Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы информационного права




 

Как правило, каждая отрасль права имеет свой особый метод правового регулирования. Однако необходимо заметить, что вся совокупность основных методов правового регулирования сводится к двум методам – императивному и диспозитивному. Информационное право имеет комплексный характер и использует оба метода правового регулирования.

Диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения и т.п. Для данного метода характерно равноправие субъектов, их самостоятельность при вступлении в информационные правоотношения, осуществлении своих прав и свобод, ответственности по своим обязательствам и т.п.

Императивный метод правового регулирования применяется в информационном праве при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в информационной сфере, формировании и реализации государственной политики по формированию и развитию информационного общества, осуществлении действий, связанных государственными информационными ресурсами и государственными информационными системами. Кроме вышеперечисленных случаев императивный метод применяется при регулировании информационных отношений в области массовой информации, в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн, лицензировании определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере.

Оценивая количественно применение данных методов правового регулирования в информационном праве, необходимо отметить, что нормы императивного характера превалируют над нормами диспозитивного характера.

Как у любой отрасли права у информационного права есть свои принципы. Принципы информационного права основываются на конституционных нормах, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие принципы информационного права [65]:

1. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается Конституцией РФ[66], утверждающей, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данный принцип предписывает органам государственной власти защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

9. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом. Закреплена закономерность, основанная на конституционных положениях, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

10. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Данный запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. Запрет может налагаться только федеральным законом.

11. Принцип гласности. Данный принцип заключается в том, что государственные организации не имеют права вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которыми они обладают в соответствии с установленной компетенцией, если эта информация затрагивает права и свободы человека и гражданина или представляет общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

12. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любого государственного органа или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

13. Принцип законности. Данный принцип предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

14. Принцип ответственности. Данный принцип означает обязательное наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

15. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя. Данный принцип основан на характеристике физической неотчуждаемости информации от ее создателя. За счет «отчуждения» информации от ее обладателя осуществляется гражданский оборот информации в информационной сфере. Данные действия осуществляются на основе требований законодательства или в соответствии с договором.

16. Принцип оборотоспособности информации. Данный принцип основан на характеристике обособляемости информации. Обособляемость информации достигается фиксированием ее на материальном носителе и дальнейшим распространением. В результате обособления информации создаются либо информационные ресурсы, либо информационные продукты, которые включаются в оборот независимо от своего создателя.

17. Принцип информационного объекта (информационной вещи). Данный принцип является продолжением предыдущего и позволяет осуществить правовое регулирование оборота информационных продуктов. Кроме того, данный принцип определяет необходимость защиты интеллектуальной собственности в информационной сфере.

18. Принцип распространяемости информации. Данный принцип основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. При этом информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу субъектов, права которых могут существенно отличаться.

19. Принцип организационной формы. Данный принцип основан на одноименной характеристике информации и состоит в том, что для оборота информации она должна иметь определенную организационную форму, преимущественно на материальном носителе.

20. Принцип экземплярности информации. Данный принцип является продолжением предыдущего и также основан на одноименной характеристике информации. При распространении информации в виде документов или информационных продуктов количество экземпляров ограничено, производится их учет и регистрация. На этом принципе основан оборот информации ограниченного доступа.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации [67]:

Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Является объединением двух первых принципов информационного права.

21. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Данный принцип впервые закреплен законодательно. До 2006 года ограничение доступа к информации устанавливалось не только федеральными законами, но и подзаконными актами.

22. Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Является объединением принципа гласности, общего почти для всех отраслей российского права и принципа полноты обработки и оперативности предоставления информации. Впервые в законодательстве в виде принципа закреплена открытость информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

23. Равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Данный принцип можно считать продолжением принципа приоритета прав личности, а также конституционных положений, закрепленных в статьях 26 и 68 Конституции РФ. Однако в данном принципе не закреплено равноправие языков народов РФ при использовании информации, создании информационных ресурсов и продуктов, оказании информационных услуг.

24. Обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Как и в предыдущем принципе не упоминаются информация, информационные ресурсы, продукты и услуги.

25. Достоверность информации и своевременность ее предоставления. Указанный принцип является продолжением принципа открытости информации о деятельности государственных органов и принципа полноты обработки и оперативности предоставления информации.

26. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Данный принцип основан на нормах статей 23 и 24 Конституции РФ, которые являются основой института персональных данных.

27. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.