КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая психологическая характеристика общения дошкольников
Общение дошкольников Другие виды деятельности в дошкольном возрасте
В дошкольном детстве складываются также типы деятельности, которые различаются не только по содержанию, но и по способу присутствия в них взрослого: 1. Разнообразные формы творческой продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация. 2. Организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку. 3. Деятельность, связанная с выполнением разнообразных режимных моментов. Дифференциация этих типов деятельности происходит постепенно; в самом начале дошкольного возраста все они довольно близки друг другу. Развитие отношений между взрослым и ребенком во всех, указанных типах деятельности приводит к концу дошкольного периода к выделению и осознанию ребенком специфических функций взрослого и собственных специфических обязанностей. Появляется осознание роли учителя, его общественной функции – учить детей, осознание своей общественной функции – учиться.
Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание. 1. Ситуативно-деловая форма общения характерна для младшего дошкольного возраста (как и для раннего детства). Ребенок воспринимает взрослого как партнера по совместной игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества. 2. Внеситуативно-познавательная форма общения складывается примерно к 5 годам. Ведущее положение занимают познавательные мотивы общения. Взрослый в глазах ребенка приобретает новое качество – он становится источником новых знаний и представлений о мире. 3. Внеситуативно-личностная форма общения складывается к концу дошкольного возраста. Интересы старших дошкольников уже не ограничиваются окружающими предметами и явлениями. Им становится интересным мир людей, их поступки, человеческие качества, отношения. Отличительная особенность такого общения является стремление к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми, потребность в них. Освоение способов взаимодействия людей друг с другом происходит через развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация – отождествление себя с другими. Ребенок в общении погружается в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого (сказки, фильмы, мультфильмы и общение). Девочка (4 года) плачет возле горки, стоя рядом с маленьким мальчиком. На вопрос о причине плача, отвечает: «Его мама ушла, мне его жалко». (характерная для этого возраста идентификация в форме сочувствия). Обособление – стремление подтвердить свою самостоятельность, настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и проч. Общение ребенка главным образом направлено на удовлетворение потребности в любви и одобрении. Ребенок сильно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые – для того, чтобы получить любовь, нежность, положительную оценку взрослого он готов на все: от заискивания до демонстративного пренебрежения, соперничества с другими детьми. Потребность в любви и одобрении является условием обретения эмоциональной защиты, выработке у него чувства уверенности, доброжелательного отношения к другим людям. Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким – возникает насильственное отчуждение в форме страха (запугивание, отказ в поддержке в необычной ситуации – отчужденная, агрессивная позиция родителей). Могут появиться страх темноты, страх лифта, страх чужих людей в детском саду и т.д. В целом, общение в дошкольном возрасте претерпевает следующие изменения: 1. Происходит осознание своего места в системе отношений в семье. Ребенок в возрасте 3 лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания, а также не является центром своей семьи – родители могут общаться друг с другом и без его участия, появление младших детей, актуализация родителями отношений со старшими детьми. С появлением самостоятельности изменяются и формы общения с обоими из родителей (они уже не принадлежат ему безраздельно). Такие отношения не устраивают ребенка – он возмущается, ревнует – это проявляется то в бурной любви и предпочтении одного из родителей (Эдипов комплекс), то через некоторое время другого – и с такой же силой (идентификация – разрешение Эдипова комплекса). Наконец, эти ревнивые формы общения проходят (к 6 годам), ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и папу, и маму. При отсутствии отца – когда ребенок обнаруживает и осознает это – может возникнуть тревожность, обеспокоенность, возбудимость. Необходимо мужское общение (дед, дядя, тренер секции и т.д.) 2. Формируется коммуникативный стиль. Этот стиль определяют его отношения с родителями – у авторитарных родителей ребенок либо ведомый, либо агрессивный; у родителей с либерально-попустительским стилем воспитания – у ребенка не формируются нормы поведения, он не может ориентироваться в мире прав и обязанностей, нарушается социальная адаптация. Кроме того, так как речевое общение становится не только средством обмена информацией, но и несет в себе экспрессивную функцию (эмоционально окрашено), то, подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает их стиль общения. Стиль общения ребенка с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений – слепок взаимоотношений в семье. 3. Круг взаимоотношений выходит за пределы семьи. Все большее место в жизни ребенка начинают занимать объекты, люди, отношения, с которыми он знакомится по рассказам взрослых, читаемым ему книгам, телевизионным передачам и видео. Важное место в жизни дошкольника начинают занимать и сверстники. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) происходит переключение на сверстника без смены ведущей коммуникативной системы. Эта потребность в общении со сверстниками развивается в играх, занятиях, обслуживании себя и пр. В условиях общественного воспитания (детский сад), ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, учится взаимопониманию, сотрудничеству, взаимопомощи, умению встать на позицию другого человека. Развивается межличностная рефлексия. 4. Общение мальчиков и девочек носит характер половой принадлежности. Становится устойчивым чувство половой принадлежности. Общение детей дошкольного возраста показывает пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |