Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность человека




Цели и задачи изучения темы

Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.

Вопросы для повторения

1. Какую роль играют индивидуально-типологические свойства в профессиональной деятельности?

2. Какую роль играют сенсорные и перцептивные свойства в профессиональной деятельности?

3. Какова роль характеристик внимания в выполнении профессиональных обязанностей?

4. В чем суть ориентировочного рефлекса?

5. Каковы психофизиологические основы внимания?

6. Какую роль играют мнемические свойства в профессиональной деятельности?

7. Какие виды и типы внимания вы знаете?

8. Что такое «рабочая память»?

9. Каковы психофизиологические основы памяти?

10. В чем суть воображения как профессионально значимого свойства?

11. Каково значение мышления в жизни человека и в профессиональной деятельности?

12. Какова роль сознания в жизни человека?

13. Каковы психофизиологические основы сознания?

14. Какую роль играют психомоторные свойства в профессиональной деятельности?

15. В чем суть воли как профессионально значимого свойства?

Цель – изучить феномен работоспособности человека, рассмотреть особенности функциональных состояний человека в труде, методы их диагностики и коррекции.

Задачи:

1) познакомиться с феноменологией работоспособности человека;

2) изучить функциональные состояния человека в труде;

3) проанализировать динамику работоспособности и состояние утомления;

4) рассмотреть методы диагностики функциональных состояний;

5) рассмотреть возможности и методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (могут быть, например, остановки в работе вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не успели доставить из соседнего цеха).

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».

Виды работоспособности:

1. Общая работоспособность отражает возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности.

2. Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанной с корректировкой текстов в типографии.

3. Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко к понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

4. Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу [5].

Понятие «Актуальная работоспособность» соответствует термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

Работоспособность человека в течение дня неодинакова. Можно говорить о ряде ее последовательных этапов:

· первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на первый час от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа;

· второй тип – устойчивая работоспособность – длится последующие 2-3 часа;

· третий этап - падение работоспособности вследствие развития компенсируемого (субкомпенсация) и некомпенсируемого (декомпенсация) утомления.

Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

Таким образом, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10-13 и 17-20 ч. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 ч ночи и с 5 до 6 ч утра.

По результатам многолетних исследований биоритмолога из Владивостока Л.Я. Глыбина можно полагать, что периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха (Рис.8).

Рис.8. Суточные физиологические ритмы работоспособности.

 

Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа (Рис.9).

В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду, четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Весьма важно, что недельный ритм отражается не только на трудоспособности, но и на состоянии здоровья, внимательности, умении сосредоточиться. Об этом свидетельствует статистика несчастных случаев и аварий: чаще всего они случаются в начале недели, в понедельник, когда организм только втягивается в работу. Поэтому если хотите трудиться эффективно, в радость, тщательно планируйте дела на неделю. Самые важные, требующие значительного внимания, умственного и физического напряжения намечайте на вторник, среду, четверг.

 

Рис.9. Колебания работоспособности по дням недели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.