Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и предпочтения потребителя




Тема 6. Теория потребительского выбора

 

План лекции:

1. Потребности и предпочтения потребителя.

2. Концепция полезности и кривые безразличия.

3. Бюджетные ограничения.

4. Равновесие потребителя.

 

Теория потребительского выбора объясняет, как потребители тратят свой доход, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения.

С помощью теории потребительского выбора могут быть разрешены различные проблемы. Она может быть использована при анализе результатов экономической политики, влияющей на цены и доходы. При помощи этой теории может быть осуществлен выбор в рыночной и нерыночной деятель-ности. Она способна помочь объяснить, как экономические соображения влияют на решение вступить в брак, иметь детей и распределять время между отдыхом и работой. Цель данной теории понять, как люди совершают выбор и как ряд факторов влияет на этот выбор.

Поведение потребителя целесообразнее рассматривать в три этапа.

Первый этап - изучение предпочтений потребителя. Второй этап -бюджетные ограничения потребителя, т.е. ограниченные доходы, которые позволяют потребителю купить определенный ограниченный набор товаров. Третий этап - совмещение потребительских предпочтений с бюджетным ограничением и определение потребительского выбора. Итак, учитывая потребительские предпочтения и ограниченные доходы потребителя, определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки с целью максимизации своего удовлетворения. В этом случае говорят о равновесии потребителя.

 

 

Основу спроса образуют потребности человека. Они подразделяются на первичные, т.е. связанные с самим существованием человека (пища, одежда, жилье) и вторичные, возникновение и изменение которых вызывается развитием цивилизации, техническим и духовным прогрессом. Граница между этими группами подвижна. Например, потребность в одежде первична, а в красивой и модной - вторична. Вещь, которая в одних условиях - роскошь, может оказаться крайне необходима в других условиях. (шуба из натурального меха).

Потребности людей находятся под сильным влиянием тенденций в жизни общества, социального статуса потребителя. Различаются потребности в товарах вообще и в отдельных товарах. Первая группа потребностей безгранична и не поддается полному удовлетворению. Иная ситуация с конкретным товаром. Такие потребности могут быть исчерпывающе насыщены.

Удовлетворение потребностей - конечная цель всей экономической деятельности. Величина и структура потребностей отражаются в стремлении приобрести то или иное благо. Поскольку и количественно и качественно потребности у каждого человека индивидуальны, то даже при равных доходах и постоянных ценах различные покупатели приобретают различные наборы товаров. Люди различаются по своим предпочтениям. Предпочтения это симпатии и антипатии.

Предположения о потребительских предпочтениях.

Экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг.

1. Способность ранжировать альтернативы. Потребительские предпочтения могут быть представлено рангами, которые присваиваются альтернативам. Эти ранги дают информацию о том, что потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских благ и услуг, например, из двух наборов А и В потребитель предпочитает А вместо В, или В вместо А, или будет одинаково удовлетворен обоими. Но необходимо отметить, что эти предпочтения игнорируют стоимость. Потребитель может предпочитать суперновый «РоллсРойс» «Жигулям», но купит все-таки «Жигули».

2. Предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а последний набору С, он также должен предпочесть набор А набору С. Например, если потребитель предпочитает новый автомобиль туристической поездке, а последнюю - новой стереосистеме, его потребности транзитивны, если он также предпочитает новый автомобиль стереосистеме.

3. Большее количество всегда предпочитается меньшему. Потребитель всегда дал бы более высокий ранг набору, содержащему два лимона и две бутылки коньяка, чем другому, в котором находятся только один лимон и одна бутылка коньяка.

Некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают, иногда называют «экономическим антиблагом». Примеры - мусор, загрязненная вода. Один человек вполне может считать вредным то, что другой считает полезным.

Эти три предположения образуют основу модели теории потребительского поведения. Они не объясняют потребительских предпочтений - они лишь описывают их. Однако возможно интересное разнообразие таких описаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.