Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В начале ХХ века




Выводы.

Культура.

Развитие народного образования было обусловлено прежде всего нарастающей потребностью в квалифицированных кадрах для растущей промышленности. Но эпоха контрреформ Александра III знаменовала собой некоторые регрессивные тенденции в сфере просвещения. Была повышена плата за обучение. В 1884 г. новый университетский устав («чугунный устав») ликвидировал автономию университетов и отдал все вузы во власть министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1883 г. началась новая реформа в сфере образования: самыми массовыми начальными учебными заведениями стали церковноприходские школы. (в 1885 г. в них обучалось 52,5 тыс. школьников). В 1887 г. министр просвещения издал печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший поступление в гимназии детям из низших сословий.

Антидемократические тенденции в сфере просвещения усиливались деятельностью Святейшего Синода во главе с К. П. Победоносцевым. Синод санкционировал усиление религиозного компонента в образовании в ущерб светскому компоненту. Тем не менее, успехи народного образования были заметны. В начале 80-х гг. в стране было около 70 тыс. учащихся гимназий. По данным переписи 1897 г. доля грамотных в России составила 22,9% всего населения.

Общественный подъем в эти годы дал значительный толчок научной деятельности. Обмен опытом между русской и зарубежной наукой становился все более оживленным, принося возрастающую пользу обеим сторонам. Заметную роль в развитии наук в это время сыграли научные общества (Вольное экономическое, Минералогическое, Русское географическое и др.).

В 1882 г. была отменена государственная монополия на театры. В связи с этим быстро стали возникать частные театры и театральные кружки. Быстро развивалась деятельность меценатов из среды крупных капиталистов.

В то же время усилились гонения в сфере литературы и издательского дела. В 1882 г. был введен новый закон о печати, ужесточивший требования цензуры. В результате в начале 80-х гг. было закрыто большое количество либеральных изданий.

В целом в русской культуре конца XIX в. наблюдается рост патриотических настроений. Во многом он был связан с тем, что европейские державы негативно относились к участию России в европейских делах. Этот рост интереса ко всему национальному проявился в расцвете национальной тематики в искусстве и литературе, в открытии памятников и музеев, в создании «русского стиля» в архитектуре и даже в моде.

Пореформенные годы являются переходными или "переломными", когда происходила коренная ломка феодальных отношений в деревне, завершался промышленный переворот, формировались новые, характерные для капитализма социальные слои - промышленный пролетариат и промышленная буржуазия. Однако развитие капитализма происходило в условиях традиционной политической системы - при сохранении самодержавия и сословного строя, что накладывало негативный отпечаток на социально-экономические процессы. В результате в стране возник сложный клубок противоречий, что предопределило нарастание социальных конфликтов и усиление радикальных настроений в обществе.

Необходимо отметить, что сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, сохранение феодальных пережитков нарушали естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все это определило догоняющий тип модернизации российского общества. Россия на рубеже XIX-XX вв. представляла собой страну «второго эшелона» капитализма, которая должна была форсированными темпами догонять ведущие индустриальные страны.


Глава 3. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.