Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АРИСТОТЕЛЬ - древнегреческий философ (384-322 до н.э.)




Фрагменты философских трудов

Тексты для анализа

Тема 6. Социальная философия. Общество и человек. 2ч.

1. Человек, общество, культура.

2. Человек и природа.

3. Человек в системе социальных связей.

4. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

 

Контрольные вопросы

1. В чем, на Ваш взгляд, заключается тайна человека?

2. Почему постижение человеческой сущности остается одной из самых сложных познавательных задач?

3. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека?

4. Каковы современные философские подходы к пониманию человека?

5. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность»?

6. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества?

7. В чем состоит специфика понимания личности в разных типах культуры?

8. В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и природы?

9. В чем заключается проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека?

10. Как соотносятся историческая необходимость и свобода личности?

11. Каковы пути преодоления кризиса личности?

12. Новые проблемы жизни и смерти человека и пути их решения.

 

 

«Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким»

Политика. -М., 1981. -С. 89.

 

 

2. ШОПЕНГАУЭР АРТУР – немецкий философ (1788-1860гг.)

1) Что такое свобода?

При точном рассмотрении понятие это представляется отрицательным. Мы разумеем под ним только отсутствие всякой помехи и препятствия. Это последнее, как проявляющее силу, должно считаться положительным понятием, сообразно с возможными свойствами этих препятствий, понятие свободы имеет три весьма различных вида: физическая, интеллектуальная и нравственная свобода.

а) Физическая свобода есть отсутствие всякого рода материальных препятствий. Поэтому мы говорим: свободный кругозор, свободное пространство, свободное место, свободная теплота (несвязанная химически), свободное электричество, свободное течение реки, если оно не преграждено горами и шлюзами и т.п. Даже свободное проживание, свободная печать означают отсутствие обременительных условии, которые, как препятствия к наслаждению, обыкновенно сопровождают эти вещи.. Следовательно, в этом физическом значении понятия свободы животные и люди называются свободными, когда ни узы, ни тюрьма, ни увечье и вообще никакое физическое, материальное препятствие не тормозят их действий, и они совершаются сообразно с их волею.

Говорят также и «свободный народ», подразумевая под этим, что он управляется по законам, которые им самим издаются, ибо в таком случае он всегда следует только своей собственной воле. Политическую свободу нужно поэтому причислить к физической.

Но, как скоро мы удалимся от этой физической свободы и станем рассматривать два других ее вида, то нам придется иметь дело уже не с популярным, а с философским смыслом понятия, что, как известно, открывает доступ многим трудностям Она распадается на два совершенно различных вида- интеллектуальную и нравственную свободу.

б) Интеллектуальная свобода приводится здесь только ради полноты подразделения понятия. Рассмотрение ее я позволю отложить до конца рассуждения, где составляющие ее понятия, найдя свое объяснение в предыдущем, могут быть изложены вкратце. Здесь же, при подразделении, как ближе родственная физической свободе, она должна занять место рядом с нею.

в) Итак, я приступаю прямо к третьему виду, к нравственной свободе...

Это понятие одною стороною примыкает к понятию физической свободы... Физическая свобода, как сказано, относится только до материальных препятствий, при отсутствии которых она тотчас же и возникает. Но было замечено в иных случаях, что человек, не будучи связан никакими материальными препятствиями, в силу одних мотивов, каковы, например, угрозы, обещания, опасности и т.п., воздерживается поступать так, как бы следовало сообразно с его волею. Вследствие этого и родился вопрос: точно ли еще свободен человек? или же действительно сильный задерживающий мотив, как и физическое препятствие, способен остановить и сделать невозможным поступок, сообразный с истинною волею?

Спрашивать, свободна ли сама воля,—значит спрашивать, сообразна ли воля сама с собою... Согласно с эмпирическим понятием свободы, это значит: «я свободен, если могу делать, что хочу»; причем фраза «что хочу» уже предрешает свободу. Но теперь, когда мы спрашиваем о свободе самого хотения, вопрос этот следовало бы поставить так: «можешь ли ты также хотеть, чего тебе хочется?» — причем выходит, будто хотение зависит от какого-то другого скрывающегося за ним хотения. При утвердительном ответе на этот вопрос немедленно возник бы второй: «можешь ли ты хотеть того, чего тебе хочется хотеть?» и т.д. до бесконечности... Таким образом, первоначальное, эмпирическое, от деяния заимствованное понятие свободы отказывается войти в прямую связь с понятием воли. Поэтому, чтобы понятие свободы можно было все-таки приспособить к воле, пришлось его видоизменить, взявши его в более отвлеченной форме. Это достигалось тем, что под понятием свободы стали разуметь в общем только отсутствие всякой необходимости. При этом понятие удерживало свой отрицательный характер, который я признал за ним с самого начала. Поэтому, прежде всего, следовало бы уяснить понятие не­обходимости как понятие положительное, дающее первому отрицательное значение.

Итак, мы спрашиваем: что значит необходимый? Обыкновенное объяснение: «необходимо то, противоположность чего невозможна или что не может быть иначе» — есть только словотолкование, простой пересказ понятия, не расширяющий нашего разумения. Я же устанавливаю такое реальное объяснение: необходимо то, что вытекает (как следствие) из данного основания. Это положение, как всякое правильное определение, допускает также и обращение. Смотря потому, каково это достаточное основание — логическое, математическое или физическое, называемое причиною,— и необходимость будет логическая (как, например, необходимость заключения, если даны посылки), математическая (например, равенство сторон треугольника, если равны углы) или физическая, реальная (как наступление действия, коль скоро есть причина); но она всегда с одинаковою строгостью сопутствует следствию, если дано основание. Мы лишь постольку признаем что-либо необходимым, поскольку понимаем его как следствие из данного основания, и наоборот: коль скоро мы познаем что-либо как следствие из достаточного основания, то и понимаем, что оно необходимо, ибо все основания принудительны.

Это реальное объяснение до того полномерно (адекватно) и полноверно, что необходимость и следствие из данного достаточного основания суть корреляты, т.е. везде вместо одного из них можно подставить другое. Поэтому отсутствие необходимости было бы тождественно с отсутствием определяющего достаточного основания. Как противоположность необходимого обыкновенно понимается случайное, и это не про­тиворечит предыдущему. Все случайное именно лишь относительно таковое. В реальном мире, где единственно и встречается случайное, всякое событие необходимо по отношению к своей причине; напротив того, по отношению ко всему остальному, с чем оно совпадает во времени и пространстве, — оно случайно. В таком разе свободное — так как признак его есть отсутствие необходимости — должно быть бы независимо ни от какой причины, а, следовательно, должно бы определяться как абсолютно случайное: понятие в высшей степени проблематичное, за мыслимость которого я не ручаюсь, но которое, однако же, странным образом совпадает с понятием свободы.

Во всяком случае, свободное значит ни в каком отношении не подлежащее необходимости, т.е. независимое ни от такого основания. Это понятие, в применении к человеческой во­ле, означало бы, что индивидуальная воля в своих проявлениях (в актах воли) не определяется причинами или вообще достаточными основаниями; и кроме того — так как следствие изданного основания (какого бы рода оно ни было) всякий раз необходимо, — что ее акты не свободны, а необходимы. На этом основывается способность предпринять от себя ряд изменений. Ибо это «от себя», отведенное к своему истинному смыслу, значит «без предшествовавшей причины», но это тождественно с вы­ражением «без необходимости».

Таким образом, хотя это определение и придает понятию свободы такой вид, как будто бы оно было позитивно; но, при ближайшем рассмотрении, снова проступает его негативный характер. Следовательно, свободная воля есть такая, которая не определяется основаниями, и так как все то, что определяет другую вещь, должно быть основанием, а в реальных вещах и реальным основанием, т.е. причиною, то и такая воля, которая решительно ничем не определяется, которой отдельные проявления (волевые акты), как чисто и вполне примитивные, исходят из нее самой, не будучи необходимо вызваны предшествующими условиями, а, следовательно, не будучи чем-либо определенным, согласно с правилом. При этом понятии нас покидает ясность мысли, потому что закон основания (der Satz vom Grunde), во всех своих значениях, есть существенная форма нашей совокупной познава­тельной способности; здесь же он должен быть оставлен.

Между тем и для этого понятия нашелся свой terminus technicus: он называется liberum arbitrium indifferentiae (безразличие свободы воли). Впрочем, это понятие есть единственное ясно определенное, твердое и решительное понятие о том, что называется свободою воли; поэтому от него невозможно удалиться, не впадая при этом в шаткие, туманные объяснения, за которыми скрывается неопределенная половинчатость, когда, например, приходится говорить об основаниях, которые не влекут за собою своих следствий. Всякое следствие из основания есть необходимость, и всякая необходимость есть следствие из основания... Для одаренного такой волею человеческого индивидуума, при данных вполне индивидуальных и насквозь определенных обстоятельствах, равно возможны два диаметрально противоположных деяния.

Шопенгауэр А.Свобода воли. // Философия и жизнь. 1991. -№ 10. -С. 14-20.

 

 

1. Федоров Н.Ф. -русский религиозный мыслитель и философ (1829–1903гг.)

 

«Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек, не смертный, а сын умерших отцов, т.е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция»?

Федоров Н. Сочинения. - М., 1982.- С. 612.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.