Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Начало с 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики




Начало с 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики, сочетавший репрессии по отношению к "уклонистским" идеологиям с относительным нейтралитетом применительно к художественному творчеству и литературе (за исключением антимарксистских) и по-прежнему принудительным просвещение масс, менее догматичным, но быстро ставшим и менее эффективным.

На “культурном фронте” происходили события не менее значимые, чем в политике. Общий культурный уровень населения страны на протяжении 20-х годов поднимался медленно. Ленин считал необходимым взять от культурного наследия России все самое "прогрессивное" и заняться обучением масс на широкой основе. Только поднятие общего культурного уровня могло покончить с отсталостью страны и одновременно довести до сознания людей политические задачи. В то же время Ленин отвергал любую идею самостоятельного и независимого развития народной культуры.

В задачи "культурной революции", которые выносились на повестку дня, включались борьба с мещанскими и буржуазными проявлениями, критическая переработка старого культурного буржуазного наследия и создания новой социалистической культуры. Насаждались коллективистские начала, ведущие к подавлению индивидуальности и свободы творчества, нагнеталось недоверие к "гнилой интеллигенции" и "гнилому либерализму". На первый план большевиками в культурном строительстве 20-х годов выдвигался всеобъемлющий идеологический императив.

Будущие успехи культурного развития государство напрямую связывало с попыткой модернизации социально-экономического развития страны, что обусловило необходимость решения важнейшей задачи – повышения образовательного уровня населения. По переписи 1926 г. выяснилось, что 55% сельского населения старше 9 лет (сельские жители составляли более 4/5 населения) не умели читать. Несмотря на усилия, предпринимаемые в армии и обществом "Долой неграмотность", обучение грамоте продвигалось достаточно медленно. Не хватало средств, не хватало учителей и других специалистов. Цель была настолько грандиозна, что обучение приходилось вести выборочно. Достаточно долгое время культурный и образовательный уровень масс резко контрастировал с блестящей интеллектуальной жизнью интеллигенции. По уровню грамотности были достигнуты впечатляющие цифры: к 1930 г. в сравнении с 1913 г. количество грамотных увеличилось почти вдвое (с 33% до 63%).Этот рост был обусловлен не столько внедрение систематического школьного образования (в 1929 г. число учащихся начальных классов составило 10 млн.), сколько расширением курсов по ликвидации неграмотности, в задачи которых входило овладение элементарными навыками чтения и письма и основами политграмоты. Не удалось избежать также чрезвычайщины и кампанейщины (в 1927 г. курсы посещало 800 тыс. человек, в 1928 г. – 2 млн, в 1929 г. – уже 10 млн.).

Политическая неграмотность являлась в значительной степени следствием всеобщей неграмотности, особенно, среди тех, кто должен был посредничать между властью и народом, затрудняла распространение политического влияния: более 90% членов партии к концу 20-х годов имели только начальное образование, 70% из них вообще не читали газет. За исключением крупных городов, печатное слово занимало ничтожное место в общественном сознании, на селе одна газета приходилась на селе одна газета на 200 либо 1000 взрослых (в зависимости от района). В таких условиях идеологическое влияние затруднялось.

Несмотря на это, НЭП был периодом исключительного расцвета всех областей духовной жизни. С введение НЭПа выбор книг стал разнообразнее, ослаб политический контроль. Госиздат уже не обладал монополией на книгоиздательское дело. Вновь возникли частные издательства, выпускающие произведения русских, советских и зарубежных авторов. Доля политической литературы резко сократилось (в 1927 г. она составляла не более 15%).Во многом тираж книг определялся запросами читателей. Борьбу за социализм вела созданная в 1928 г. РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, объединившаяся вокруг журнала "На литературном посту" ("Напостовцы"). Они проповедовали "гегемонию пролетариата" в литературе. Классовый подход делил писателей на "пролетарских", с одной стороны, и "попутчиков", "буржуазных, небуржуазных" – с другой.

Аналогичные явления происходили и в искусстве, театральной жизни, кинематографии. Во многом это сводило на нет многообразие культурной и художественной жизни 1920-х годов. Тем не менее, в начале 1920-х годов большевики не запрещали различные направления в культурной и научной деятельности. До 1922 года в доме Н.А. Бердяева проводились философские диспуты, действовала Вольная академия духовной культуры. Издавались журналы "Былое", "Экономист", "Право и жизнь". К активному сотрудничеству привлекалась старая интеллигенция: Н.Е. Жуковский (ученый- авиатор), В.И. Вернадский (биохимик), Н.Д. Зелинский (химик), К.Э. Циолковский (ученый-изобретатель), И.Л. Павлов (физиолог), ПЛ. Капица (физик) и другие.

Но в 1922 году в контрреволюционный деятельности были обвинены известные ученые и писатели, из страны выслано около 160 оппозиционно настроенных представителей культуры. Был учрежден цензурный комитет.

В живописи продолжалось соперничество реалистического и модернистского направлений. Создано в 20-е годы множество групп: АХРР (Ассоциация художников революционной России); ОСТ (общество художников-станковистов); ОМХ (общество московских художников). Большой интерес на выставках встречали произведения художников: Петрова-Водкина, Малевича, Шадра и др.

В театральной жизни крупными событиями стали рождение театра Е. Вахтангова, постановки В.Мейерхольда. Наряду с театром огромную роль, как фактор идеологический, начинает играть кинематограф. Первым звуковым советским фильмом стала картина "Путевка в жизнь"(1931 год).

В целом, в сфере культуры одновременно сосуществовали две тенденции: либерализация, с одной стороны, и формализация и упрощение, стремление к единообразию, с другой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.