КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кохановский Валерий Павлович
Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Поэтому ее можно использовать и при обследовании детей 6—7-летнего возраста. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется в протоколе. Для детей 6—7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.
4. Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Немова Р. С.): Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок плюс (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб будет ставить черточку (—), а в круг — галочку (V). Ребенок работает 2 минуты. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: 8 — показатель переключения и распределения внимания; N — количество фигур, которые просмотрел ребенок; п — количество ошибок. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 0,75 < 8 ^ 1,0 — высокий уровень; 0,5 < 8 ^ 0,75 — средний уровень; 8 < 0,5 — низкий уровень. 0,5М—2.8п 120 5. Корректурная проба. С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы — 3 минуты. Работоспособность учащихся можно определить по формуле: работоспособность = количество строк/количество ошибок. Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание. Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА: Процент ошибки = Количество строк, неверно отмеченных / Общее количество просмотренных строк Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания учащихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.
Упражнение для развития внимания младших школьников, может быть использовано как диагностический тест. инструкция ребенку: Я буду задавать вопросы. Запрещается говорить: «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, зеленый, желтый и красный. Вопросы: 1. Ты любить лето? 2. Тебе нравится зелень парков и скверов? 3. Какого цвета небо летом? 4. Какие цвета летом основные? 5. Вы любите солнце? 6. Какого цвета солнце? 7. Какого цвета песок у реки? 8. Могут быть огурцы только зеленого цвета? 9. Какого цвета абрикос? 10. Какого цвета вода в озере? Если ребенок внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.
Заключение к части II «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьезного внимания. Это связано с тем, что коренным.образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. По мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостает следующих качеств для успешного обучения: — плохо развита речь у учащихся; — учащиеся плохо читают; — плохо развита память у учащихся (этот недостаток назван 53% опрошенных учителей); — не внимательны (на это указывают 33% опрошенных учителей); — не самостоятельны (23% учителей среднего звена назвали это качество); — не наблюдательны; Развитие познавательных способностей младших школьников — не организованны; — не могут сосредоточиться; — не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой; — не обязательны; — не умеют слушать не только учителя, но и друг друга; — отсутствие познавательного интереса (на это указывает 18% опрошенных учителей среднего звена); — отсутствие желания преодолевать трудности в учебе; — нет ответственности за учебу; — нет трудолюбия; — нет старания; — нет сочувствия и поддержки своих товарищей; — нет уважения к учителям. Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят. Предлагаемые теоретические материалы и диагностические методики помогут преподавателям начальной школы и родителям выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене. Кроме этого задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания, упражнения, предлагаемые в данной книге.
ПРИЛОЖЕНИЕ К методике опосредованного запоминания К методике опосредованного запоминания К методике опосредованного запоминания К методике опосредованного запоминания К методике для диагностики степени развития наблюдательности К играм для учащихся 1-го класса для развития внимания (с. 198).
9*
Философия (Учебное пособие)
Кохановский В.П. Философия Учебное пособие для высших учебных заведений Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев Редактор Т. И. Кохановская Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах". Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..............................................................3 Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5 1. Предмет философии..................................................5 2. Специфика философского знания......................................9 3. Основные части (структура) философии..............................18 4. Место и роль философии в культуре.................................21 Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития...................27 1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27 2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30 3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития...................73 Глава III. Бытие и материя...........................................90 1. Понятие "бытие": философский смысл................................90 2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90 3. Бытие: единство мира..............................................92 4. Многообразие мира как проблема...................................100 5. Материальное единство мира и его многообразие....................106 Глава IV. Диалектика................................................130 1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130 2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции......................133 3. Детерминизм и индетерминизм......................................150 4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162 5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172 6. Метафизика и ее значение для познания............................180 Глава V. Человек....................................................190 1. Понятие человека. Человек и природа..............................190 2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206 3. Смысл человеческого бытия........................................214 4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218 Глава VI. Человек и его сознание....................................229 1. Проблема сознания в истории западной философии...................229 2. Гносеологический смысл сознания..................................233 3. Этический смысл сознания.........................................235 4. Онтология сознания...............................................240 5. Язык, общение, сознание..........................................243 6. Сознание, память, самосознание...................................249 7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257 8. Сознание и бессознательное.......................................275 Глава VII. Общество.................................................287 1. Общество и его структура.........................................287 2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298 3. Гражданское общество и государство...............................308 4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312 Глава VIII. Человек и общество......................................332 1. Человек в системе социальных связей..............................332 2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие............................335 3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344 4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353 5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362 Глава IX. Познание..................................................375 1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм................................................375 2. Познание, творчество, практика...................................388 3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности......................................399 4. Единство чувственного и рационального............................407 5. Истина и заблуждение.............................................415 6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425 7. Понимание и объяснение...........................................432 8. Вера и знание....................................................441 Глава X. Научное познание и знание..................................448 1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448 2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461 3. Методы научного исследования.....................................472 4. Рост научного знания.............................................484 5. Научные революции и смена типов рациональности...................496 6. Общество, наука, техника.........................................503 Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515 1. Взгляд науки.........................,.,........................515 2. Философия: человек и мир.........................................520 3. Религиозные версии мироздания....................................523 Глава XII. Будущее человечества.....................................531 1. Человечество как субъект истории.................................531 2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537 3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542 4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557 Заключение..........................................................571 ВВЕДЕНИЕ XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Авторы учебного пособия ставили перед собой задачу выйти на мировой уровень философского знания, рассмотреть новые проблемы и их решения, характерные для современной философии. Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем излагается определенная сумма знаний, итоги философствования того или иного мыслителя без прояснения пути, ведущего к ним. Это бесспорно обедняет философское содержание, затрудняет пони мание того, что такое подлинная философия и философствование. И хотя освободиться от подобного недостатка полностью невозможно, авторы тем не менее попытались смягчить его. С этой целью многие разделы книги написаны в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий. По многим темам и проблемам представлены различные точки зрения, с тем чтобы пригласить читателя к участию в их обсуждении. Содержание данного учебного пособия, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит неукоснительно заучить, а затем, часто бездумно и некритически, воспроизвести. И наконец, авторы стремились к открытому и честному философскому анализу проблем и противоречий общества и человека, как тех, которые унаследованы от прошлого, так и возникших в наше время. Вызвать озабоченность будущих специалистов глобальными перспективами развития мировой цивилизации, судьбой человечества, входящего в новый виток развития, - с такой надеждой писалось настоящее учебное пособие. Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор И. В. Ватин (гл. V, гл. VIII, 5, гл. X, 6); доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. Е. Давидович (гл. XII); доктор философских наук, профессор Л. В. Жаров (гл. VII, гл. VIII, 1-4); доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина (гл. XI); доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (гл. IV, гл. IX, 1, 2, 3 (в соавторстве), 4, 5, 7, 8, гл. X, 1-4); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (Введение, гл. III, гл. VI, гл. IX, 3 (в соавторстве), гл. X, 5); доктор философских наук, профессор Е. Е. Несмеянов (гл. I, 1, гл. II, 2); доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев (гл. I, 2-4, гл. II, Заключение). Глава I ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Предмет философии. 2. Специфика философского знания. 3. Основные части (структура) философии. 4. Место и роль философии в культуре 1. Предмет философии В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". И сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др. [1] 1 См.: Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 83, 89. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как "... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру" [2]. 2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 726. Такое определение является "собирательным": здесь философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше, то и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что же главное в предмете философии? Можно отвлечься от классического подхода к философии и посмотреть на другие определения ее предмета. Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение о добре и зле. Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д. Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет. Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.). Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отноше ний человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек. Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так: "... в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы?... действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы только так думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок?... разделен ли мир на две в корне различные части - дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики - кучка химических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец, человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек - все это вместе?... Существует ли один жизненный путь хороший, и другой - плохой, или не имеет значения как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что Нам кажется таковой, - просто пустое сумасшествие?" [1]. 1 Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 29-30. Эти вопросы являются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |