Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арбитража




Главные центры международного коммерческого

 

1. В мире насчитывается более 100 постоянно действующих арбитражей, наиболее известными и авторитетными среди которых являются: Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, Американская ассоциация арбитров, Лондонский Международный Третейский суд.

Международный арбитражный суд Международной торговой платы (МАС МТП, IСС International Court of Arbitration)действует с 1923 г. и является одним из наиболее известных мировых центров арбитражного разрешения споров. Основой деятельности МАС МТП является Регламент, действующий в обновленной редакции с 1 января 2012 г. (старая редакция действовала с 1 января 1998 г.). Причины изменения Регламента: развитие практики арбитражного рассмотрения споров, изменения потребностей бизнеса, быстрое развитие информационных технологий. Внесенные изменения коснулись следующих вопросов:

- введено положение о рассмотрении споров, основанных на нескольких контрактах, где присутствует несколько независимых представителей на стороне кредитора или должника;

- допускается срочное назначение арбитра при необходимости принятия неотложные мер;

- упрощена процедура рассмотрения споров, возникающих из инвестиционных соглашений;

- внесены изменения по сокращению время рассмотрения спора и расходов на него.

Регламент состоит из четырех частей: собственно правил производства, Устава Международного арбитражного суда МТП (Приложение 1), внутреннего регламента Международного арбитражного суда (Приложение 2) и Положения об арбитражных сборах (Приложение 3).

Состав Международного суда назначается Советом МТП, Председатель избирается Всемирным Советом. Сам су не рассматривает непосредственно споры, его функции состоят в том, чтобы обеспечить применение правил, установленных в Регламенте.

Применимое право при рассмотрении споров определено в ст. 17: «1. Стороны обладают свободным усмотрением в отношении выбора норм, применимых Арбитражным судом к существу спора. В отсутствии такого соглашения арбитраж применяет право, которое сочтет соответствующим. 2. Во всех случаях арбитражный суд принимает во внимание положения контракта и относящиеся к делу торговые обычаи. 3. Арбитражный суд может выполнить функции «дружеских посредников» или решить спор acquo et bono, если стороны договорились наделить его такими полномочиями».

2. Арбитражный институт при Торговой палате г. Стокгольма (Институт ТПС) действует с 1917 г. и за прошедшее время приобрел высокий авторитет во всем мире в деле арбитражного рассмотрения споров. В период нормализации отношений между СССР и США в 70-ые годы ХХ столетия, получивший название «разрядки», Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма был определен нейтральным центром разрешения споров международного характера в торговле между Востоком и Западом, т.е. между тогдашними социалистическими и капиталистическими странами.

Регламент Арбитражного института был принят Торговой палатой г. Стокгольма 1 января 1998 г. и введен в действие с 1 апреля 1999 г. Институт ТПС также сам непосредственно не разрешает споры, поскольку в его задачи входит:

- содействовать разрешению внутренних и международных споров в соответствии с Регламентом Института Торговой палаты г. Стокгольма;

- содействовать разрешению споров в соответствии с другими правилами, принятыми Институтом.

Руководит Институтом ТПС Правление из шести членов, назначаемых на три года Советом директоров ТПС. Из числа членов Правления Совет директоров назначает Президента и вице-президента.

Применимое право при рассмотрении споров в Регламенте Института ТПС определено таким же образом как и в Регламенте Арбитража МТП, за исключением п. 2, который устанавливает норму, что любое указание на право конкретного государства должно пониматься как отсылка к материальному праву этого государства, а не его коллизионным нормам.

3. Американская арбитражная ассоциация (ААА) является одной из старейших арбитражных судов в мире. Деятельность ААА основана на Правилах коммерческого арбитража, последняя редакция которых введена с 15 сентября 2005 г.

Заключившие письменное арбитражное соглашение стороны считаются согласившимися на применение Правил коммерческого арбитража в той редакции, которая действовала на момент, когда были выполнены административные формальности по возбуждению арбитражного разбирательства. Стороны путем письменного соглашения могут изменить процедуры, предусмотренные Правилами. После назначения арбитра такие изменения могут быть произведены только с его согласия. После возбуждения арбитражного разбирательства ААА может передать его ведение любому из своих подразделений (офисов). ААА создает и утверждает Национальный список коммерческих арбитров и в соответствии с Правилами производит назначение арбитров.

Возбуждение разбирательства в соответствии с арбитражной оговоркой в контракте, производится путем представления истцом в любое подразделение ААА двух копий требований и двух копий арбитражного соглашения из контракта вместе с уплатой сбора в размере, в зависимости от цены иска.

Возбуждение разбирательства может производиться и путем соглашения о передаче спора на арбитражное рассмотрение. В этом случае в любое подразделение ААА направляются две копии письменного соглашения о передаче спора в арбитраж. На любой стадии разбирательства стороны могут прийти к соглашению по проведению посреднической конференции для достижения соглашения по урегулированию спора. Назначение арбитра производится по соглашению сторон. Если они не могут договориться о кандидатуре арбитра, его назначение производит ААА.

Лондонский Международный Третейский суд (ЛМТС) был учрежден в 1892 г. как Лондонская Арбитражная палата по инициативе Муниципального совета лондонского Сити. Нынешнее название, установленное в 1981 г., отражает характер деятельности организации, которая заключается в международном арбитраже. В 1986 г. ЛМТС был зарегистрирован в качестве компании с ограниченной ответственностью. Официальными учредителями его также являются Лондонская Торгово-промышленная палата и Институт арбитров.

В составе ЛМТС находятся двадцать шесть членов, которые являются ведущими юристами-практиками в области международного коммерческого арбитража, представляющие важнейшие торговые регионы мира. В 1987 г. ЛМТС ввел понятие «советов потребителей», к которым относятся адвокаты, работающие в компаниях, международные адвокаты и адвокатские фирмы, практикующие международные арбитры. В 1989 г. были образованы Европейский совет, Североамериканский совет и Азиатско-тихоакеанский совет; в 1990 г. был создан Панафриканский совет.

ЛМТС действует на основе Арбитражного регламента, который постоянно изменяется. С 1985 г. Регламент был адаптирован для использования во всем мире. Последняя редакция действует с 1 января 1998 г. Основная функция Лондонского Международного Третейского суда, который также как и другие европейские арбитражные суды сам не рассматривает споры, обеспечение применения Арбитражного регламента.

Для возбуждения арбитражного разбирательства любая из сторон должна обратиться в арбитраж с письменным заявлением, где должны быть отражены следующие позиции: наименование и адреса сторон; копии документов контракта; короткое заявление, в котором излагается характер и обстоятельства спора и указывается содержание исковых требований; если в арбитражном соглашении предусматривается выдвижение кандидатур арбитров сторонами, то должно быть указано полное имя и адрес кандидатуры, выдвигаемой истцом; подтверждение оплаты сбора, установленного в Положении об арбитражных сборах и расходах; подтверждение факта представления копии заявления другим сторонам.

Третейский суд назначает Арбитражный суд для разрешения спора как можно скорее после получения Секретарем заявления.

§ 3. Арбитражные и третейские суды в Республике Беларусь

 

1. В Республике Беларусь действуют три арбитражных суда: Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской торгово-промышленной палате, Арбитражная комиссия при Белорусской универсальной товарной бирже и Палата арбитров при Союзе юристов Беларуси. Названные арбитражные суды относятся к негосударственным учреждениям, призванным урегулировать возникающие споры как белорусских субъектов хозяйствования с зарубежными партнерами, так и только белорусских субъектов. Общей правовой основой деятельности арбитражных судов является Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» (в ред. Закона Республики Беларусь от 27.12.1999 г. № 344-З). Кроме этого все арбитражные суды имеют регламенты, определяющие порядок их деятельности.

2. Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной плате (МАС при Бел ТПП) основан 12 апреля 1994 г. с целью исполнения Республикой Беларусь принятых на себя международных обязательств в сфере внешнеэкономической деятельности. МАС при БелТПП входит в Европейскую группу международных арбитражных третейских судов и является ведущим учреждением по рассмотрению споров между белорусскими субъектами внешнеэкономической деятельности и их зарубежными партнерами. К компетенции МАС относится рассмотрение следующих споров:

- споры между любыми субъектами права, возникающими из внешнеэкономической деятельности, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей;

- споры между предприятиями с иностранными инвестициями, созданными на территории Республики Беларусь и споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

- споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-иностранцами, разные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитража и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Регламент МАС был утвержден постановлением Президиума БелТПП от 6 июня 2000 г., с изменениями и дополнениями от 2 марта 2004 г.

3. В Республике Беларусь действует Белорусская универсальная товарная биржа, созданная в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 1719. Для разрешения споров по биржевым сделкам, заключенным на биржевых торгах, в соответствии с соглашением сторон биржевой сделки, создана Арбитражная комиссия, осуществляющая деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «О товарных биржах» от 5 января 2009 г. Положение об Арбитражной комиссии открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденное протоколом Правления ОАО, в качестве основных задач Арбитражной комиссии определяет:

- объективное, оперативное и правильное разрешение биржевых споров, отнесенных к компетенции Арбитражной комиссии;

- повышение эффективности заключения биржевых сделок (договоров) и усиление их роли в хозяйственных связях и отношениях между сторонами, развитие внешнеэкономической деятельности участников биржевой торговли;

- осуществление правовой профилактики в сфере биржевой деятельности;

- укрепление авторитета ОАО «Белорусская товарная биржа» и Арбитражной комиссии и др.

Арбитражная комиссия состоит из председателя, арбитров и секретариата. Штатное расписание и персональный состав Арбитражной комиссии утверждается Правлением ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

4. Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов» начал свою деятельность 1 июля 2010 г. В компетенцию Международной Палаты арбитров (МПА) входит рассмотрение споров экономического характера как между резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь. МПА осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде», иными актами законодательства Республики Беларусь, нормами международного права, арбитражным Регламентом и Уставом суда. Рекомендательный список арбитров МПА включает более 60 арбитров из различных стран мира, в том числе: Беларуси, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины. Председателем МПА избран декан юридического факультета Белорусского государственного университета С.А. Балашенко. МПА – это новый арбитражный орган Республики Беларусь и ему еще предстоит завоевывать авторитет у субъектов хозяйствования страны.

5. Помимо арбитражных судов в Республике Беларусь в последнее время идет создание третейских судов. Это новый вид правосудия, созданный в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июля 2011 г. № 301-З «О третейских судах», вступивший в силу с 26 января 2012 г.

В соответствии со ст. 1 Закона, третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением юридического лица (ч. 1 ст. 3).

В Законе специально указано, что государственные органы, в т.ч. органы местного самоуправления не могут образовывать третейские суды. Это свидетельствует о том, что третейский суд следует рассматривать как институт гражданского общества в стране, действующий в сфере правосудия.

Для создания и деятельности постоянно действующего третейского суда его учредители (если суд создается как некоммерческая организация) либо юридическое лицо (если суд создается в качестве его обособленного подразделения) должны утверждать регламент постоянно действующего третейского суда. В регламенте должен быть определен порядок деятельности постоянного третейского суда, правила третейского разбирательства, список третейских судей, содержащий сведения об их профессиональной деятельности. Регламент постоянно действующего третейского суда должен соответствовать типовому регламенту постоянно действующего третейского суда, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2012 г. № 52. Если постоянно действующий третейский суд создается в качестве некоммерческой организации, он должен иметь устав, утвержденный его учредителями, где содержатся сведения о структуре и компетенции органов постоянно действующего третейского суда, порядке образования и использования его имущества. Постоянно действующий третейский суд при юридическом лице действует на основе положения, утвержденного руководителем юридического лица.

Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве некоммерческих организаций, подлежат государственной регистрации, а третейские суды, созданные в качестве обособленных подразделений, подлежат постановке на учет.

В качестве принципов деятельности третейского суда в Законе определены: законность, независимость, состязательность и равенство сторон, автономия воли сторон, конфиденциальность, соблюдение права сторон на юридическую помощь, содействие сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства, обязательность для сторон решений третейского суда, окончательность принятых третейским судом решений, возмездность деятельности третейских судей.

Для того чтобы спор оказался на рассмотрении в третейском суде, необходимо заключение третейского соглашения между сторонами. Третейское соглашение может быть заключено в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон или в виде третейской оговорки – отдельного положения, включенного в договор. Субъектами третейского соглашения могут быть дееспособные физические лица или юридические лица. Государственные органы, включая органы местного самоуправления не могут быть субъектами третейского соглашения.

Третейский суд после принятия решения о наличии у него компетенции на разрешение конкретного спора, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, извещает стороны о времени и месте третейского разбирательства, которое должно быть завершено в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о возбуждении третейского разбирательства, если более длительный срок, в пределах одного года, не предусмотрен третейским соглашением.

Решение третейского суда может быть обжаловано стороной третейского разбирательства в порядке, установленном, соответственно, гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь путем подачи заявления в трехмесячный срок со дня получения решения в соответствующий суд об отмене решения третейского суда. Если спор подлежит юрисдикции общих судов, заявление должно быть подано в соответствующий районный или городской суд, если спор относился к компетенции хозяйственных судов, хозяйственный суд области или города Минска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.