Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об атмосфере, ее границы, состав, строение, значение и охрана 3 страница




Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница

Климат играет огромную роль в живой и неживой природе Земли. Он определяет характер растительности, животного мира, почвенного покрова. От него зависит увлажненность территории, режим рек, озер, морей, ледников, образование некоторых горных пород. Климат влияет на формирование рельефа. Климат необ­ходимо учитывать в хозяйственной деятельности людей, особенно в сельском хозяйстве, а также в строительстве, в промышлен­ности, на транспорте. Климат и погода имеют большое значение для здоровья и деятельности людей.

 

Вопросы и задания:

1. Что такое атмосфера? Расскажите о ее строении по вертикали.

2. Охарактеризуйте состав воздуха и роль разных газов в атмосфере.

3. Что такое солнечная радиация? Расскажите о прямой, рассеянной, сум­марной и земной радиации.

4. Как изменяется температура воздуха от экватора к полюсам? Что такое термический экватор и почему он не совпадает с географическим?

5. Как и почему изменяется температура воздуха с высотой в тропосфере?

6. Как образуются атмосферные осадки и каковы закономерности их распределения по земной поверхности?

7. Как распределяются пояса атмосферного давления на поверхности Земли? Объясните их происхождение.

8. Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс вы знаете? Какими свойствами с они обладают?

9. Что такое «общая циркуляция атмосферы»? Какими факторами она определяется? Расскажите о наиболее характерных направлениях движения воздушных масс в системе общей циркуляции атмосферы.

10. Что такое атмосферные фронты? Назовите их основные типы.

11. Что такое циклоны и антициклоны? Какие погоды с ними связаны?

12. Что такое погода и климат? Сравните эти два понятия.

13. Перечислите климатообразующие факторы. Как они влияют на климат?

14. По какому принципу выделяются климатические пояса?

15. Какие климатические пояса выделяют на земном шаре? Дайте характе­ристику климатам этих поясов.

 

Итоговые задания по теме «Атмосфера»

1. Какова высота горы, если у ее подножия 26° С, а на вер­шине -10° С?

2. На какую высоту поднялся самолет, если за бортом тем­пература воздуха -30° С, а у поверхности Земли 24° С?

3. Сколько воды содержит воздух классной комнаты объ­емом 200 м3, если его температура 20° С?

4. В приземном слое температура воздуха 20° С. Вычислите, на какой высоте может образовываться:

а) дождь ...... ;

б) снег, град ....... .

5. Покрыты ли снегом и льдом в летнее время вершины Южного Урала, если известно, что средняя температура самого теплого месяца у подножия гор равна 29° С?

6. В горах на высоте 3 км термометр показал О° С. Какая температура была у подножия?

7. При температуре 30° С абсолютная влажность равна 15 г/м3. Определите относительную влажность.



8. Где в летний солнечный день будет более высокое давле­ние — над лесом или над пашней, находящейся недалеко от леса?

9. На побережье Камчатки температура была 15° С. Како­ва будет температура на вершине вулкана Ключевская Сопка?

10. Какую одежду должны взять с собой альпинисты при восхождении на вершину Эльбрус на Кавказе, если у его под­ножия температура 25° С?

11. Как вы думаете, может ли в горах Кавказа быть темпе­ратура —35° С? Ответ объясните.

12. В каком случае ветер будет сильнее:

а) атмосферное давление над сушей 742 мм рт.ст., над мо­рем — 757 мм рт.ст.;

б) атмосферное давление над сушей 751 мм рт.ст., над мо­рем — 782 мм рт.ст.?

13. Определите, где климат более холодный: на острове Мадагаскар или на острове Великобритания. Определите ко­ординаты столиц, расположенных на этих островах.

14. Вычислите среднюю годовую температуру по следующим данным: январь 3,5° С, февраль 4° С, март 6° С, апрель 10° С, май 16° С, июнь 20° С, июль 24° С, август 23° С, сентябрь 19° С, октябрь 14° С, ноябрь 9° С, декабрь 8° С.

Для какого района России характерны эти температуры?

15. Определите абсолютную влажность воздуха, если абсо­лютная влажность при температуре 10° С равна 1 г/м'.

16. Определите относительную влажность воздуха, если аб­солютная влажность при температуре 10° С равна 1 г/м3.

17. На земную поверхность выпал слой дождя в 10 мм. Под­считайте, сколько воды выпало на 1 га.

18. Слой выпавших во время дождя осадков равен 20 мм. Определите, сколько воды выпало на поле площадью 5 га.

19. Подчеркните правильный ответ:

Мощность атмосферы равна 30 км, 50 км, 70 км, 1000 км.

20. Как называется слой атмосферы, не пропускающий уль­трафиолетовые лучи?

21. Вычислите, на сколько понизится атмосферное давле­ние и температура воздуха, если подняться на Останкинскую телебашню. (Ее высота — 530 м.)

22. Закончите предложения:

1) С высотой температура воздуха ... .

2) Годовая амплитуда температуры воздуха зависит от:

а) ... ; б) ... .

3) Суточная амплитуда температуры воздухазависит от:

а) ... ; б) ... .

23. Как меняется атмосферное давление с высотой?

24. Подчеркните те виды осадков, которые образовались в результате конденсации водяного пара:

туман, дождь, снег, град, иней.

25. Что является границами поясов освещенности?

26. Закончите предложения:

1) Мельчайшие капельки воды, образовавшиеся в призем­ном слое атмосферы из насыщенного водяными парами возду­ха при его охлаждении, образуют ... .

2) Количество водяного пара, содержащееся в 1 см3 воздуха и выраженное в граммах, называется ....

3) Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчай­ших капелек воды или кристаллов льда, образовавшихся при охлаждении насыщенного водяными парами воздуха, называ­ется ... .

27. Как называется прибор:

а) измеряющий направление ветра — ...;

б) определяющий количество осадков — ... ;

в) для определения влажности воздуха — ...;

г) измеряющий атмосферное давление — ... ?

28. Какое время года в Буэнос-Айресе, если в Санкт-Пе­тербурге лето?

29. Какое время года в Париже, если во Владивостоке лето?

30. Кольский полуостров лежит между Северным полярным кругом и 70° с.ш. Горная страна Памир — между 40° и 45° с.ш. Однако зима на Кольском полуострове теплее, чем на Памире. Почему?

31. Лондон и Москва находятся приблизительно на одной широте, но климат у них разный. Почему?

32. Владивосток и Батуми находятся приблизительно на од­ной широте, на берегах морей, имеют приблизительно одина­ковую абсолютную высоту, но климат в этих городах неодина­ков. Почему?

33. Санкт-Петербург и Магадан находятся на одной широ­те, на берегу морей, однако в Санкт-Петербурге климат значи­тельно теплее. Почему?

34. Как вы это объясните:

а) почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а ба­тареи отопления устанавливают внизу;

б) почему вода в реках летним вечером как «парное моло­ко»;

в) почему жарким летним днем отдаленные предметы ка­жутся колеблющимися;

г) почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы;

д) почему белье в ясный, ветреный день сохнет быстрее, чем в тихий, пасмурный?

35. Назовите типы облаков — предвестников изменения по­годы. Почему их считают таковыми? На каких высотах они формируются?

36. Объясните, почему высота столбика ртути в баромет­ре уменьшается при подъеме в горы и увеличивается при спуске.

37. Объясните выражение: «Горы — магниты осадков».

38. На западных склонах Уральских гор выпадает около 600—800 мм осадков, а на восточных — 300—400 мм. Почему?

39. Объясните, по какому принципу выделены пояса осве­щенности на Земле.

40. Как бы изменился климат Европы, если бы Северо-Атлантическое течение отклонилось от берегов Европы?

41. Погода и климат — понятия разные. Есть ли на Земле такие страны, где между этими двумя понятиями разницы нет?

42. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? Свой ответ объясните.

43. Приведите два примера атмосферных явлений и объяс­ните их значение для гидросферы и литосферы. Ответ офор­мите в виде таблицы.

 

Атмосферные Какое влияние они оказывают на:
явления литосферу гидросферу
           

 

44. Сравните климат вашей местности с климатом Москвы по плану, помещенному в таблице.

 

    План Ваш населенный Москва
        пункт    
1. Преобладающие воздушные массы        
2. Преобладающие ветры        
    летом и зимой        
3. Температура:        
    а) зимы (средняя)        
    б) лета (средняя)        
    в) минимальная зимы        
    г) максимальная лета        
4. Годовое количество осадков        
5. Режим осадков        
6. Типы погод зимой и летом        
7. Черты различия        

 

45. Определите широту своего населенного пункта. Пред­ставьте себе, что вы совершаете путешествие по этой паралле­ли на восток. Как будет меняться климат? Почему?

46. Назовите местные признаки предсказания погоды. По­старайтесь дать научное объяснение этому.

47. Назовите факторы, влияющие на климат, и объясните их.

48. Расскажите о климате вашей местности по следующему

плану:

1) причины, от которых зависит климат:

а) географическое положение (широта, близость или уда­ленность от океанов; положение относительно горных хребтов и обширных равнин);

б) рельеф (абсолютная высота);

в) преобладающие воздушные массы зимой и летом;

г) преобладающие ветры зимой и летом;

2) особенности климата:

а) средняя температура (зимы, лета), максимальная летняя, минимальная зимняя;

б) среднее годовое количество осадков (месяцы с неболь­шим количеством осадков, месяцы с наименьшим количеством

осадков);

в) режим осадков по временам года;

г) типы погоды (зимой, летом).

49. Какие факторы влияют на климат вашей местности? Составьте их список. Ответ объясните.

50. Как определить среднюю температуру воздуха за день, месяц, год?

51. Какие ветры преобладают в вашей местности летом, зимой? Какие ветры преобладают в вашей местности весной, осенью?

52. Какие виды осадков выпадают в вашей местности?

53. Какие ветры приносят пасмурную погоду?

54. В каком поясе освещенности находится ваша местность? Какая и когда бывает наибольшая и наименьшая высота Солн­ца над горизонтом?

55. Москва и Братск находятся на одной широте. Где кли­мат теплее и почему?

56. Вашингтон и Пекин находятся на одной широте, но кли­мат у них различный. Почему?

57. Воронеж и Чита находятся приблизительно на одной широте. Где климат теплее и почему?

58. Какое положение относительно Солнца занимает Зем­ля, когда в вашем населенном пункте:

а) полночь 22 июня;

б) полдень 22 декабря?

59. Найдите на карте полушарий город, если известно, что он находится на 43° з.д. и что в полдень 22 декабря Солнце бывает там в зените.

60. Многие растения реагируют на изменения погоды. Сей­час насчитывается более 400 таких растений — предсказателей погоды. Знаете ли вы такие растения?

61. Почему при определении погоды необходимо указывать такие существенные признаки этого понятия, как данное вре­мя, данное место? Всегда ли это необходимое уточнение явля­ется достаточным?

62. Как вы думаете, изменился бы климат и природные ус­ловия Средней Азии, если бы на севере находились высокие горы? Свой ответ объясните.

63. Объясните слова из песни на слова Л. Дербенева:

... Это в городе тепло и сыро, А за городом зима, зима, зима...

64. Объясните поговорку: «Много снега — много хлеба».

 





Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.