КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический режим представляет собой совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти в обществе
Политический и государственный режимы Вопрос о форме политического и государственного режима (от лат. regime — режим, порядок, образ правления, уклад, государственный строй) как элементе формы государства до сих пор вызывает у ученых определенную дискуссию. Это вызвано тем, что политический режим как элемент формы государства стал признаваться в качестве такового с 60-х гг. XX в., а понятие государственного режима не имеет однозначной трактовки. В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т. п. Достаточно часто в научной и учебной литературе государственный режим отождествляется с политическим режимом. Так, например, В. В. Оксамытный понимает государственно-политический режим как «…совокупность методов и средств закрепления, легитимации и осуществления государственной власти...» [156]. Н. И. Матузов и А. В. Малько считают, что «политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти»[157]. В. И. Червонюк полагает, что «государственный (политический) режим как элемент формы государства представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей»[158]. Однако автор придерживается позиции тех ученых, которые различают политический и государственный режимы (В.Н. Хропанюк, Т.Н. Радько, В.И. Власов, Б.А. Страшун, В.В. Маклаков и др.). Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, он не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относится к государству, к его деятельности[159]. По мнению В.Н. Хропанюка: «Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)»[160]. Поэтому отождествлять политический и государственный режимы не следует, т.к. их отличие обусловлено разными источниками образования, несовпадением политической и государственной систем, различием политической и государственной власти, субъектами властеотношений (субъекты государственной власти – это в основном государственные органы, учреждения, предприятия, а субъектами политической власти являются также политические партии, общественные организации, субъекты избирательного процесса); по методам осуществления власти (только субъекты государственной власти могут использовать методы государственного принуждения). Что позволяет рассматривать политический режим как более широкое понятие. Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки: · степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования; · соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; · гарантированность прав и свобод личности; · характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; · степень реализации политической власти непосредственно народом; · положение средств массовой информации, степень ясности в обществе и прозрачности деятельности государственного аппарата; · место и роль негосударственных структур в политической системе общества; · учет интересов меньшинства при принятии политических решений; · доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти; · принципы взаимоотношения общества и власти; · мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; · существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, В свою очередь государственный режим характеризуют следующие черты: · способы и порядок формирования органов государственной власти и управления; · распределение компетенции между ветвями власти; · характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т. д.); · государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод; · верховенство правовых законов в механизме правового регулирования; · роль права в решении государственных дел; · независимость судебной власти; · независимость (или зависимость) и свобода (или несвобода) средств массовой информации от государственного вмешательства; · место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки; · степень участия населения страны в управлении государством; · методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов[162]. Несмотря на свои отличия, только рассмотрение политического режима в совокупности с государственным режимом позволяет нам получить более полную и целостную картину осуществления политической власти в стране, что обуславливает необходимость их совместного изучения при исследовании формы государства. Общепринятой классификацией политических режимов в теории государства и права является деление режимов на демократические и антидемократические. Для демократического режима характерны следующие черты: 1) признание народа единственным источником власти, в т.ч. как государственной, так и муниципальной (негосударственной); 2) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; 3) политический плюрализм и многопартийность, в т.ч. существование оппозиции (политические партии, общественные движения, избирательные блоки и т.п.); 4) гарантированность политических прав и свобод человека и гражданина (свобода слова, свобода печати, право на объединение, свобода манифестаций и др.) 5) светский характер государства, отсутствие единой государственной религии, отделение государственных органов от церкви; 6) свобода экономических отношений (рыночная экономика, свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода конкуренции, запрет монополий и др.); 7) наличие государственно-правового и социального механизма защиты прав и свобод человека и гражданина; 8) выборность и срочность органов государственной власти; 9) децентрализация государственной власти на местах (местное самоуправление); 10) реальная возможность участия граждан в формировании государственных органов, в т.ч. равный и свободный доступ к государственной службе, общественный контроль над деятельностью государственных органов, учреждений, предприятий. 11) учет интересов и мнения меньшинства (политического, национального, религиозного и т.п.). В свою очередь от демократического режима различают либерально-демократический режим. Либерально-демократический режим некоторыми авторами рассматривается как более высокая ступень демократического режима, характеризующегося плюрализмомво всех сферах общественной жизни. По мнению Л.А. Морозовой: «… в экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям»[163]. В данном качестве либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки: 1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы; 2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей; 3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов; 4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения. Другая часть ученых, к которой себя относит и автор, считает, что либерально-демократический (либеральный, полудемократический) режим – это режим полудемократический, сочетающий в себе признаки демократического и авторитарного режимов, и являющийся переходным (промежуточным) по отношению к ним. Полудемократический режим основывается на демократических принципах (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, закрепление прав и свобод человека и гражданина, многопартийность, независимость суда и др.), но все эти положения носят зачастую незавершенный характер, а в реальной жизни наблюдаются отдельные признаки авторитаризма (преобладание исполнительной власти над законодательной, неразвитость местного самоуправления и общественных неправительственных организаций, административное воздействие на средства массовой информации, нарушения конституционных прав и свобод граждан и т.д.) Среди антидемократических режимов традиционно выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим. Исторически возник в Италии, сам термин («тоталитарный» в переводе с латинского total - «весь», «целый», «полный») был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики итальянского фашистского движения в Италии. В дальнейшем это понятие использовалась западными политологами для обозначения режима в СССР и других социалистических странах. Особенностью данного вида политического режима является осуществление полного и всеобъемлющего контроля государства за всеми сферами жизни общества и его отдельных граждан, опирающегося на применение государственного принуждения как в правовых, так и внеправовых формах (произвол, насилие, беззаконие, террор). Для тоталитарного режима характерны следующие черты: 1) государственная идеологизация всей общественной жизни: достижение всеобщего блага без учета интересов отдельных социальных групп и граждан; 2)отсутствие государственной оппозиции и преследование любого инакомыслия; 3)существование однопартийной системы; 4)слияние государственного аппарата и партийной номенклатуры аппарата; 5)жесткая централизация государственной власти, во главе которой находится вождь (фюрер, дуче); 6)контроль за средствами массовой информации и введение государственной цензуры; 7)подавление индивидуализма личности, массовые репрессии населения в целях запугивания и подавления инициатив; 8)административно-плановая экономика, основанная на государственной собственности, запрещающая (ограничивающая) предпринимательскую деятельность и частную собственность. 9)отсутствие или ликвидация местного самоуправления; 10)отрицание частной жизни и интересов граждан (все силы гражан направлены на государственное строительство) 11)милитаризация жизни общества (формирование через СМИ образа внешнего врага и внутренней контрреволюции – «врагов народа»). В тоталитарном режиме выделяют три его разновидности:левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности: а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма[164]. Считается, что фашистский режимы (нацистская Германия, фашистская Италия) ушли в прошлое, но в наши дни можно наблюдать отдельные проявления фашистской идеологии в современных государствах (движения скинхедов и ультраправых в России, Франции, Германии и других европейских странах). Авторитарный режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом.Его главная особенность заключается в том, что во главе государства стоит диктатор (лидер, вождь, каудильо), либо узкий круг лиц (хунта, революционный комитет, военный совет), которые пришли к власти нелегитимным путем (революция, военный переворот, гражданская война). Диктатор или хунта обладают широкими полномочиями в сфере политической власти, контролируя весь механизм государственной власти, а также пользуются большими привилегиями и льготами личного характера. Авторитарный режим получил широкое распространение в XX веке и встречался в Европе, Азии, Африке, Южной Америке. Типичными примерами существовавших авторитарных режимов являются диктатуры: генерала Ф. Франко в Испании, генерала А.Пиночета в Чили, Генерала Перона в Аргентине, генерала Сухарто в Индонезии и др. В настоящее время авторитарные режимы существуют в Сирии, Пакистане, Афганистане, Индонезии, ярким примером может служить Ливия, где с 1967 г. у власти находится полковник Муамар Каддафи. Для авторитарного режима характерны следующие признаки: 1)концентрация власти в руках диктатора или элиты, при формальном существовании разделения властей; 2)граждане ограничены в политических правах и фактически отстранены от управления государством, формирования органов власти; 3)в политической системе формальное закрепление многопартийности, при запрете оппозиционных партий; 4)наличие сфер жизни общества, свободных от государственного контроля, — экономика, предпринимательская деятельность, частная собственность, частная жизнь; 5)ограниченный политический плюрализм, предполагающий существование скрытой государственной идеологии (панча-сила в Индонезии, рукунегару в Малайзии, дустуровский социализм в Тунисе и др.). 