Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм правового регулирования




Вопрос о механизме правового регулирования является одним из самых актуальных и проблемных в современной юридической науке, поскольку данная правовая категория охватывает самые важные элементы регулирования поведения между различными субъектами права, связывая воедино нормы права, правоотношения и акты реализации права.

Повышенный интерес к проблеме механизма правового регулирования проявился в отечественной юридической науке с 60-х годов XX века. Первым среди ученых-юристов дал определение механизма правового регулирования проф. С.С. Алексеев в своей работе «Механизм правового регулирования» (1967 г.) предложив понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»[541]. В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения[542].

Существовали и другие подходы к проблеме механизма правово- регулирования. Так, профессор В. М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов[543]. В другой работе В. М. Горшенев, анализируя данную проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, считал, что механизм правового регулирования переводит нормативность права в упорядоченность общественных отношений и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой — как способ реализации права[544].

Подход В.М. Горшенева существенно отличался от мнения С.С. Алексеева, но большинство отечественных ученых-юристов рассматривают механизм правового регулирования с позиции С. С. Алексеева.

Так, В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как «…систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений»[545].

А. В. Малько считает, что «механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболеее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»[546].

По мнению Т.Н. Радько: «Механизм правового регулирования – это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида»[547]

Все указывают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», хотя в остальном единство во взглядах также не прослеживается.

Таким образом, можно определить механизм правового регулирования как систему взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование определенных общественных отношений, приведение их в стабильное и упорядоченное состояние.

К признакам механизма правового регулирования можно отнести:

1) механизм правового регулирования носит государственно-властный характер, поскольку осуществляется при помощи норм позитивного права, т.е. исходящих от государства, и опирается на возможность применения государственного принуждения.;

2) механизм правового регулирования представляет собой сложную и организованную систему, состоящую из различных элементов, направленную на реализацию прав и обязанностей субъектов правоотношений;

3) механизм правового регулирования имеет строго определенные пределы воздействия на общественные отношения;

4) механизм правового регулирования направлен на регулирование общественных отношений, имеет целью создание устойчивой и упорядоченной системы общественных отношений;

5) механизм правового регулирования осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования;

6) механизм правового регулирования характеризуется стадийностью действия, предусматривающего последовательное прохождение определенных стадий правового регулирования;

7) механизм правового регулирования зависит от внешних и внутренних факторов определяющих его эффективность.

Вопрос о структуре и количестве элементов механизма правового регулирования также является достаточно дискуссионным и не имеет единообразного подхода.

Так, С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей[548].

А.В. Малько выделяет пять основных элементов и стадий механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Некоторые ученые выделяют в качестве самостоятельных элементов механизма правового регулирования – законность (В.А. Шабалин), правовое сознание и правовую культуру (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

По мнению Р.К. Русинова: «К элементам, составным частям механизма правового регу­лирования относятся: юридические нормы, нормативно-право­вые акты, правоотношения, акты реализации права, правопри­менительные акты, правосознание, режим законности»[549].

Однако можно согласить с теми учеными, которые элементы механизма правового регулирования разде­ляют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательным - все остальные правовые средства (норматив­ные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юри­дическую технику и др.).

Основные элементы механизма правового регулирования являются главными на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется соответствующее правовое воздействие на общественные отношения. Например, нормы права являются главным элементом на начальной стадии - стадии общего действия норм права, правоотношения выступают главным элементом на переходной стадии - стадии возникновения субъективных прав и обязанностей, акты реализации субъективных прав и обязанностей являются главным элементом заключительной стадии - стадии реализации субъективных прав и обязанностей. Наконец, акты применения права являются главным элементом на факультативной стадии - стадии применения права.

Вспомогательные элементы механизма правового регулиро­вания принимают участие в правовом регулировании наряду с основны­ми. Напри­мер, с нормами права действуют такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, с правоотношениями - юридические факты, с актами реализации субъективных прав и обязанностей - акты толкования права, правосознание, правовая культура, с актами применения права - акты толкования права, правосознание, право­вая культура. Однако следует отметить, что вспомогательные элементы ме­ханизма правового регулирования не обязательно привязаны к тому или иному основному элементу механизма правового регулирования и соответственно стадии процесса правового регулирования. Некото­рые из них (например, акты толкования права, правосознание, пра­вовая культура) могут использоваться на разных стадиях процесса правового регулиро­вания, причем на нескольких одновременно.

В заключении необходимо сказать об эффективности механизма правового регулирования, которую мы отнесли к числу важных его признаков. Эффективность механизма правового регулирования — это оценочная категория, которая определяет уровень и качество действия механизма. Эффективность зависит ряда факторов носящих внешний и внутренний характер. К внешним факторам относят: уровень общественного правосознания, правовой культуры населения, политические, социально-экономические процессы в жизни общества, уровень законности и правопорядк стране и др.

Внутренние факторы отражают устойчивость и стабильность механизма правового регулирования, что зависит от рациональности структуры механизма правового регулирования, его гибкости, качества его структурных элементов (например норм права, нормативных правовых актов, актов применения права и т.д.).

Мерами повышения эффективности правового регулирования и соответственно его механизма будут являться: 1)совершенствование качества правотворчества; 2)совершенствование правоприменительного процесса; 3)повышение уровня правовой культуры как общества в целом, так и лиц, осуществляющих правотворчество и правоприменение, а также иные меры.

Вместе с тем эффективность механизма правового регулирования зависит не только от юридических, но и от неюридических факторов (например стабильности и развитости политической системы, уровня развития экономики, качества образования и здравоохранения, занятости населения, развитости духовно-нравственной и культурной сферы общества, информационных технологий и средств телекоммуникаций, состояния защищенности (безопасности) общества и т.д.).

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «правовое регулирование».

2. В чем отличие правового регулирования от правового воздействия?

3. Каковы основные методы правового регулирования?

4. Назовите основные способы правового регулирования.

5. Какие существуют типы правового регулирования?

6. Что понимается под механизмом правового регулирования? Какова структура механизма правового регулирования?

7. Какие основные стадии проходит процесс правового регулирования?

Глава 23. ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (СЕМЬИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ)

§1. Понятие правовой системы. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

Во всех, существовавших в истории и существующих в современном мире государствах складываются, действуют и развиваются национальные системы права. Кроме того, национальные системы права интегрированы в систему международного права и подвергаются за счет его воздействия определенной унификации.

Система – это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.[550]

Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.[551]

Система права – это внутреннее строение объективного права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма, субинститут права, институт права, подотрасль права, отрасль права, комплексная отрасль права). Система права, касается только самого права, его строения.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «система права» и «правовая система».

Последовательное разграничение понятий «правовая система» и «система права» осуществилось в отечественной науке достаточно недавно, а именно в 1982 г.[552] Как раз тогда М.И. Пискотин указал на то, что «помимо понятия «система права» в литературе иногда употребляется понятие «правовая система». Если первое отражает главным образом внутреннее строение права, то второе - его место в ряду других общественных явлений наряду с экономической, политической и иными системами».[553]

Введение данной категории обуславливается необходимостью, которая бы позволила анализировать и оценивать правовую действительность в целостном виде, а не только её отдельные элементы. Таким образом, категория «правовая система» дает возможность выйти на более высокий уровень обобщения и абстракции.[554]

Система права характеризует само позитивное право как систему, а правовая система включает в себя помимо позитивного права и все другие правовые явления общества.

Правовая система является вместилищем, сосредоточением разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве.[555]

Для социальной и функциональной характеристики правовой системы право обладает решающим значением. Право интегрирует, скрепляет её, однако не сливается с ней. [556]

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.[557]

Предложенные определения представляют собой одну из попыток подойти к проблеме понимания права через интегративные процессы. Данная формулировка содержит как признаки естественно-правовой и социологической, так и этатической правовой традиции (нормативизма). Именно различные особенности правопонимания в различных странах предопределяют необходимость синтеза категории права.

Каждое государство имеет собственную правовую систему. Правовая система отдельно взятого государства называется национальной правовой системой. Каждая национальная система обладает своими оригинальными чертами, так как в ней отражаются культурные, политические, социально-экономические, исторические особенности общества. При этом можно выделить группы правовых систем, которые обладают определенными общими чертами. Такие группы именуются правовыми семьями. Единых критериев для их выделения нет.

Считаем необходимым учесть те постулаты, которые лишь перечислил в своей работе известный компаративист Рене Давид, но которые не нашли достаточного отражения в его совместном труде с Камиллой Жофре-Спинози.

1. Нормы права. Субъекты и средства, используемы для их создания, толкования и оценки.

Правовое предписание, будь то правило поведения, установление, веление, обязанность, запрет, цель, задача, принцип или дефиниция, чаще всего отождествляется с текстом правовой нормы.

Правовой текст – план дальнейших взаимоотношений субъектов. Для того чтобы этот план воплотился в жизнь, необходимо, прежде всего, понимание субъектами общественного отношения смысла текста, а при необходимости, объяснения (толкования, разъяснения) его другим субъектам и третьим лицам. В результате понимания и толкования правовой текст, получивший, в том числе, аксикологическую (с точки зрения установок общества) характеристику, становится нормативным правилом поведения.[558]

Вместе с тем, очевидно, что в любом государстве существуют юридические нормы не привязанные к конкретным формально определенным текстам.

Важно понимать структурную взаимосвязь норм, термины которыми они оперируют, способы, которыми пользуются для фиксации норм и их согласования друг с другом.

2. Источники права. Явление права, как и форма права, есть определенное внешнее выражение права, его реальная данность вообще и непосредственно для тех, на кого оно распространяется. При этом если форма права включает в себя в основном статическую характеристику внешнего проявления права, то сущность выражает и динамику, т. е. действие права. Так, к формам права относятся в основном письменные документы, в которых оно содержится. Это – нормативные правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи, религиозные тексты и др.

Явление права также включает в себя все формы права, поскольку оно проявляется в этих формах. Одновременно сущность права проявляется и в реальной деятельности судебных и иных правоприменительных органов государственной власти. Судебное решение, приговор, постановление, акты правительства, министерств, ведомств, других властных государствыенных органов, обязательное, в том числе принудительное исполнение перечисленных велений применительно к юридическим и физическим лицам, в отношении которых они приняты, представляют собой реальное явление права.[559]

3. Структура права. Влияние цивилизационных аспектов на специфику правовых систем.

В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. С одной стороны цивилизация связана с преемственностью в жизни общества, наличием культурных традиций в широком смысле. С другой стороны - это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценности и принципы, его самобытность. Цивилизация, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в религиях, системах морали и права. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.

Целесообразно выделить несколько макропластов цивилизационного процесса, одновременно являющихся сферами правовового регулирования: среду обитания - окружающую человека среду, обусловленную совокупностью факторов способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека; этнические процессы; производительные силы, производство материальных благ; производственные отношения; социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); институты власти и управления; религиозные ценности, менталитет; взаимодействие локальных цивилизаций.

Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них и немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же как наш язык на нашу манеру размышлять.[560]

Наряду с цивилизационными особенностями стран, необходимо учитывать тенденции интернационализации, распространение единых образцов и моделей поведения и постоянно идущий процесс развития мира.

В результате взаимодействия и взаимопроникновения в нацио­нальной правовой системе образуются относительно самостоятельные правовые массивы. Совокупность международно-правовых норм, дей­ствующих на территории той или иной страны, можно признать правовой подсистемой. С.Ю. Марочкин предлагает дефиницию пра­вовой системы как «комплекса всех явлений правовой действительности - не только внутригосударственных, но и связанных с междуна­родным правом».[561]

4. Тип общества, которое предполагается построить при помощи права.

Пространство типов обществ не может быть задано единственным измерением. Среди факторов, конституирующих социальные типы, невозможно обнаружить главный, решающий, который позволил бы абстрагироваться от всех остальных. Уже Вебер показал, что ни экономика, ни политика или религия по отдельности, односторонне не обусловливают состояния общества. Если, однако, взять в качестве измерений искомого пространства все огромное и очевидное разнообразие детерминант социальности, то такое многомерное пространство окажется бесполезным: в необозримом множестве его ячеек типология вообще исчезает и заменяется, как это и происходит в штудиях культурантропологов, феноменологическим описанием уникумов. В методологии науки хорошо известно, что абстрактные пространства должны быть и достаточно богаты, чтобы вместить в себя разнообразие реальности, и в то же время предельно бедны, лаконичны – чтобы его поле было бы обозримым, а количество ячеек минимальным. Иными словами, число измерений пространства, как говорят логики, должно быть необходимым и достаточным.[562]

5. Место права в рамках конкретного социального строя.

Социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности. Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.