Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие зрительного восприятия




В теоретическом и организационно-методическом аспектах сравнительно поздно было обращено внимание на развитие и коррекцию неполноценного зрения у детей в условиях учебно-воспитательного процесса. Главное внимание уделялось охране зрения и предупреждению перегрузок. В 1960—1970 гг. был проведен ряд фундаментальных исследований, позволивших дать научно обоснованные рекомендации по развитию зрительного восприятия у частичновидящих и слабовидящих детей в учебно-воспитательном процессе (Л. А. Григорян, Л. И. Григорьева, А. И. Каплан и др.).

Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций.

Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений — формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции — адаптацию, фиксацию, частоту, время.

Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на предметную, изобразительную,


компьютерную, телевизионную, проекционную (Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. Е. Сташевский).

Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способов действий с ними. Дети выполняют задания на опознание предметов, анализ -формы, размеров, цвета, фактуры. Предметная методика реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительно-сенсорным воспитанием.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

Большие возможности для развития зрения заложены в компьютерной технике и телевизионных дисплеях. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим их предъявления статический или динамический), освещенность перцептивного поля.

Особое значение имеет проекционная методика (кино, эпи- и диапроекция). Динамика объектов и действий в кино требует от зрителя особого внимания, умения держать в памяти детали сюжета, анализировать быстро сменяющуюся зрительную информацию. Однако при снижении временной разрешающей способности зрительной системы у детей кинофильмы воспринимаются недостаточно полно и точно, а в некоторых случаях искаженно. В связи с этим рекомендуется показ специальных диапозитивов.

ЛИТЕРАТУРА

Акимова А. К. Коррекционная работа над недостатками физического развития слабовидящих детей школьного возраста средствами лечебной физкультуры.— Алма-Ата, 1983.

. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей/Под ред. М. И. Земцовой.— М., 1980.

Волкова Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения//Дефектология.— 1982.—№ 3.

• Кондратьева С. И., Сташевский С. Е., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих учащихся//Дефектология.— 3987.— № 2.— С. 16—22.

Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/Сост. А. И. Назаренко, Т. П. Свиридюк.— Киев, 1984.

Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.— М., 1985.

Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей/Под ред. В. П. Ермакова.— М., 1988.

Сверлоз В. С. Пространственная ориентировка слепых.—М., 1951.


Глава 8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.