Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг в России




Коммерческая концессия (франчайзинг).

Сущность и содержание аренды (лизинга).

Товарообменные операции (бартер, толлинг и др.).

Факторинг и форфейтинг.

Франчайзинг и его виды.

Сущность и содержание аренды (лизинга).

Аренда это имущественныйнайм. (Гл.34.Ст. 606-624 ГК РФ)

По арендному договору наймодатель — арендодатель предоставляет нанимателю — арендатору за плату определенное имущество во временное владение и пользование или только в пользование.

Продукция и прибыль, получаемая от аренды, становятся собственностью арендатора. (ст.606 ГК РФ)

Объектами аренды могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания и сооружения, оборудование, транспорт, а также земля и ее недра. Право сдачи своего имущества в аренду принадлежит собственнику или уполномоченным им лицам.

Договор аренды заключается в письменной форме (договор с физическим лицом на срок менее года может быть заключен и устно).

В договоре, как правило, указывается срок аренды. Если срок не указан, то договор аренды считается заключённым на неопределённый срок. При этом, каждая сторона вправе в любое время расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц (при аренде недвижимости — за 3 месяца). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В соответствии с договором аренды, арендодатель обязан:

- предоставить арендатору имущество в состоянии, отвечающем его назначению и условиям договора; одновременно передаются и все необходимые документы (технический паспорт, сертификат качества и т. п.);

- производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества.

Арендатор обязан:

- своевременно вносить арендную плату в виде единовременного или периодических платежей, определенной доли прибыли или продукции, либо затрат на улучшение арендованного имущества;

- пользоваться имуществом строго в соответствии с арендным договором;

- поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет его текущий ремонт;

- при прекращении договора вернуть имущество арендодателю в том состоянии, в котором его получил.

Договор аренды может быть досрочно расторгнут судом:

а) по требованию арендодателя, если арендатор более двух раз подряд не вносит установленную арендную плату, нарушает другие условия договора, существенно ухудшает имущество, не производит его капитального ремонта;

б) по требованию арендатора, если арендодатель не предоставляет ему имущества или создает препятствия его использованию, а также, если обнаружились недостатки имущества, препятствующие его использованию, которые не могли были быть обнаружены при заключении договора.

По истечении срока договора арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущество при заключении договора аренды на новый срок.

В договоре аренды может быть предусмотрено, что по истечении срока аренды или ранее, при условии внесения арендатором всей обусловленной договором покупной цены, арендованное имущество переходит в собственность арендатора.

Лизинг (финансовая аренда) ст. 665-670 ГК РФ

Лизинг в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О лизинге» — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обозначенных в договоре, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговая сделка — это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Иными словами, по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Сама по себе идея лизинга далеко не нова. Сущность лизинговой сделки была известна и во времена Аристотеля. Так, именно у него один из трактатов назван: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно иметь правоим пользоваться, чтобы получать доход.

Лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер примерно в 2000 г. до н. э., о чем свидетельствуют глиняные таблички, найденные в 1984 г. в шумерском, городе Уp, содержащие сведения об аренде сельхозорудий, земли, водных источников, волов и т.д.

. Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Арендовалась не только сельскохозяйственная техника и ремесленное оборудование, но даже военная техника.

Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 г., когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В США первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в начале XIII в., когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности здесь определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.

Первое известное упоминание термина «лизинг», как пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе», относится к 1877 г., когда в США телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.

Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost — pluscontracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.

В это же время стал быстро расти лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-х, гг. Г. Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается 3. Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х гг. первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В Россию понятие «лизинг» пришло во время Второй миро- вой войны, когда в 1941—1945 гг. по leand-lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, по достоинству оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. И первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, стала созданная в 1952 г. в Сан-Франциско американская компания UnitedStatesLeasingCorporation, основанная Г. Шонфельдом. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г., что было связано с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Первым шагом в формировании правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 г. В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», которая стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope).

Термин «лизинг» произошел от английского глагола «tolease», что означает арендовать, брать в аренду.

Таким образом, лизинг - это финансовая аренда, суть которой в том, что лизинговая компания вместо кредита предприятию покупает для него указанные им активы (основные фонды) — оборудование, здания, транспортные средства и сдает их внаем этому предприятию за плату, оставаясь собственником купленных средств.

Участниками лизинговых операций являются:

1) продавец лизингового имущества — предприятие-изготовитель машин и оборудования или другое юридическое лицо, или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

2) кредитное учреждение (банк) либо лизинговая фирма —лизингодатель — юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

3) лизингополучатель — юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие имущество в пользование по договору лизинга;

Таким образом, в случае финансового лизинга между производителем имущества и его пользователем возникает финансовый посредник, который и берется финансировать сделку.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий и средний срок, как правило, короче экономического срока службы имущества (амортизационного периода). При этом арендатор при соблюдении определенного срока контракта имеет право расторгнуть договор.

После истечения срока оборудование может стать объектом нового лизингового контракта или возвращается арендодателю.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от пяти до десяти лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки.

По истечении срока действия финансового лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).

Кроме того, по объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады) имущества. При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему ее для использования в экономических и производственных целях. Так же, как и в сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта.

Арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта. К арендатору переходит риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества. Ответственность арендатора за данные риски наступает в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено, договором финансовой аренды (ст. 669 ГК РФ).

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (ст. 666 ГК РФ).

По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у выбранного им продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Лизингодатель не несет ответственности за выбор продавца и имущества. Возможен и вариант, когда этот выбор поручается лизингодателю со всей вытекающей из этого ответственностью.

Приобретая для лизингополучателя имущество, лизингодатель должен сообщить поставщику кому это имущество предназначено. Как правило, имущество передается лизингополучателю по его адресу. При этом риск случайной порчи или гибели переданного имущества переходит к лизингополучателю.

Правовой основой лизинга является либо трехстороннее соглашение о лизинге (поставщик — лизингодатель — лизингополучатель), либо два, связанных между собой, договора: купли-продажи между поставщиком и лизингодателем и аренды — между лизингодателем и лизингополучателем.

Важно иметь в виду, что лизингополучатель вправе предъявлять претензии по качеству и комплектности поставляемого имущества и срокам его поставки непосредственно поставщику, однако он не может расторгнуть договор поставки без лизингодателя.

Прибегая к аналогии с обычной арендой, можно сказать, что лизинг это долгосрочная аренда основных фондов с правом выкупа, но с рядом особенностей:

- имущество, передаваемое по договору лизинга, покупается лизинговой компанией целевым назначением для передачи конкретному лизингополучателю-арендатору;

- арендная плата лизингодателю от лизингополучателя здесь не просто вознаграждение за пользование имуществом, а возмещение его стоимости: лизингополучатель обладает правом выкупа арендованного имущества;

- ремонт и обслуживание имущества осуществляются, как правило, арендатором-лизингополучателем.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг) Гл. 54 ст.1027-1040 ГК РФ состоит в том, что один предприниматель (правообладатель) предоставляет за вознаграждение. Другому предпринимателю (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности свои фирменные средства: фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, передает охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), а также обязуется давать консультации и содействовать в организации бизнеса.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

В 1851годупроизводитель швейных машинок Singer начал торговать через финансово-независимые фирмы, получавшие исключительные права на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории. В 1898 году аналогичная система была разработана GeneralMotors. Подоговорам, заключаемым компанией с дилерами, последние не имели права продавать машины других производителей. Мало того, дилеры обязаны были вкладывать собственные деньги в сервис и рекламу.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но можно понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Сегодня франчайзинг активно используют более сорока крупнейших компаний, в том числе BP/Amoco, RoyalDutch/ShellGroup, GeneralMotors, McDonald's, CocaCola и др. Только в США франчайзинговые компании ежегодно продают товаров и услуг на сумму в 1 трлн. долл., контролируя 40% рынка.

Смысл коммерческой концессии — создание благоприятных условий для увеличения прибыли предприятия-пользователя за счет использования им деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

Моделируя систему франчайзинга, необходимо исходитьиз интересов сторон, которыми они, естественно, будут руководствоваться в своей деятельности. Франчайзеру система предоставляет следующие возможности:

– расширение производства и/или сбыта товаров и услуг и соответственно получение дополнительного дохода;

– продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы;

– увеличение степени контроля на рынке;

– сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;

– регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;

– проведение единой ценовой политики без риска, нарушения антимонопольного законодательства;

– расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;

– получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;

– получение дополнительного дохода при одновременном отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования;

– экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на комплектование материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности;

– экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи,

Со своей стороны, франчайзи может быть заинтересован в следующих возможностях системы:

– вступление под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании (в отличие от неизвестного) расширяет привлекательность выпускаемой продукции для потребителя и увеличивает круг покупателейили клиентов, особенно засчет группы приверженцев этого товарного знака;

– вступление в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможностей системы;

– сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное принятие управленческих решений;

– постоянная техническая в консультативная поддержкасо стороны франчайзера;

– гарантированная система поставок;

– приобретение определенного уровня защищенностина территории присутствия франчайзера;

– повышение статуса франчайзи при проведении переговоров, получении кредитов и т.д. при достижении полного единообразия с франчайзером;

– увеличение круга постоянных потребителей франчайзи благодаря известности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям;

– значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении кадров, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;

– снижение риска банкротства, так как франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки с его стороны (По статистике, среди независимых компаний только 15% выживают за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний).

Договор коммерческой концессии, как правило, предусматривает срок действия права использования, а также объем, территорию и основные направления использования (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг).

Участниками договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации (юридические лица), а также индивидуальные предприниматели без юридического лица.

Договор коммерческой концессии может быть следующих основных видов:

Товарный франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования.

Производственный франчайзинг - отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий. Классический представитель - компания "Дока-Пицца", поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи.

Деловой франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства. В основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера. Первый пример в нашей стране - ресторан Мак Дональдс в Москве.

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя.

Районный франчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного района, т.е. создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

 

Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме и регистрируется органом, производившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться в форме разовых или периодических платежей, наценки на оптовую цену товара, отчислений от выручки и других.

Обязанности по договору коммерческой концессии распределяются между сторонами следующим образом:

а) правообладатель:

- передает пользователю коммерческую и техническую документацию, снабжает необходимой информацией и консультирует по вопросам, предусмотренным договором концессии;

- выдает пользователю соответствующие лицензии;

- оказывает пользователю постоянное необходимое содействие, включая помощь в обучении персонала;

- не имеет права предоставлять другим лицам аналогичных концессий;

- контролирует качество производимых пользователем товаров и услуг.

б) пользователь:

- использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания правообладателя и информирует об этом покупателей;

- соблюдает инструкции и указания правообладателя по вопросам, предусмотренным договором концессии;

- обеспечивает договорные качества производимых товаров и услуг;

- согласовывает с правообладателем внешнее и внутреннее оформление торговых помещений и их расположение;

- обязуется не конкурировать с правообладателем и не получать прав, аналогичных договору концессии от конкурентов правообладателя;

- обязуется не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от правообладателя.

Пользователь вправе самостоятельно устанавливать цену продажи товаров и услуг; он не имеет права каким-либо образом ограничивать круг покупателей.

Коммерческая концессия открывает перед правообладателем и пользователем ряд весьма перспективных возможностей коммерции.

Предприятие-правообладатель получает средство для расширения коммерческой деятельности, отпадает необходимость открывать многочисленные отделения по всему миру, их регистрировать, приобретать помещения и оборудование, нанимать персонал. В то же время правообладатель получает необходимый контроль над предприятиями-пользователями, которые входят в его систему фирменных хозяйственных объектов. Рынок в короткое время получает качественные товары и услуги.

Предприятие-пользователь, оставаясь юридически самостоятельным, получает готовый имидж популярной фирмы, ее покупателей и клиентов, мощное оружие в конкурентной борьбе. Все это способствует ускорению оборота, окупаемости инвестиций, снижению предпринимательского риска — всему тому, что столь ценно для предприятия, особенно в начальный период его существования. Этим объясняется особая популярность франчайзинга в малом бизнесе.

Коммерческая концессия имеет и негативные последствия. Главное из них — массовое появление на рынке товаров, произведенных пользователями концессии, которые, как правило, по качеству существенно хуже их популярных прототипов, но которых по фирменной марке от этих прототипов отличить невозможно. Это подрывает доверие к предприятию-праводателю, разрушает его рынок, дает дополнительные преимущества конкурентам.

Основными недостатками системы для франчайзера будут являться:

1. Невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должногоконтроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;

2.Обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента (Для того чтобы снизить возможные риски в договорах франчайзинга сети «Макдональдс», например, оговорено требование перехода права собственности на предприятие франчайзи к сетевой компании в случае нарушения договора, в частности раскрытия или несанкционированного использования информации и ноу-хау системы).

3. Трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи.

Основными недостатками системы для франчайзи будут являться:

1. Контроль, осуществляемый франчайзером, не даёт полной самостоятельности в бизнесе;

1. Потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;

2. Некоторые обязательные взносы франчайзеру могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи.

Франчайзинг (коммерческая концессия по российскому законодательству) получил развитие в России в начале 90-х годов, когда были созданы несколько отечественных компаний-франчайзеров, осуществлявших свою деятельность главным образом в сфере быстрого питания.

Многие франчайзинговые компании, зарегистрированные на данном этапе развития, просуществовали около 1—2 лет, прекратив свою деятельность в связи с чрезмерно высоким уровнем административного влияния, неотработанностью модели ведения бизнеса и корпоративных бизнес-процессов, сложностью осуществления контроля над деятельностью франчайзи и соблюдением ими корпоративных требований, трудностями «подбора» потенциальных франчайзи, а также с высоким уровнем криминализации предпринимательского сектора экономики.

Позднее деятельность на российском рынке с использованием механизма коммерческой концессии начали несколько западных сетей, таких как: «БаскинРоббинс», «Альфаграфикс», «Ксерокс», «Кодак», «Сити Луке», «Патио Пицца», «Баджет», «Сабвей» и др.

В настоящее время на российском франчайзинговом рынке присутствуют компании трех видов; это иностранцы в России, россияне-передвижники и, как ни странно, отечественные импортеры. Некогда «Русское бистро» планировало развивать московскую сеть за границей, но кризис сорвал планы франчайзера.

Несмотря на довольно длительный период использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов.

Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в россиинормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». По мнению специалистов, основными недостатками данной главы являются;

• требование ГК о пролонгации договора франчайзинга, срок которого истек на прежних условиях, закрепленное ст. 1035 ГК РФ;

• необходимость регистрации договоров франчайзинга органом, осуществившим регистрацию правообладателя (данное положение установлеио ст. 1028 ГК РФ);

• субсидиарная ответственность субъектов договора коммерческой концессии, установленная ст. 1034 ГК РФ (это означает, что если франчайзи оказался виновен перед своим клиентом, а последний подал на него в суд, то не только франчайзи, но и франчайзинг обязан отвечать по этому иску);

• сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон, закрепленное ст. 1038 ГК РФ.

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Оценивая перспективы использования франчайзинга вРФ юридическими лицами, следует отметить, что уже в конце 2001 - начале 2002 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной продажей продуктов питания.

Так, руководство транснациональной торговой сети «Спар», входящей в десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2003 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных магазинов, большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга.

Помимо рассмотренной торговой сети «Спар», разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер — Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЭС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

Помимо вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

 

– услуги в области спорта и здоровья;

– розничная реализация товаров длительного пользования;

– услуги в сфере информационных технологий;

– гостиничный бизнес;

– игорный бизнес;

– туристический бизнес;

– услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих ком­мерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах.

Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, были получены данные, свидетельствующие о перспективности для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.