КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
БИОСФЕРА 3 страница
Вопросы рационального природопользования решаются по-разному в разных странах в зависимости от целого ряда факторов — экономических, нравственных, социальных. К сожалению, в нашей стране допущены серьезные нарушения принципов рационального природопользования, приведшие к неблагоприятным последствиям в области охраны природы. Во многих районах возникла весьма сложная экологическая ситуация. Очень серьезно стоят вопросы о судьбе наших водоемов, о загрязнении воздуха в городах, далеко не всегда правильном использовании минеральных удобрений и химических средств защиты растений, неполноте извлечения из недр полезных ископаемых и многие другие вопросы. Вот почему осуществляемая в настоящее время в стране перестройка одной из важнейших своих задач считает решение проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Вопросы и задания: 1. Что такое географическая среда, и какова ее роль в развитии человеческого общества? 2. Что такое природные ресурсы и как они классифицируются? 3. Что понимается под охраной природы и рациональным природопользованием? 4. В настоящее время охрана природы превратилась в глобальную, общечеловеческую проблему, ей отдается приоритет перед проблемами социальными. Объясните, почему это произошло. Приведите соответствующие факты.
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ 1. Выберите правильный и наиболее полный ответ: География — это наука... а) о живой и неживой природе; б) о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности; в) о природе земной поверхности и причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности; г) о строении, составе и истории земной коры и Земли. 2. Где на Земле из четырех основных сторон горизонта имеется только одна? 3. Есть ли на Земле точка 0° широты и 0° долготы? 4. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? Свой ответ объясните. 5. Какой самый холодный материк? Почему? 6. Сколько раз в году и когда Солнце в полдень находится в зените на Южном тропике? 7. Закончите определение: Точка, с которой проводится визирование на предметы местности при полярной съемке, называется.... 8. Как называется простейший прибор для определения относительной высоты места? 9. Закончите предложения: 1) Место на поверхности Земли, расположенное над очагом землетрясения, называется.... 2) Воронкообразное углубление на вершине вулкана, из которого изливается лава, называется.... 3) Магма, излившаяся из кратера или трещин в земной коре на поверхность, называется.... 4) Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией, называется.... 5) Горячие источники, периодически бьющие в виде фонтанов, называются.... 10. Закончите предложения: 1) Минеральные массы, слагающие земную кору, называются.... 2) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании, называются.... 3) Горные породы, образовавшиеся на поверхности Земли в результате оседания и накопления осадков на дне водоемов и на суше, жизнедеятельности организмов, называются.... 11. Назовите районы России, где необходимо строить сейсмостойкие дома и сооружения. 12. Выберите правильный ответ: Самая восточная точка на Земле — это... а) любая точка на нулевом меридиане; б) любая точка на 180-м меридиане; в) мыс Дежнева; г) такой точки не существует. 13. Выберите правильный ответ: Самая западная точка на Земле — это... а) любая точка на нулевом меридиане; б) любая точка на 180-м меридиане; в) полуостров Аляска; г) такой точки не существует. 14. Знаете ли вы заливы, которые больше морей? 15. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте? Выпишите правильный ответ: а) моря и океаны; б) реки, озера, болота; в) ледники; г) подземные воды; д) водяной пар в атмосфере. 16. Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, вы наблюдаете в природе? 17. Назовите страны и их столицы, которые одновременно находятся в разных полушариях. 18. К каким океанам относятся моря, вдоль которых проходит морская граница нашей Родины? 19. Назовите государства и их столицы, которые имеют только сухопутные государственные границы. 20. Назовите государства и их столицы, которые имеют только морские границы. 21. Где берет начало и куда направляется течение Куросио? 22. Знаете ли вы, когда был построен Волго-Балтийский канал? Всегда ли он так назывался? Перечислите все водные объекты, входящие в эту систему. 23. Из Москвы вылетел самолет и пролетел 1000 км на север, потом столько же на восток, на юг, на запад. Вернулся ли он в Москву? Свой ответ объясните. 24. Какая местность расположена «под вами» в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, в котором вы живете? Вы житель Москвы (Вашингтона, Владивостока, Бразилии, Сиднея). 25. Определите и подпишите географический объект, координаты которого 66° с.ш. и 19° з.д. Какими природными явлениями он известен? 26. Столица какого государства находится севернее всех столиц мира? Назовите ее координаты. 27. Столица какого государства находится южнее всех других столиц мира? Назовите ее координаты. 28. Вычислите протяженность Евразии в градусах и километрах по 80-му меридиану. 29. Вычислите протяженность Евразии по 50° с.ш. 30. Вычислите протяженность Африки по 35° в.д. и по 10° ю.ш. 31. Каково расстояние по карте от Скандинавского полуострова до Гренландии? Каково это расстояние по глобусу? Сравните результаты. 32. Как называется кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега или обильных осадков? Подчеркните правильный ответ: половодье, ледостав, паводок. 33. Правильно ли утверждение: «Финский залив замерзает зимой»? (Да, нет.) 34. Какой полуостров самый большой на земном шаре? Где он расположен? Определите координаты его южной точки. 35. Какой полуостров омывают воды двух океанов? Определите его координаты. 36. Какой самый высокий действующий вулкан в России? Где он находится? Определите его координаты. 37. В каком государстве наиболее часто происходят землетрясения? Назовите его столицу и ее координаты. 38. Определите координаты Владивостока. К чему он ближе: к экватору или к Северному полюсу? 39. Как определить расстояние от Москвы до Северного и Южного полюса? 40. В Африке около экватора есть гора Килиманджаро. Определите ее координаты. Как вы думаете, ее вершина покрыта снегом или нет? Свой ответ объясните. 41. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу — пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. — Вот теперь, пожалуй, хватит, — сказал тролль. — Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, — думает, — отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замерз». Как вы думаете, почему замерз тролль? 42. Правильно выберите масштаб карты, если на ней расстояние между двумя населенными пунктами 5 см, а на местности — 5 км: а) 1:5000; б) 1:1000000; в) 1:10000; г) 1:100000; д) 1:10. 43. Выберите вид карты, с помощью которой можно определить преобладающие в данной местности формы рельефа: а) климатическая; б) физическая; в) политическая; г) экономическая. 44. О чем идет речь в приведенном ниже отрывке? «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Ее берега и ложе из холодной воды, а ее стремнина — из теплой. Истоком ее служит Мексиканский залив, а устьем — Атлантический океан... Нигде в мире нет более величественного потока вод». (М. Ф. Мори.) 45. Толщина верхнего плодородного слоя, содержащего гумус, во многих типах почв редко превышает 20 см. На его образование природа затратила не менее 2—7 тыс. лет. При нерациональном пользовании полное разрушение гумусового слоя происходит через 10—30 лет, а нередко он смывается за один только ливень или сдувается за одну пыльную бурю. Какие меры необходимо предпринять для сохранения гумусового слоя? А какую помощь можете оказать вы? 46. В самом низком месте земной суши находится озеро, именуемое Мертвым морем. Определите его координаты. В какой стране оно находится? Почему так называется? 47. Каково значение ветра в Мировом круговороте воды? Ответ дайте в виде схемы. 48. Назовите полуострова Европы и Азии. В чем их сходство и различие? Объясните. 49. Какое полушарие Земли более океаническое — северное, южное, восточное, западное? 50. На китайском языке говорит пятая часть населения мира. Можно ли назвать его самым распространенным? Как вы думаете? 51. Как вы думаете, почему английский язык самый распространенный? 52. Как вы думаете, где находится граница материка: а) там, где материковая суша встречается с водами Мирового океана; б) на дне Океана; г) проходит по материковому склону? 53. Около острова Ньюфаундленд (Северная Америка) встречаются два течения. Назовите их. Объясните, почему это одно из самых опасных мест в Атлантике. 54. Как вы думаете, в каком из перечисленных портов самая длительная и самая короткая навигация — Мурманск, Астрахань, Магадан, Владивосток? Свой ответ объясните. 55. Каково значение атмосферы в Мировом круговороте воды? Ответ дайте в виде схемы. 56. Почему за чистоту атмосферы должны бороться все страны мира? 57. Объясните в виде схемы, как Мировой океан участвует в образовании подземных вод. 58. Как вы думаете, если бы форма Земли была другой, отразилось бы это на устройстве земной поверхности? На процессах, происходящих на ней? 59. Писчий мел — горная порода. Каково его происхождение? Что общего между мелом и мрамором? 60. Почему горные породы называют каменной летописью Земли? 61. Ниже приведены несколько определений вулканов, которые давали ученые разных времен. Выберите наиболее правильное. 1) Вулкан — это гейзер, в котором движущей силой являются пары воды. (М. Аррениус.) 2) Вулкан — это место, где происходит извержение. (А.Штюбем.) 2) Вулкан — это аппарат, через который Земля периодически теряет тепло. (Г. Тиррель.) 3) Вулкан — это окно, благодаря которому мы познаем состав глубинного вещества. (П. Макдональд.) 4) Вулкан — это место на поверхности Земли, где магматический материал извергается и извергался в прошлом. (А. Риттман.) 6) Горы, извергающие огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву — расплавленную каменную породу, называют вулканом. Свой выбор ответа объясните. 62. Совершите воображаемое кругосветное путешествие, начальный пункт которого — Севастополь, конечный пункт — Санкт-Петербург. Маршрут выберите самостоятельно. Назовите океаны, моря, заливы, проливы, каналы, по которым и мимо которых вы проплывете. 63. Совершите воображаемое путешествие вокруг Евразии. Пункт отправления выберите сами. Назовите моря, океаны, заливы, проливы, каналы, по которым или мимо которых вы будете проплывать. 64. Это самое глубокое озеро в мире. По объему содержащейся в нем воды оно уступает только Каспийскому морю. Окружено оно высокими горами, богатыми залежами железной, марганцевой руд, графита, мрамора, слюды, огнеупорной глины и других полезных ископаемых. Прозрачные пресные воды озера очень холодные, но по берегам его очень много горячих источников. Вместе с пресноводной фауной его населяют и такие морские животные, как тюлень (нерпа), губки. Местные жители так говорят об озере: «Сколько богатства ни приносят ему его сыновья, разоряет дочка старика». Как называется это озеро? Нет ли связи между глубиной озера и горячими источниками на его берегах? О каких сыновьях и дочери идет речь? Какую роль играют леса в сохранении чистоты вод озера? 65. Почему исследователи, находящиеся на Северном полюсе, ближе к центру Земли, чем исследователи, спустившиеся на дно Марианской впадины? 66. В этой удивительной стране реки без устьев, озера без стока, леса без тени, деревья без листьев, «сухие дожди», не смачивающие земную поверхность. Как вы думаете, о каком районе Земли идет речь? Объясните взаимосвязь компонентов этого природного комплекса. 67. Те, кто побывал в высоких широтах, отмечают здесь любопытную особенность лучей летнего Солнца. Лучи его слабо греют Землю, зато оказывают неожиданно сильное воздействие на предметы, стоящие отвесно. Заметно нагреваются крутые склоны скал и стены домов, быстро тают ледяные горы, растапливается смола в бортах деревянных судов, обжигается кожа лица и т. д. Чем объяснить подобное действие лучей полярного Солнца на вертикально стоящие предметы? Свой ответ объясните с помощью рисунка. 68. Леса — «легкие» планеты, производящие кислород и поглощающие углекислый газ. Они поддерживают баланс атмосферы. Аккумулируя солнечную энергию, леса являются основным источником органических веществ. Сохраняя влагу в почве и поддерживая полноводность рек, останавливая ветры, пески, задерживая эрозию почв, леса верно служат человеку в борьбе за урожай. Почему ученые проявляют беспокойство о зеленом наряде нашей планеты? А что можете сделать вы, чтобы сохранить и приумножить лесные богатства? 69. Чрезмерное осушение болот может привести к снижению продуктивности не только почв, но и лесных угодий. Как вы думаете, почему? Почему М. М. Пришвин называл болота «кладовой солнца»? 70. Северо-Атлантическое течение «отапливает» часть Баренцева моря. Представьте, что при помощи гидротехнических сооружений мы направим эту ветвь вдоль северного побережья России. Расскажите, как изменится тогда природа побережья и России в целом. 71. Что изменилось бы в природном комплексе вашей местности, если бы климат стал более сухим? Объясните. 72. Что изменилось бы в природном комплексе вашей местности, если бы климат стал более влажным? Объясните. 73. Нефтеналивное судно потерпело катастрофу. Судно сообщило свои координаты — 13° с.ш. и 143° в.д. В какой точке Мирового океана находится это место? 74. Подумайте и объясните, какие последствия для человека имеют: а) кислотные дожди; б) парниковый эффект; в) разрушение слоя озона. 75. Дождевые и талые воды стекают в реки и каналы, а затем попадают в море. Эти воды содержат вредные для здоровья человека вещества — свинец, нефтяные отходы, соли и др. Как вы предлагаете решить эту проблему? 76. Как вы думаете, можно ли в вашей местности использовать ветер для постройки ветряных мельниц, ветровых электростанций? Почему? 77. Расскажите, как изменится климат в вашей местности, если направление преобладающих ветров сменится на противоположное. 78. Изменится ли климат Европы, если температура вод Северо-Атлантического течения понизится? Свой ответ объясните. 79. Известно, что искусственные водохранилища вызывают изменения в климате окружающей местности. Как вы думаете, какое из приведенных ниже изменений климата верно для данного случая: а) происходит охлаждение воздуха, особенно летом и весной; б) уменьшается континентальность климата; в) повышается влажность воздуха; г) происходит потепление климата? Свой ответ объясните. 80. Для каких равнин — плоских или холмистых — характерно образование оврагов? Свой ответ объясните. 81. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» и по данному в нем описанию вычертите схематический план местности: Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые лучи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда. За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. 82. Посмотрите на карту. В Казахстане есть большое озеро Балхаш. Помимо прочих достопримечательностей оно интересно тем, что вода в восточной его части соленая, а в западной - пресная. Как вы объясните подобное явление?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |