КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи педагогической психологии. Кризис молодости (27- 33 года)
Кризис молодости (27- 33 года)
Общая характеристика кризиса: 1. Переживание чувства «прощания с молодостью» 2. Пересматриваются основы образа жизни (ощущение впустую потраченного времени). 3. Переоценка ценностей. 4. Критический пересмотр своего «Я». 5. Подведение итогов в профессиональном росте. Важность карьеры для мужчин. 6. Подведение итогов в устройстве личной жизни. Важность создания семьи для женщин. 7. Осознание необходимости новых жизненных задач. 8. Потребность ощутимых перемен наряду с некоторым страхом перед ними (неудача более значима, чем несколько лет назад). Стержневую основу процесса самоопределения в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность. Этапы профессионального развития человека по Е.А. Климову[22] (фазы развития профессионала): 1. Оптант. Человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии. 2. Адепт. Человек, осваивающий выбранную профессию. 3. Адаптант. Молодой специалист, имеющий задачу «вписаться» в нормы поведения, манеры, образ жизни и внешний облик профессионала. 4. Интернал. Это уже опытный, «наторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и самостоятельно справляется с основными профессиональными функциями на данном посту. 5. Мастер. На этом уровне профессионализма человек может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу. 6. Авторитет. Мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его приделами (высший разряд, категория, звание, ученая степень). 7. Наставник. Авторитетный мастер, передающий опыт ученикам, последователям, единомышленникам. Пути разрешения профессионального кризиса молодости: 1. Прекращение профессионального роста – стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни. 2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности – выбор одного из наиболее успешных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы. 3. Конструктивное разрешение – профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень. 4. Деструктивное разрешение – срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. Гендерные особенности пересмотра жизненных целей в период от 28 до 33 лет: - Мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. - Женщины, ориентированные ранее на замужество и воспитание детей переключаются на профессиональные цели («кухонный бунт»); а те, кто отдавал свои силы работе, теперь направляют их в семью. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития
Литература к теме 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. 4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М: Аспект-Пресс, 2001. 5. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999. 6. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. – Минск, 1997. 7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону., 1996. 8. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999. 9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999 10. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. 13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989. 14. Фромм Э. Мужчина и женщина. – М., 1998. 15. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002. 16. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М, 2002. 17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 18. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1. Раздел 3 Педагогическая психология
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |