КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое воспитание
Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву, законности и правопорядка, обуславливает необходимость проведения со стороны государства, общественных организаций, коллективов граждан и иных институтов гражданского общества специфичного вида деятельности, которая в юридической литературе получила наименование «правовое воспитание». В научной и учебной литературе теории государства и права приводится множество определений рассматриваемого понятия. Например, М.М. Рассолов определяет правовое воспитание как «… процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в целом в целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного их по ведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности»[468]. По мнению Т.Н. Радько: «правовое воспитание – это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах»[469]. А.Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание – это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов»[470]. Таким образом, представляется возможным определить правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры личности, для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением, но эти понятия не следует отождествлять. Это обусловлено тем, что правовое воспитание оказывает воздействие на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания личности. В то время как правовое обучение носит информационно-правовой и познавательный характер, воздействуя главным образом на интеллектуально-волевую (когнитивно-рациональную) сферу правового сознания личности. Тем не менее, правовое воспитание неотделимо от правового обучения, поэтому при проведении различных мероприятий по повышению правосознания и правовой культуры индивидов, их групп или общества в целом, эти правовые категории всегда выступают единым и слитным образованием. Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры. К специальным целям правового воспитания личности как определенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида: · системы правовых знаний; · правовой убежденности; · мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения. Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование: 1) знаний основных предписаний правовых норм, правильном понимании их смысла и содержания; 2) глубокого внутреннего уважения к праву, законам, правосудию, правам и интересам других граждан, правопорядку; 3) умения самостоятельно применять правовые знания на практике; 4) привычки правомерного поведения в соответствии с приобретенными правовыми знаниями; 5) на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм. Реализация указанных целей и задач предусматривает использование определенного набора форм, средств и методов правового воспитания, образующих его организационно-методологический механизм. Формами правового воспитания выступают: правовое просвещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, правовое самовоспитание. В числе средств и методов правового воспитания и соответственно правового обучения находят применение: беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразовательные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения правовых знаний. По мнению А.Б. Венгерова: «идеал правового воспитания – это юридическое всеобщее обучение»[471]. Однако представляется, что главным является не обучение всех граждан правовым знаниям, а создание у населения определенного «правового менталитета», основанного на уважении норм права, прав и свобод человека и гражданина, чувстве личной ответственности при использовании субъективных прав и исполнении юридических обязанностей, как необходимых условий и предпосылок для дальнейшего развития гражданского общества и правового государства. Контрольные вопросы: 1. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания? 2. Какие выделяют виды правосознания? 3. Что такое функция правосознания? 4. Какие существуют функции правосознания? В чем заключается их смысл? 5. Что такое правовой нигилизм и каковы пути его преодоления? 6. Что понимается под правовой культурой? 7. Выделите основные уровни правовой культуры. 8. Какие функции выполняет правовая культура? 9. Каковы основные цели и задачи правового воспитания?
Глава 19. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |