Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация 2




Ситуация 1

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Оцените, какие факторы личного профессионального плана (ЛПП) сформированы у учащихся, а какие нет.

2. Какие методики Вы могли бы использовать в профориентационной работе с учащимися?

3. Какие рекомендации Вы могли бы им дать?

 

А.

Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист, намерение внука одобряет. Вова увлекается спортом, ходит в секцию футбола, дома собирает радиоприёмник. В школе он учится на тройки и четвёрки. На вопрос, почему он хочет быть юристом, Вова отвечает, что это уважаемая профессия и много зарабатывают. После окончания средней школы надеется сразу поступить на юридический факультет МГУ, т.к. убеждён, что к тому времени станет отличником. Вова любит рассказывать товарищам о дедушке юристе. Товарищи слушают Вову молча.

 

Б.

Учащийся 10-го класса Дима И. хотел быть военным, но сейчас эта профессия кажется ему слишком опасной. У Димы нет определенных профессиональных интересов. Учится он, в основном, на «3» и «4», увлекается рисованием, любит кататься на велосипеде, сам его ремонтирует. Родители Димы хотят, чтобы сын поступил в медицинскую академию и стал врачом-стоматологом.

 

 

1. Попробуйте оценить по схеме «восьми основных факторов выбора профессии» представленные ситуации.

2. Проанализируйте позиции учащихся с точки зрения достижения их профессиональных намерений.

3. Какие методики Вы могли бы использовать в профориентационной работе с оптантами?

 

А.

Лариса Т., ученица 9 класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на «4» и «5». Любимые предметы - литература и история. дома любит шить и читать «Иностранную литературу». Лариса считает, что профессия врача «очень интересная и благородная». Лариса - тихая, спокойная девочка, с претензиями на утончённость и «изысканность». В классе её уважают, но к намерению стать врачом, относятся безразлично. Родители (инженеры) не одобряют планы дочери, считая, что ей лучше идти в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11 класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит, год проработать санитаркой и поступить снова, уже имея стаж работы по специальности, т.е. «со льготами».

 

Б.

Андрей А., учащийся 9 класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на «3» и «4». После девятого класса собирается в кулинарное СПТУ, а в дальнейшем, после окончания специальных курсов, надеется работать в ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное. На вопрос, почему выбрал такую профессию, отвечает: «Нравится готовить и получается». Дома Андрей иногда готовит, помогая бабушке, однако папа с мамой недовольны, т.к. считают, что эта профессия «не для парня». Товарищи Андрея сначала посмеивались над ним, но прошлым летом он всех удивил блюдом из рыбы, которую ребята поймали в пруду.

 

В.

Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на «4» и «5», считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт). Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая кн., 1998. – 365 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

4. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор профессии. Тесты. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 206 с.

5. Барретт Дж. Выбор профессии: тесты способностей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 221 с.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

7. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 204 с.

8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.

9. Глуханюк Н.С. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: результаты исследования / Н.С. Глуханюк, Д. Е. Белова // Инновации в образовании. - № 10. - 2008.

10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 143 с.

11. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (воспитательная концепция профессиональной ориентации). – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.

12. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. – с. 143-155.

13. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. – М., Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2006. – 492 с.

14. Диагностика профессионального самоопределения Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие/сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.

15. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ. – М.: Мир; Академ. Проект, 2005. – 329 с.

17. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов по напр. подгот. бакалавра и магистра "Психология" рек. УМО. – М.: Академия, 2007. – 239 с.

18. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

19. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 207 с.

20. Кибирев А.А. Задачи профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного психолого-педагогического образования. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 1997. – 152 с.

21. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн.для учащихся ст.кл.сред.шк.. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с

22. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие рек. ГК РФ по высш. образованию. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 222 с.

23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ. – СПб.: Академия, 2004. – 301 с.

24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

25. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе/Пер.с англ. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. – 560 с.

26. Кублицкине Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности//Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995.

27. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. – 318 с.

28. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/Под ред. С.Н. Чистяковой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2003. – 78 с.

29. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов рек. УМО. – М.: Академия, 2007. – 445 с.

30. Орлов А.Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

31. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с.

32. Пряжников Н.С. Выбираем профессию вместе / Н. Пряжников, Е. Павлова // Первое сентября. Школьный психолог. - 2000. - С. 12.

33. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Академия, 2005. — 496 с.

34. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998. – 184 с.

35. Судьбоанализ Леопольда Зонди//Психология судьбы. Сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1994: УрО РАН, 1994. - №1.- 160с.

36. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.

37. Фалунина Е.В. Основы профориентологии. Сборник психодиагностических методик. М.: Изд-во: МПСИ, 2004. – 200 с.

38. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

39. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учеб.пособие / Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

40. Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад». – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. – 176 с.

41. http://avelife.ru/products/testgold/tests_psychology1.htm

42. http://www.psy-files.ru/mat/prof-metodiki/

43. http://vch.narod.ru/file.htm

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская)………...... Опросник профессиональных выборов…………………………………….. Анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин)…………………………………….. Методика «ПИОН» (Профессиональные Интересы, Опыт, Навыки)……. Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская, адаптированный вариант Г.В. Резапкиной)…………………………………………………… Методика РИАСПО (Голландская профориентационная методика)…….. Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд)…………….. ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ   Опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры» (опросник Э.Шейна, переведен и адаптирован В.Э.Винокуровой и В.А. Чикер)………………………………………………………………………… Опросник для выявления мотивов профессионального выбора………..... Опросник «Трудовой мотивационный профиль» (Л.Шеховцова, О. Шеховцов)……………………………………………………………………. Методика «Мотивы выбора профессии»…………………………………... Анкета мотивов выбора профессии…………………………………………   ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ   Опросник Майерс Бриггс…………………………………………………… Опросник Д.Кейрси (типология Майерс-Бриггс)………………………..... Анкета по типам интеллекта (Говард Гарднер)…………………………… ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………                  

Составитель:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.