6)применение государственного принуждения с элементами скрытого насилия, террора и репрессий в отношении открытых противников строя (например, в Чили при режиме Пиночета были репрессированы представители оппозиции: расстреляны, сброшены с вертолетов в океан, умерли в подпольных тюрьмах и т.д. – до сих пор тысячи людей числятся пропавшими без вести). 7)значительную политическую роль играет армия и представители генералитета, являющиеся сторонниками диктатора (хунты). В научной и учебной литературе ряд авторов (Чиркин В.Е., Власов В.И., Пьянов Н.А. и др.) выделяют различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно-диктаторский, конституционно-авторитарный, конституционно-патриархальный, клерикальный, расистский и другие. В странах с монархической формой правления ряд авторов (Чиркин В.Е., Пьянов Н.А., Власов В.И.) выделяет в качестве самостоятельного полуфеодально-теократический режим. В основном это монархии Персидского залива и Аравийского полуострова. Где остаются значительные пережитки феодализма. В этих государствах, представляющих собой абсолютные (полуабсолютные) монархии, верховная власть принадлежит султану (эмиру), который, как правило, сосредотачивает в своих руках светскую и духовную власть (халифат). Политическая власть осуществляется должностными лицами, назначенными монархом из числа родственников, аристократии или духовенства. Промышленность и города неразвиты, «средний» класс не сформировался, большую часть населения составляют земледельцы, ремесленники и скотоводы. Население малообразованно, в обществе сильна роль традиций и религиозных норм (шариат), монарх как глава духовной власти обладает непререкаемым авторитетом и «божественной» харизмой. В данное время полуфеодально-теократические режимы сохранились в небольшом числе стран, которые можно объединить в две группы: «нефтяные монархии» (Оман, Бруней, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) и аграрные королевства (Непал, Бутан и др.)[165]. Говоря о выборе того или иного политического режима, следует иметь в виду, что демократический режим также не лишен определенных недостатков. Еще древнегреческие философы Платон и Аристотель отмечали слабость демократического государства, в котором демократия (власть народа) перерождается в охлократию (власть толпы), что приводит к установлению тирании. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших представителей на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В политической системе процветает популизм государственных деятелей, коррупция, бюрократия. При проведении выборов не учитывается мнение меньшинства, а большинство не имеет возможности реально повлиять на результаты выборов, референдумов, т.е. фактически власть находится в руках правящей элиты: высших чиновников, генералитета, олигархов. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации, ориентированных на коммерческую составляющую. Высокий уровень безработицы, преступности, наркомании, алкоголизма, детской и подростковой безнадзорности. Вместе с тем ученые отмечают, что для демократии характерно ощущение индивидуализма, личной свободы граждан, развитие экономики, науки, культуры, свободы любой творческой деятельности, что выгодно отличает демократию от тоталитаризма. Возвращаясь к понятию государственный режим, в юридической литературе в зависимости от формы правления, различают несколько видов государственных режимов. В абсолютной монархии государственным режимом является абсолютизм. При дуалистических формах правления (дуалистические монархии, президентские и полупрезидентские республики) – дуализм, что характеризует наличие двух полюсов власти: главы государства и парламента. В парламентарных странах (парламентских республиках и монархиях) принцип разделения властей проведен менее жестко, чем в президентской республике. Поэтому в зависимости от различных факторов центр власти может смещаться в сторону либо парламента (Германия, Италия), либо правительства (Великобритания, Канада), в результате чего государственным режимом будет либо парламентаризм, либо министериализм. В рамках суперпрезидентской (монархической) республики в качестве государственного режима устанавливается президенциализм, характеризующийся доминированием личной власти президента. Наконец, государственный режим советской республики можно назвать как партократическим, т.к. реальная власть в государстве принадлежит руководству коммунистической партии и часто единолично генеральному секретарю правящей партии, опирающемуся на партийную номенклатуру. Таким образом, выбор определенной формы государственного режима определяется существующими в каждой конкретной стране формой правления, партийной и избирательной системами, уровнем развития политической культуры общества, конкретными историческими обстоятельствами. Контрольные вопросы 1. Что понимается под формой государства, и каковы ее основные элементы? 2. Каковы основные виды формы правления? 3. Назовите нетипичные формы правления? 4. Что понимается под формой государственного устройства? 5. Какие существуют виды форм государственного устройства? 6. Каковы признаки федеративного государства и его виды? 7. Чем отличается конфедерация от федерации? 8. Каково соотношение между понятиями политический и государственный режимы? 9. Раскройте типологию политических режимов.
Глава 7. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |