Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия применения способов переноса прибыли 2 страница




На практике горнодобывающие предприятия могут определять расчетную стоимость полезного ископаемого двумя методами, которые отличаются друг от друга порядком учета косвенных расходов.

Первый метод основан на распределении всех понесенных за налоговый период косвенных расходов пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

При использовании второго метода необходимо вести отдельный налоговый учет косвенных расходов, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых. При применении второго варианта перераспределяются косвенные расходы.

В зависимости от величины косвенных расходов, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых, существует возможность варьирования расчетной стоимости полезных ископаемых. Налогоплательщик, проанализировав состав своих косвенных расходов, просчитав различные варианты их распределения (используя оба варианта формирования расчетной стоимости полезных ископаемых), может закрепить наиболее выгодный из них в налоговой учетной политике.

Рассмотрим возможность налоговой оптимизации при использовании обоих методов определения расчетной стоимости полезных ископаемых на примере изготовления цемента.

Пример [60]. Величина прямых расходов, связанных с добычей, составляет 60 тыс. руб., а не связанных – 56 тыс. руб. Поскольку прямые расходы для каждого варианта одинаковы, в примере не рассматривается порядок их расчета. Отличия же существуют в порядке расчета косвенных расходов. Предположим, что суммы косвенных расходов на каждом из переделов составляют: Первый передел «Добыча» – 20 тыс. руб. Второй передел «Первичная обработка» – 30 тыс. руб. Третий передел «Вторичная обработка» – 80 тыс. руб. Прочие косвенные расходы (общепроизводственные расходы) – 70 тыс. руб.

Рассчитаем налоговую базу для определения НДПИ двумя описанными выше методами.

Вариант 1

Расчет доли прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов производится по формуле:

К (доля) = Прямые расходы, связанные с добычей: (Прямые расходы, связанные с добычей + Прямые расходы, не связанные с добычей) = 60 тыс.: (60 тыс. + 56 тыс.) = 0,52.

Сумма косвенных расходов для определения расчетной стоимости рассчитывается по формуле: Косвенные расходы для расчета НДПИ = (Общая сумма косвенных расходов) x К (доля) = (20 тыс. + 30 тыс. + 80 тыс. + 70 тыс.) х 0,52 = 104 тыс. руб. Следовательно, расчетная стоимость полезных ископаемых, используемая при исчислении НДПИ, составит 164 тыс. руб. (60 тыс. + 104 тыс.).

Вариант 2

Для анализа этого варианта необходимо уточнить условия примера. Пусть величина косвенных расходов второго передела делится на две части:

– косвенные расходы, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых, – 20 тыс. руб. (в частности, расходы по содержанию и выполнению работ химической лаборатории, горноспасательного отряда, непосредственно связанных с добычей);

– прочие косвенные расходы – 10 тыс. руб. (например, различные общецеховые или общепроизводственные расходы, произведенные в цехах второго передела).

Расчет доли прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов (аналогичен расчету при первом варианте) составит также 0,52.

Сумма косвенных расходов для определения расчетной стоимости определяется по формуле: Косвенные расходы = К1+ К2x К (доля), где К1– косвенные расходы, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых; К2– «общие» косвенные расходы, подлежащие распределению.

Таким образом, сумма косвенных расходов для включения в расчетную стоимость составит 81,6 тыс. руб. (20 тыс. + 20 тыс. + (10 тыс. + 70 тыс.) x 0,52). Косвенные расходы третьего передела в расчете не участвуют, поскольку не имеют отношения к добыче полезных ископаемых.

Следовательно, расчетная стоимость полезных ископаемых составит 141,6 тыс. руб. (60 тыс. + 81,6 тыс.). Как видно, налоговая база при расчете НДПИ вторым способом на 22,4 тыс. руб. (164 тыс. – 141,6 тыс.) меньше, чем при первом варианте.

Недостатком способа является трудоемкость ведения раздельного учета косвенных затрат. Кроме того, он применим для тех организаций, которые добывают полезные ископаемые не для их дальнейшей реализации, а для производства продуктов более высокой степени технологического процесса.

Главное достоинство такой оптимизации является то, что она основана не на пробелах налогового законодательства, а на более трудоемком, но выгодном методе учета затрат. Это позволяет минимизировать риск налоговых претензий и сэкономить компании суммы, значительно превышающие затраты на реализацию схемы. Кроме того, именно такой подход к определению расчетной стоимости полезных ископаемых рекомендован ФНС России.

 

 

7. Оптимизация налогов субъектами специальных налоговых режимов

 

Сегодня в России действуют два режима налогообложения хозяйствующих субъектов:

1. Общепринятая система (общий режим) налогообложения, при которой налогоплательщики обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и иными нормами налогового законодательства, по которым у налогоплательщика возникает объект налогообложения.

2. Система специальных налоговых режимов, которая представлена четырьмя режимами: упрощенная система налогообложения, непосредственно предусмотренная для субъектов малого предпринимательства (уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

7.1. Оптимизация налогов при переходе на упрощенную систему налогообложения

 

С 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» (УСН). За ее основу был взят Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», поэтому этот специальный налоговый режим уже давно известен налогоплательщикам и опробован на практике.

Во-первых, переход на упрощенную систему (возврат к общему режиму) носит добровольный характер, во-вторых, не все могут перейти на упрощенную систему, существует ряд условий. Это еще более повышает значимость налоговой оптимизации в рамках налогового менеджмента.

Законодательно установлен перечень организаций и предпринимателей, которые ни при каких обстоятельствах не вправе перейти на упрощенную систему. Например, организации и предприниматели, производящие и (или) реализующие подакцизную продукцию, занимающиеся игорным бизнесом, организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики и др.

Все остальные организации и предприниматели должны соблюдать требования (ст. 346.12 НК РФ):

– сумма дохода от реализации (без учета НДС) за 9 предшествующих месяцев не должна превышать 15 млн руб. (20 млн руб. за налоговый период);

– средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;

– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета не должна превышать 100 млн руб. Остаточная стоимость при этом определяется по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о переходе на «упрощенку».

Если эти требования будут нарушены, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Следовательно, необходимо будет восстановить все налоги и представить отчетность по общеустановленной системе, а также восстановить налоговую и бухгалтерскую отчетность («задним числом» это сделать практически невозможно).

В целом, суть и главное преимущество упрощенной системы налогообложения является единый налог, уплачиваемый взамен целого ряда налогов: для организаций – налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); для предпринимателей – налога на доходы физических лиц (по доходам, полученным от предпринимательской деятельности), налога на имущество (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности), единого социального налога, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию).

Первый этап налоговой оптимизации для налогоплательщиков, имеющих право перейти на упрощенную систему, выбрать более выгодный режим: общий или упрощенный.

Рассмотрим на примере возможность использования упрощенной системы как метода налоговой оптимизации.

Пример. Организация занимается оказанием услуг (не населению). Выручка от реализации (поступления с учетом всех налогов) – 1 525 000 руб., в т. ч. НДС 230 000 руб, выручка от реализации услуг населению 525 000 руб. Затраты: материальные – 825 000 (в том числе НДС 125 847 руб., стоимость без НДС 699 153 руб.); на оплату труда – 250 000 руб.; ЕСН – 65 000 (250000 х 26 %), в т. ч. страховые взносы на пенсионное страхование – 35 000 (250000 х 14 %), страхование от несчастных случаев не учитываем; прочие – 100 000 руб. Среднегодовая стоимость имущества – 200 000 руб. Соответственно, сумма налога на имущество предприятий 4 400 руб. (200 000 х 2,2 %). В феврале 2006 г. планируется приобрести 3 компьютера стоимостью 30 000 руб. каждый (итого 90 000 руб., включая НДС 13 729 руб.). Установленный срок полезного использования компьютеров 4 года, таким образом амортизация при общем режиме налогообложения составила бы 15 890 руб. (способ амортизации линейный – 76 271 х 1/48 х 10), а в случае освобождения от уплаты НДС – 18 750 руб. (90 000 х 1/48 х 10 мес.). Расчеты представлены в Табл. 7.

Таблица 7

 

Сравнительный анализ общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения [61]

 

Таким образом, при заданной структуре доходов и расходов, упрощенная система налогообложения более выгодна, чем общий режим налогообложения.

Второй этап оптимизации для налогоплательщиков, имеющих право перейти на упрощенную систему, выбрать один из двух вариантов уплаты налога:

– по ставке 15 % c доходов, уменьшенных на величину расходов (объект «доходы минус расходы»);

– по ставке 6 % c доходов (объект «доходы»).

По первому объекту налогообложения установлен минимальный размер единого налога, исчисляемый по ставке 1 % к доходам. Причем изменить объект налогообложения в период применения УСН нельзя (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Определить, какой из вариантов уплаты единого налога выгоднее в каждом конкретном случае, можно по-разному. Один из возможных способов – для каждого из вариантов рассчитать долю единого налога в доходах. Вариант, при котором она окажется меньше (т. е. меньшая часть дохода изымается в виде налога), и будет предпочтительнее.

Доля единого налога для объекта «доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности. Доля единого налога для объекта «доходы» по определению – 6 %. Однако нужно иметь в виду, что предприятия, выбравшие объект «доходы», уменьшают единый налог на величину взносов на обязательное пенсионное страхование. Максимальный размер подобных вычетов составляет 50 % от суммы налога (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). В результате, фактическая доля единого налога в доходах будет меньше 6 %. Таким образом, на выгодность применения того или иного варианта влияет еще и предполагаемый фонд оплаты труда (ФОТ), ведь от него зависит величина страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», вправе уменьшить единый налог на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет предприятия (а не за счет средств ФСС РФ). Такое право им предоставлено Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ. Поэтому на выгодность применения того или иного варианта влияет также предполагаемая сумма выплат по больничным листам.

Таким образом, выбор того или иного объекта налогообложения подразумевает три этапа расчетов:

1) определение влияния на величину единого налога предполагаемого уровня рентабельности;

2) определение влияния предполагаемого фонда оплаты труда (ФОТ);

3) определение влияния предполагаемой суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, производимых за счет предприятия.

 

Рис. 13. Алгоритм выбора более выгодного объекта налогообложения при переходе на упрощенную систему налогообложения [62]

 

Если налогоплательщик не предполагает оплачивать за свой счет больничные, третий этап лишний. Предполагаемая рентабельность рассчитывается как сумма планируемой прибыли, деленная на величину планируемого дохода. Предполагаемая величина доходов и расходов определяется в соответствии со статьями 346.15 и 346.16 НК РФ (т. е. берутся в расчет только учитываемые для целей налогообложения).

Определив предполагаемый уровень рентабельности, следует рассчитать долю единого налога в доходах для объекта «доходы минус расходы»:

 

Де = Р Х Се /100 %,

 

где: Де – доля единого налога в доходах, Р – рентабельность (%), Се – ставка единого налога (15 %).

В табл. 8 приведены конкретные соотношения между различными уровнями рентабельности и долями единого налога в доходах при выборе объекта «доходы минус расходы».

Таблица 8

 

Рентабельность и доля единого налога в доходах при объекте налогообложения «доходы минус расходы» [63]

 

 

Нужно помнить, что для тех, кто выбрал этот объект, установлена сумма минимального налога в размере 1 % от доходов. Он уплачивается, если доля единого налога по объекту «доходы минус расходы» составляет в доходах (без вычета расходов) менее 1 % (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

При рентабельности выше 40 % выгоднее выбрать объект «доходы». Причем независимо от величины ФОТ и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, т. к. при выборе такого варианта доля единого налога в доходах не превысит 6 %.

При рентабельности от 6,7 % до 40 % без информации о предполагаемом уровне ФОТ и размерах выплат больничных за счет предприятия сделать окончательный вывод нельзя. Только при наличии этой информации можно определить фактическую (с учетом обоих вычетов) долю единого налога в доходах при выборе объекта «доходы».

Далее важно определить, как предполагаемая величина ФОТ повлияет на размер единого налога. Прежде всего, нужно спрогнозировать сумму ФОТ, т. е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Для расчетов можно использовать показатель предполагаемой доли ФОТ в доходах, а также доли страховых взносов в доходах. Вычет по страховым взносам не может превышать 50 % от величины единого налога, то есть 3 % от доходов. В табл. 9 рассчитаны значения вычета по страховым взносам в зависимости от доли ФОТ в доходах предприятия.

Расчет основан на том, что величина страховых взносов соответствует 14 % от ФОТ, т. е. регрессивная шкала не применяется. В результате, вычет по страховым взносам достигает своего максимального значения (3 % от доходов) тогда, когда доля ФОТ в доходах превышает 21,4 % {(3 %: 14 %) X 100 %}.

Таблица 9

 

Зависимость вычета по страховым взносам от доли ФОТ в доходах при объекте налогообложения «доходы» [64]

 

 

Пример. Организация с 1 января 2004 года переходит на УСН. Ожидаемый уровень рентабельности – 30 %, доля ФОТ в доходах – 16 %. Допустим, выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств предприятия не планируются. В таком случае при выборе объекта «доходы минус расходы» доля единого налога в доходах составит 4,5 %. При выборе же объекта «доходы» – 3,76 %. Таким образом, выгоднее установить в качестве объекта обложения доходы.

Далее необходимо определить, как влияет выплата пособий повременной нетрудоспособности. Если предприятие предполагает выплачивать за свой счет пособия по временной нетрудоспособности, это обстоятельство также нужно учесть при сравнительном анализе двух вариантов уплаты единого налога. В отличие от вычета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, размер вычета по пособиям не ограничен, т. е. налогоплательщик вправе уменьшить единый налог на всю сумму выплаченных за свой счет пособий. Для расчетов необходим показатель доли выплат пособий по временной нетрудоспособности в доходах. На эту долю при выборе объекта «доходы» будет уменьшаться доля единого налога в доходах.

Пример. Организация с 1 января 2006 г. переходит на УСН. Ожидаемый уровень рентабельности – 20 %, доля ФОТ в доходах – 35 %. Предполагается, что доля оплаченных предприятием за свой счет больничных составит 0,5 % от доходов. При выборе объекта «доходы минус расходы» доля единого налога в доходах составит 3 %. Поскольку доля ФОТ в доходах превышает 21,43 % (35 %» 21,43 %), вычет по страховым взносам на обязательное страхование будет максимальным – 3 % от доходов. В результате при выборе объекта «доходы» доля единого налога в доходах составит 2,5 % (6 % – 3 % – 0,5 %). Таким образом, в качестве объекта обложения выгоднее установить доходы.

Если доля выплат пособий по временной нетрудоспособности в доходах превышает 2 %, возможна ситуация, когда общая сумма вычета (с учетом максимального вычета по страховым взносам) будет больше 5 % от величины доходов. Тогда доля единого налога в доходах для объекта «доходы» окажется меньше 1 %, т. е. не превысит минимального налога при объекте «доходы минус расходы». В результате вариант с объектом «доходы» будет выгоден независимо от уровня предполагаемой рентабельности (даже при уровне ниже, чем 6,7 %).

Несмотря на то, что упрощенная система направлена именно на снижение налогового бремени, в некоторых случаях налоговые обязательства налогоплательщиков могут возрасти:

– хозяйственная деятельность убыточна либо рентабельность очень низкая (в этом случае возможна ситуация, когда сумма минимального налога превысит общую сумму налогов, уплачиваемых при использовании общего режима налогообложения);

– в составе затрат значительную долю составляют расходы, не учитываемые при исчислении единого налога (консультационные и информационные услуги, расходы на НИОКР, судебные и арбитражные расходы и др.), при этом рентабельность невысока;

– налогоплательщик осуществляет операции с ценными бумагами (в частности, расчеты по векселю), сделки по договорам цессии, уступки права требования и другие аналогичные операции. [65]

Существенным преимуществом упрощенной системы является значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета. Однако, несмотря на явные преимущества данной системы налогообложения, она вызывает ряд проблем и сложностей в применении, что необходимо учитывать в налоговом менеджменте при выборе данной системы.

Одна из причин, которая удерживает организации и предпринимателей от перехода на упрощенную систему налогообложения, – это НДС. Плательщики единого налога не признаются плательщиками по налогу на добавленную стоимость, поэтому они не включают НДС в цену, и, следовательно, покупатель не может принять соответствующую сумму налога к вычету. Из-за того, что они не выставляют сумму НДС, некоторым покупателям становится невыгодно с ними работать. Покупателям – плательщикам НДС выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения, либо договариваться с продавцами, применяющими «упрощенку», о продаже товара по более низкой цене. Кроме того, организации и предприниматели, работающие «на упрощенке», входной НДС к вычету не принимают, т. к. последние предоставляются только плательщикам НДС. Это еще одна причина, по которой названный спецналоговый режим теряет свою привлекательность.

Другая причина, по которой не все предприятия могут использовать упрощенную систему налогообложения в целях налоговой оптимизации, – это необходимость доплаты сумм единого налога и пени при реализации объектов основных средств. В частности, это касается организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы, их стоимость сразу (на дату ввода в эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов. Однако в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл.25 НК РФ с уплатой пени.

При налоговой оптимизации с использованием упрощенной системы налогообложения следует помнить еще об одной трудности – включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Авансы полученные включаются в состав доходов, а авансы выданные в состав расходов не включаются, т. к. расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Вместе с тем, при применении упрощенной системы с полученного аванса в бюджет уплачивается 15 или 6 % (в зависимости от выбранного объекта налогообложения), в то время как при общем режиме налогообложения авансы облагаются НДС по расчетной ставке (18/180 или 10/110), что превышает сумму единого налога по ставке 6 %.

Учитывая перечисленные выше преимущества и недостатки, можно сделать вывод, что переход на упрощенную систему выгоден организациям торговли, общественного питания и организациям, оказывающим различные услуги населению, т. к. покупателями в основном являются физические лица, не являющиеся плательщиками НДС, и момент реализации, как правило, совпадает с моментом оплаты. Однако названные категории налогоплательщиков, как правило, попадают в обязательном порядке под действие другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход для видов деятельности, оказывающих платные услуги за наличный расчет.

Кроме того, использование упрощенной системы как одного из способов налогового менеджмента целесообразен в том случае, когда основную массу покупателей составляют организации и индивидуальные предприниматели также применяющие упрощенную систему либо применяющие общий режим налогообложения, но освобожденные от уплаты НДС.

Таким образом, при планировании единого налога при упрощенной системе налогообложения организации должны анализировать целесообразность перехода на него, выбирать объект налогообложения и осуществлять планирование налогов, уплачиваемых при данном специальном налоговом режиме

 

7.2. Управление единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

Особенностью специального налогового режима в форме единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), является объект налогообложения, в качестве которого выступает вмененный доход с учетом базовой доходности единицы натурального базового показателя (1 кв.м. производственной площади, численность работников, количество производственных единиц и т. д.). Поэтому оптимизация налогов возможна по двум основным направлениям:

– увеличение выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и повышение ее фактической доходности;

– минимизация прочих (дополнительных к единому) налогов за счет увеличения объектов обложения, связанных с основной деятельностью, и сокращения объектов налогообложения по другим, не связанным со специальным режимом, видам деятельности.

ЕНВД в первую очередь удобен индивидуальным предпринимателям, которым сложно скрывать размер выручки и официально проводить все расходы. Хотя НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможности выбирать, переходить на уплату единого налога на вмененный доход или не переходить, возможность оптимизировать налога на вмененный доход имеется.

Сумма налога на вмененный доход не зависит ни от размера выручки, ни от величины прибыли, а только от так называемых физических показателей – площади занимаемых помещений, количества работников и пр. Поэтому способы оптимизации ЕНВД основываются именно на этих показателях.

Например, при уплате ЕНВД в зависимости от торговой площади магазина можно разделить помещение, назвав большую часть магазина демонстрационным залом, поскольку налогом облагается только площадь, используемая для торговли (ст. 346.27 НК РФ). С учетом того, что в демонстрационном зале товар не отпускается, а с выставочной площади ЕНВД не взимается, возможно существенно снизить его размеры (постановление ФАС СКО от 14 мая 2002 г. № Ф08-1543/2002-5720А). В целях четкого разграничения помещений важно отделить демонстрационное помещение от того, где продается товар, например, поставив у условной границы табличку соответствующего содержания, а также письменным распоряжением руководителя (директора) зафиксировать факт разделения магазина на два помещения: для торговли и для демонстрации, а также хранения товаров. Кроме того, к такому распоряжению следует приложить план с указанием конкретных площадей, а его копию в увеличенном масштабе вывесить в самом магазине. Таким образом, по существу и в конкретной форме будет создан «правоустанавливающий документ», обусловливающий определение торговой площади (ст. 346.27 НК РФ). В документах должно указываться, что демонстрационный зал одновременно используется и для хранения товаров – следовательно, его нельзя считать торговым.

Аналогичный способ снижения ЕНВД применим также к предприятиям общественного питания, поскольку они платят ЕНВД с площади зала для обслуживания посетителей. Таким образом, часть общего помещения, например с бильярдными столами, можно выделить и не начислять с нее ЕНВД. Кроме того, поскольку услуги по организации досуга отнесены к общепиту, что соответствует Классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, то, если часть помещения, занятую бильярдом, передать в аренду, ею станет распоряжаться арендатор, не оказывающий услуги общественного питания. Деятельность арендатора не имеет ничего общего с общественным питанием, и он не должен платить ЕНВД. Это означает, что прежде, чем делить площади, необходимо рассчитать, в каком случае платежей меньше – при ЕНВД или при начислении обычных налогов в общем порядке. Причем, одновременно необходимо учитывать налоговые платежи, которые арендатор обязан начислить с арендной платы, даже если она будет очень небольшой.

Установленные применительно к ЕНВД ограничения по площади торгового зала нужно соблюдать и в том случае, если налогоплательщик арендует ее, например, в крупном торговом центре или в магазине. Если все условия соблюдаются, то установленное ограничение для площади торгового зала действует, т. е. если она больше 150 кв. метров, арендатор не должен платить ЕНВД.

Поскольку немало налогоплательщиков осуществляют свою деятельность и нескольких регионах, следует иметь в виду, что, установленные ограничения должны соблюдаться по каждому объекту, даже если они расположены в разных регионах. Это означает, что, если хотя бы по одному объекту ограничение превышено, ЕНВД не платится в целом по организации (по всем объектам индивидуального предпринимателя). Организации общественного питания, не переводятся на уплату ЕНВД, если площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 кв. метров. Причем это правило (как и в случае с торговыми организациями) должно соблюдаться в отношении каждого из имеющихся объектов. Таким образом, если у налогоплательщика имеется несколько точек общественного питания, то достаточно, чтобы хотя бы в одной из них был зал с площадью свыше 150 кв. метров, и в этом случае будет стоять выбор между общей и упрощенной системами налогообложения.

Если ЕНВД зависит от численности персонала, лица, оказывающие бытовые или ветеринарные услуги, ремонтирующие и моющие автотранспорт, организующие разносную торговлю, могут сократить штат работников, уменьшив тем самым налог. Коллектив работников можно разделить на две части, и одну часть оставить работать, как и прежде на основании трудовых договоров, а вторую часть превратить в индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Последние продолжают исполнять свои прежние обязанности, но с ними заключены договоры на оказание различных услуг – например, по ведению бухучета, обеспечению безопасности предприятия и т. д., поскольку такая деятельность ЕНВД не облагается. Таким способом при формальном сокращении численности работников можно увеличить реальный персонал, не взирая на какие-либо установленные ограничения. Кроме того, можно с частью работников организации заключить гражданско-правовые договоры на оказание услуг по своей специальности.

 

7.3. Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями

 

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.