосвод.

Мы шли…

Волной вскипала

ярость.

Седели косы гордых ив.

„Сичі в гаю

перекликались

Та ясень раз-у-раз

скрипів”.

 

Главное в стихотворениях о войне – это тема священной памяти. Тех, кто погиб защищая мир и покой на земле, должны помнить ныне живущие поколения.

Рыбалко преклоняется перед людьми, прошедшими войну и одержавшими великую победу. Он просит молодежь не быть непростительно равнодушными к ветеранам войны. Искренне и взволнованно звучат строки из стихотворения «Запоминайте их»:

 

И будет так,

неповторимо будет…

На сцену выйдет

в орденах старик –

Последний на планете фронтовик –

И перед ним в порыве

Встанут люди:

Не кто-нибудь пред ними –

фронтовик!

И голосом спокойным и усталым

Солдат бывалый поведет рассказ,

Как землю эту

вырвал у металла,

Как наше солнце

сохранил для нас.

И будут парни очень удивляться,

Девчонки будут горестно вздыхать:

Как можно умереть в семнадцать,

Как можно в годик маму потерять…

И он уйдет,

свидетель битвы грозной,

С букетом роз и маков полевых…

Запоминайте их,

пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

 

Однако Николай Рыбалко пишет не только о войне. Из под его пера появляются такие глубокие и тонкие, добродушно насмешливые и лукавые драматические и светлые, сугубо «мирные» стихи, как «Был просто другом», «Идущий вперед», «Отец», «Высота», «Подснежник», «Зрелость» и другие.

Те, кого интересует творческий путь поэта, его сомнения, искания, думается, с интересом прочтут стихотворение «Зрелость». Обычно Н. Рыбалко скуп в своих стихах на рассуждения о своем творчестве и о труде поэта вообще, но прочитав стихотворение «Зрелость», мы сможем понять хотя бы одну из причин, побудивших поэта перейти от песен войны к песням мира и труда, перейти от памяти о взрывах и выстрелах к «Памяти о солнце».

Земляк – комбайнер говорит лирическому герою при встрече:

 

…Читаем, по радио слышим.

Неплохо. Но все о войне

Теперь и о хлебе напишешь,

О яблоках в нашем саду.

…И тут я увидел у Гриши

Пшеничного цвета звезду.

Так вот она встреча с героем!

А я его столько искал.

 

И загорелые комбайнеры, обветренные моряки, усталые шоферы, влюбленные с сияющими глазами все чаще и чаще становятся героями стихов Николая Рыбалко.

Много поэт пишет и о любви, женской верности, детях. Вот строки из стихотворения, помещенного в одном из сборников поэта:

 

Пусть говорят

о лебединой верности –

Что ж, разговор,

как видно, не пустой,

А я – о сверстнице,

своей ровеснице,

А я – о женской

верности святой.

 

И приходят на память строки из других более ранних сборников:

 

И когда взволнованная

Нина

Подарила трепетный

букет,

Я не знаю, как там

медицина,

Только я на миг

увидел свет.

Или:

 

… Ну, а кто-то,

мудрствуя лукаво,

Расточая клад

бесценных слов,

Требует, отстаивает

право

На вторую… пятую

любовь.

Но она, тая восторг

и робость,

Чувством неизменчивым

сильна.

Но она – всегда

высокой пробы!

И одна!

Любовь на век одна!

У поэта Николая Рыбалко хорошая память. Эта память помогает ему сохранить в сердце солнечный свет, свет правды и любви к людям. И свет этот поэт щедро вливает в каждую строку своих стихов:

 

Если путника где-то

Закружило в пургу,

Я хочу до рассвета

Быть тропой на снегу,

Если, корни корчуя,

Зной клянешь ты тайком,

В этот полдень хочу я

Быть живым родником.

А разбойная стая

Нападет на бойца –

В это утро желаю

Быть я каплей свинца.

 

Читателя, взявшего в руки книги Рыбалко, привлечет и своеобразность, богатство поэтических деталей.

 

А их арсенал у наделенного яркой творческой индивидуальностью автора широк и многокрасочен. Пластичность, зримость образов стала органическим достоянием поэта. Стихотворение «Память о солнце», «еще горит ночное небо воспоминанием о нас», горячим продолжением светила «мартены дышат в небеса», «его лучистым выражением сияют девичьи глаза».

Обаятельны, рельефны и многозвучны пейзажи в лирических миниатюрах:

 

Стрелки трав показывают

лето,

Бесконечны лунные следы.

Соловьями звонкими

воспеты

Тихие вечерние сады.

 

Даже в таких пейзажных стихах звучит мягкий, добрый юмор, но и этот юмор – не просто улыбка, он вмещает в себя и емкую серьезность:

 

А знаешь, осень, уходи

По золотой своей дорожке…

Ты трудилась – отдохни,

Хотя бы вот у этой ели,

Рукой зеленою махни

На острокрылые метели.

Поэт любит Донецкий край, в котором живет. Он прославляет его людей, природу, города. С особой теплотой автор пишет о своем родном городе – Краматорске.

Трудовые деньки,

Соловьиные ночи.

Огоньки, огоньки –

Твои ясные очи.

Ой, донецкий простор,

Ой, вы, звездные дали.

Краматорск, Краматорск –

Город парков и стали.

 

В 1982 году на литературном вечере по случаю 60-летия поэта В. Неделько, первый секретарь горкома комсомола сказал:

«Есть нечто общее в судьбе Владислава Титова – автора известной книги «Всем смертям назло», Алексея Маресьева и Николая Рыбалко. Все творчество нашего славного земляка можно назвать повестью о настоящем человеке. Нежное сердце поэта четко отзывается на первый голос ребенка, на человеческую боль, Но оно гремит набатом, когда к несправедливости, раздору - в большом ли, в малом, на всей планете или в соседнем дворе -склоняется чья-то душа. Нелегко жить с таким беспокойным сердцем. Но такова доля каждого настоящего поэта».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.