КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Немов Р.С. 3 страница
РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести. РЕАКЦИЯ — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.
РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем временно забыт и не восстанавливался в памяти. РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя. РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие. РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности. РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители. РЕЦЕПТОР — специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д. — и их преобразования в нервные электрические импульсы. РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ — (см. внутренняя речь). РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок. РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. РОЛЬ — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).
САДИЗМ — враждебные действия человека по отношению к людям, животным, приобретающие иногда форму патологического стремления наносить им вред. Стремление к разрушению, уничтожению всего, что находится вокруг. С. — одно из основных понятий, используемое Э.Фроммом для построения типологии социальных характеров. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии. САМОНАБЛЮДЕНИЕ. — (см. интроспекция). САМООБЛАДАНИЕ — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций. СВЕРХАДДИТИВНЫЙ ЭФФЕКТ - более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. С. э. возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие более четкого распределения обязанностей, координации действий и установления хороших деловых и личных взаимоотношений между ее членами. СВЕРХНОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - добровольная, выходящая за пределы установленных социальных норм, деятельность человека или группы людей, направленная на оказание помощи другим людям. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и пре-
крашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы. СЕНЗИТИВНОСТЬ — характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей). СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой органов чувств. СЕНСУАЛИЗМ — философское учение, для которого ощущения выступают в качестве единственного источника информации и познания человеком внешнего мира. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки. СИМВОЛ — знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. СИМПАТИЯ — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения. СКЛОННОСТЬ — предрасположенность к чему-либо. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А. Н.Леонтьевым. СОВЕСТЬ — понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. С. характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития. СОВМЕСТИМОСТЬ — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. СОПЕРЕЖИВАНИЕ — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия). СОПЕРНИЧЕСТВО — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — сконцентрированность внимания человека. СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству. СОХРАНЕНИЕ — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации-. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате С. ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. СОЦИАЛЬНАЯ ИНГИБИЦИЯ — торможение психических процессов, ухудшение деятельности человека в присутствии других людей под их влиянием. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта. СОЦИАЛЬНАЯ ФАЦИЛИТАЦИЯ - облегчающее воздействие присутствующих людей на психологию и поведение чело-
века, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении практической деятельности. С.ф. противоположна социальной ингибиции. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни. СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ — ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п. СОЦИОГРАММА — графический рисунок, с помощью которого условно представлена система личных взаимоотношений, сложившихся между членами малой группы на данный момент времени. Используется в социометрии. СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы. СПЛОЧЕННОСТЬ МАЛОЙ ГРУППЫ - психологическая характеристика единства членов малой группы. СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей. СТИМУЛ — то, что воздействует на органы чувств человека, (см. также раздражитель). СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом. СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры (см. гештальт). СУБЛИМАЦИЯ — (см. замещение). СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины (см. абсолютный порог ощущений). СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к человеку — субъекту. СУГГЕСТИЯ — (см. внушение). СУРДОПСИХОЛОГИЯ — специальный раздел психологии, изучающий особенности глухих и слабослышащих людей. СХЕМА МЫШЛЕНИЯ — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей. ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Т.д. разработана А.Н.Леонтьевым. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (см. культурно-историческая теория развития высших психических функций). ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения и взаимодействия с людьми. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге. ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества. ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике. ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный). УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — способ математико-статистиче-ской обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами. ФАНАТИЗМ — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. ФАНТАЗИЯ — (см. аутизм, воображение, грезы, мечты). ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ — иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления. ФЕНОТИП — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания. ФИ-ФЕНОМЕН — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга. ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.). ФРЕЙДИЗМ — учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека. ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено П.К.Анохиным. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно сформировавшаяся органическая система, обеспечивающая работу высших
психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой. ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания. ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - (см. ценности). ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы. ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени. ЭЙФОРИЯ — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. ЭКСПЕКТАЦИИ — (см. социальные ожидания). ЭКСПРЕССИЯ — (см. выразительные движения).
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Э. противоположна интериоризацш (см.). ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии. ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту. ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить. ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе. ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный). ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................................................................................3 Раздел I. Введение в психологию.........................................................................5 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.............................................— Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей................................................................................6 Психология как наука........................................................................8 Основные отрасли психологии........................................................ 12 Методы исследования в психологии............................................... 16 Глава 2. Естественнонаучные основы психологии...............................................28 Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.............................................................................29 Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи..................................................................................................42 Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека............................... 52 Генетические корни психологии и поведения...............................72 Глава 3. Психология и науки о человеке..............................................................91 Психология и история.....................................................................92 Психология и философия................................................................95 Психология и социология...............................................................97 Психология и педагогика................................................................106 Глава 4. Развитие психики человека и животных.............................................109 Истоки психики живых существ....................................................ПО Становление низших форм поведения и психики........................113 Развитие высших психических функций у человека.....................122 Сравнение психики человека и животных....................................125 Глава 5. Сознание человека......................,.........................................................132 Природа человеческого сознания.....................................................— Возникновение и развитие сознания.............................................136 Сознание и бессознательное...........................................................139 Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов...................145 Глава 6. Деятельность.........................................................................................— Понятие и строение человеческой деятельности.............................— Виды и развитие человеческой деятельности................................152 Деятельность и психические процессы..........................................156 Умения, навыки и привычки.........................................................158 Глава 7. Ощущения и восприятие......................................................................165 Понятие об ощущениях..................................................................166 Измерение и изменение ощущений...............................................173 Восприятие, его виды и свойства...................................................181 Законы восприятия.........................................................................190 Глава 8. Внимание..............................................................................................201 Явления и определение внимания.................................................202 Функции и виды внимания............................................................206 Психологические теории внимания...............................................208 Развитие внимания.........................................................................211 Глава 9. Память................................................................................................217 Общее представление о памяти......................................................218 Виды памяти и их особенности.....................................................219 Индивидуальные различия памяти у людей..................................228 Теории и законы памяти................................................................232 Формирование и развитие памяти.................................................243 Глава 10. Воображение.......................................................................................260 Определение и виды воображения...................................................— Функции воображения, его развитие.............................................265 Воображение и творчество..............................................................266 Воображение и органические процессы........................................268 Глава 11. Мышление...........................................................................................273 Природа и виды мышления............................................................274 Особенности творческого мышления.............................................282 Теории мышления в психологии...................................................294 Развитие мышления........................................................................298 Глава 12. Речь....................................................................................................311 Речь и ее функции..........................................................................312 Речь как средство общения.............................................................318 Речь как инструмент мышления....................................................323 Соотношение мышления и речи....................................................324 Раздел III. Психология личности......................................................................335 Глава 13. Введение в психологию личности..........................................................— Общее представление о личности..................................................336 История исследований личности...................................................338 Современные теории личности......................................................341 Формирование и развитие личности.............................................356 Проблема устойчивости личности..................................................362 Глава 14. Способности.......................................................................................373
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |