КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация 2
Ситуация 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Оцените, какие факторы личного профессионального плана (ЛПП) сформированы у учащихся, а какие нет. 2. Какие методики Вы могли бы использовать в профориентационной работе с учащимися? 3. Какие рекомендации Вы могли бы им дать?
А. Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист, намерение внука одобряет. Вова увлекается спортом, ходит в секцию футбола, дома собирает радиоприёмник. В школе он учится на тройки и четвёрки. На вопрос, почему он хочет быть юристом, Вова отвечает, что это уважаемая профессия и много зарабатывают. После окончания средней школы надеется сразу поступить на юридический факультет МГУ, т.к. убеждён, что к тому времени станет отличником. Вова любит рассказывать товарищам о дедушке юристе. Товарищи слушают Вову молча.
Б. Учащийся 10-го класса Дима И. хотел быть военным, но сейчас эта профессия кажется ему слишком опасной. У Димы нет определенных профессиональных интересов. Учится он, в основном, на «3» и «4», увлекается рисованием, любит кататься на велосипеде, сам его ремонтирует. Родители Димы хотят, чтобы сын поступил в медицинскую академию и стал врачом-стоматологом.
1. Попробуйте оценить по схеме «восьми основных факторов выбора профессии» представленные ситуации. 2. Проанализируйте позиции учащихся с точки зрения достижения их профессиональных намерений. 3. Какие методики Вы могли бы использовать в профориентационной работе с оптантами?
А. Лариса Т., ученица 9 класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на «4» и «5». Любимые предметы - литература и история. дома любит шить и читать «Иностранную литературу». Лариса считает, что профессия врача «очень интересная и благородная». Лариса - тихая, спокойная девочка, с претензиями на утончённость и «изысканность». В классе её уважают, но к намерению стать врачом, относятся безразлично. Родители (инженеры) не одобряют планы дочери, считая, что ей лучше идти в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11 класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит, год проработать санитаркой и поступить снова, уже имея стаж работы по специальности, т.е. «со льготами».
Б. Андрей А., учащийся 9 класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на «3» и «4». После девятого класса собирается в кулинарное СПТУ, а в дальнейшем, после окончания специальных курсов, надеется работать в ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное. На вопрос, почему выбрал такую профессию, отвечает: «Нравится готовить и получается». Дома Андрей иногда готовит, помогая бабушке, однако папа с мамой недовольны, т.к. считают, что эта профессия «не для парня». Товарищи Андрея сначала посмеивались над ним, но прошлым летом он всех удивил блюдом из рыбы, которую ребята поймали в пруду.
В. Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на «4» и «5», считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт). Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая кн., 1998. – 365 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с. 3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с. 4. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор профессии. Тесты. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 206 с. 5. Барретт Дж. Выбор профессии: тесты способностей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 221 с. 6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с. 7. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 204 с. 8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2. 9. Глуханюк Н.С. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: результаты исследования / Н.С. Глуханюк, Д. Е. Белова // Инновации в образовании. - № 10. - 2008. 10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 143 с. 11. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (воспитательная концепция профессиональной ориентации). – М.: Педагогика, 1979. – 160 с. 12. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. – с. 143-155. 13. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. – М., Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2006. – 492 с. 14. Диагностика профессионального самоопределения Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие/сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 112 с. 15. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с. 16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ. – М.: Мир; Академ. Проект, 2005. – 329 с. 17. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов по напр. подгот. бакалавра и магистра "Психология" рек. УМО. – М.: Академия, 2007. – 239 с. 18. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с. 19. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 207 с. 20. Кибирев А.А. Задачи профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного психолого-педагогического образования. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 1997. – 152 с. 21. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн.для учащихся ст.кл.сред.шк.. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с 22. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие рек. ГК РФ по высш. образованию. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 222 с. 23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ. – СПб.: Академия, 2004. – 301 с. 24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. 25. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе/Пер.с англ. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. – 560 с. 26. Кублицкине Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности//Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. 27. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. – 318 с. 28. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/Под ред. С.Н. Чистяковой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2003. – 78 с. 29. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов рек. УМО. – М.: Академия, 2007. – 445 с. 30. Орлов А.Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1981. – 96 с. 31. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с. 32. Пряжников Н.С. Выбираем профессию вместе / Н. Пряжников, Е. Павлова // Первое сентября. Школьный психолог. - 2000. - С. 12. 33. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Академия, 2005. — 496 с. 34. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998. – 184 с. 35. Судьбоанализ Леопольда Зонди//Психология судьбы. Сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1994: УрО РАН, 1994. - №1.- 160с. 36. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с. 37. Фалунина Е.В. Основы профориентологии. Сборник психодиагностических методик. М.: Изд-во: МПСИ, 2004. – 200 с. 38. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с. 39. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учеб.пособие / Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Просвещение, 1983. – 112 с. 40. Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад». – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. – 176 с. 41. http://avelife.ru/products/testgold/tests_psychology1.htm 42. http://www.psy-files.ru/mat/prof-metodiki/ 43. http://vch.narod.ru/file.htm СОДЕРЖАНИЕ
Составитель:
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |