Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция России 1918 года




Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались не зависимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, оседлости, которым ко дню голосования исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:

а) добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и др., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли

б) солдаты Советской Армии и флота

в) граждане, перечисленные выше, но частично потерявшие трудоспособность

Специально оговорено, что местные Советы могут снижать избирательный возраст, а так же то, что активное и пассивное избирательное право предоставляется в некоторых случаях и гражданам иностранных государств.

Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть избранными, если они прибегают к наемному труду с целью извлечения прибыли, живут на нетрудовой доход, являются частными торговцами, монахами, духовными служителями церквей и религиозных культов, а также преступники, душевно больные и другие лица. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

 

Выборы должны производиться в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета согласно установившимся обычаям в дни, устанавливаемые местными Советами. О ходе и о результате выборов составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местных Советов. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных организаций определялся местными Советами согласно инструкции ВЦИКа.

Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий Совет, который для их проверки назначает мандатную комиссию. О результатах проверки комиссия докладывает Совету, а Совет, в свою очередь, решает вопрос об утверждении спорных кандидатов. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он должен был давать общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать собственные декреты и распоряжения.

В полномочия ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного значения:

* Утверждение, изменение и дополнение Конституции

* общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР

* установление и изменение границ государства

* принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда

* установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР

* установление общегосударственных налогов и повинностей

* установление основ организации вооруженных сил РСФСР

* издание постановлений о приобретении и утрате гражданства

* право общей и частичной амнистии и другие вопросы.

О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в отделах СНК или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.

В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены СНК непосредственно.

Члены СНК стоят во главе отдельных наркоматов, которых всего было образовано 17:

· по иностранным делам

· по военным делам

· по морским делам

· по внутренним делам

· юстиции

· труда

· социального обеспечения

· просвещения

· почт и телеграфов

· по делам национальностей

· по финансовым делам

· путей сообщения

· земледелия

· торговли и промышленности

· продовольствия

· государственного контроля

· Высший Совет Народного Хозяйства

· здравоохранения

При каждом наркоме под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК. Нарком был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего наркомата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением наркома коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИКа. Такое же право принадлежало каждому отдельному члену коллегии.

Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом Советов и ВЦИКом, а наркомов перед СНК и ВЦИКом.

Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции оговаривается отдельной статьей.

Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Съездами Советов, Советами депутатов и Исполнительными комитетами Советов. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.

 

Съезды Советов

Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов: областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные. Областные съезды Советов формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов – 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов – на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ). Уездные (районные) – из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район). Волостные – из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета). Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных Советах участвуют депутаты от городов с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей, насчитывающие менее 1000 жителей объединялись для избрания депутатов в уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов на волостной съезд Советов посылают одного представителя.

Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти на определенной территории.

Советы депутатов

Советы депутатов образуются в городах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Конституцией (ст. 57, второй абзац) ограничивался срок полномочий депутатов: он составлял 3 месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать.

Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях.

Совет депутатов (Общее собрание)[i] являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общего собрания) на соответствующей территории.

 

Исполнительный комитет

Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов, что позволяло по усматрению соответствующих Советов изменять, в пределах не оговоренных в Конституции и иных нормативных актов высших органов власти, структуру Исполкомов.

Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду – 20, а по волости –10.

Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах местности и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего его, в период между съездами Совета.

Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим его съездом Советом (Советом депутатов). Для реализации стоящих задач перед Исполкомом в рамках его структуры образуются отделы, назначаются их руководители.

Предметы ведения органов Советской власти на местах

Конституция РСФСР к предметам ведения Советов всех уровняй, а равно и Исполнительным комитетам относила следующие:

– проведение в жизнь всех постановлений органов высшей власти;

– принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

– разрешения вопросов местного значения;

– координация деятельности в пределах данной территории.

Конституция также предусматривала возможность контроля за деятельностью ниже стоящих органов местной власти. О всех серьезных нарушениях реализации государственной политики на местах выше стоящие органы обязаны были сообщать органам высшей власти. В том же порядке любые решения ниже стоящих органов могли быть отменены (и в данном случае Конституция не оговорила обязанность обоснования отмены решения, а также возможные причины применения этого права).

Основываясь на схеме органов государственной власти, представленной в Конституции РСФСР 1918 года, можно сделать вывод, что теоретически существовала возможность разделения ветвей власти на законодательную и исполнительную. Учитывая, что данная Конституция являлась промежуточным этапом в строительстве нового государства, развитие государственного аппарата могло пойти по практически любому пути. В т.ч. по пути разделения властей, и тем самым существовала возможность бытия демократической власти в РСФСР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.