Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительные процедуры групповой психотерапии 2 страница




Если агрессия клиента вызвана чем-то, что произошло в группе, нужно не бояться извлечь из этой ситуации пользу для всей группы. В этом случае можно предложить “агрессору” исследовать свои негативные чувства и попытаться понять, что вызвало его гнев. Возможно, члены группы не сошлись во мнениях, и один из них пытался силой навязать другому свою точку зрения. Может быть, агрессия была вызвана унижением или насмешками со стороны других участников. Можно спросить, например: “Что такого сказал Х, что тебя так взбесило?” или попросить: “Скажи Х, что ты чувствуешь, когда он смеется над тобой”. Можно попросить других членов группы подумать, как они бы почувствовали себя в этой ситуации. И затем в группе обсудить другие вполне приемлемые пути выражения агрессивных чувств.

Монополизация

Участники могут монополизировать время группы по разным причинам и разными способами. Одни выступают слишком часто и по незначительным вопросам. Другие “копают” так глубоко и интенсивно, что это может испугать более застенчивых и замкнутых людей, которыe могут предположить, что им тоже придется рассказывать о себе на таком же уровне. Некоторые любят перебивать выступающего своими замечаниями о том, что точно такой же случай произошел и с ними, пытаясь тем самым переключить внимание группы на себя.

Истинными причинами монополизации зачастую являются тревожность и страх. Многие монополизаторы, представляясь активными членами группы, не говорят ничего существенного и просто пытаются уйти от необходимости серьезно работать. Такие клиенты обычно боятся признать наличие проблемы и необходимость работы над ней. Кроме того, они могут опасаться насмешек со стороны других участников. Например, подростки очень часто боятся, что их приятели сочтут их недостаточно “крутыми”, если они попытаются изменить свое поведение. Некоторые участники, мелющие всякий вздор, просто не понимают, их бесконечные повторения или многословные рассказы неинтересны другим. Такие ситуации легко распознаются и должны немедленно прерываться, поскольку остальные участники тоже хорошо чувствуют их. Они могут быть очень недовольны, если ведущий позволяет кому-либо тратить их время впустую. О своему психологическому механизму “монополизация” – это способ маленьких детей получать недостающее родительское внимание. Возможно, в их окружении не было того, кто проявил бы к ним внимание, выслушал и принял их без осуждения. Отсюда их неодолимое стремление занять позицию, в которой они оказались бы в центре всеобщего внимания.

Ведущий обязан уделять достаточно времени и сил каждому участнику группы. Если монополизация проявляется слишком явно, остальные участники начинают раздражаться, и конфликт в группе неизбежен. В результате некоторые участники могут “выключиться” из работы в группе Такую ситуацию можно предотвратить, начав работу с монополизацией заблаговременно. Тем не менее, конфликт с другими участниками группы может помочь клиенту понять, как его поведение воспринимается со стороны, лучше, чем если ему будет говорить об этом любой из окружающих.

Ниже приведены некоторые приемы, которые предлагает Р.Смид (1999), в работе с ситуацией монополизирования:

q Необходимо попробовать оценить, насколько долго по сравнению с остальными говорит тот или иной участник группы. Обратить внимание на то дает ли клиент возможность говорить другим и не вызывает ли раздражения у других участников. Если ведущий почувствовал нарастание раздражения – самое время вмешаться. Он может сказать “Х, ты сегодня уже заняла много времени. Будь добра, дай выступить и другим”. Или, сформулировать проблему более конкретно: “М, похоже тебе сегодня нужно слишком много внимания. Что тебя так беспокоит?”

q Следует постараться помочь клиенту-монополизатору разобраться в том, что стоит за его поведением – неуверенность, нежелание работать, стремление управлять группой или желание быть в центре внимания. Ведущий может попросить участника группы, монополизирующего внимание, посмотреть на свое поведение со стороны и представить, как это влияет на остальных.

q Возможно использовать в этой ситуации незаконченные предложения. Ведущий может попросить “монополизатора” продолжить фразы типа: “Eсли я не буду говорить,то…”; “Мне надо много рассказать, потому что...” и “Я хочу, чтобы вы меня выслушали, потому что…”.

q Очень важно помочь участникам группы понять разницу между длинными историями из их жизни или жизни их знакомых и разговором с себе и своих проблемах. Некоторые люди могут просто не знать что это такое – говорить о себе и не понимать, чем это отличается от рассказов о своих знакомых. Они не привыкли отвечать на вопросы о том, что они чувствуют, как их поведение отражается на остальных или что им хочется узнать.

Эти приемы работы с клиентами-монополистами приемлемы и в работе с детьми, и со взрослым клиентами.

Манипулирование вниманием

Целью манипулирования вниманием или позерства является желание постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные люди остро нуждаются во внимании, принятии и одобрении, но пытаются достичь этого негативными средствами. Скорее всего, такие способы поведения были найдены и опробованы ими в разных вариантах достаточно давно, и они привыкли ими пользоваться. Часто они не уверены в себе и хотят поделиться с другими тем, что они знают, что они сделали или собираются сделать. При работе с позерами необходимо учитывать их болезненно завышенную потребность в общем внимании, избегать позитивного невербального подкрепления – улыбки, одобрительных кивков, похвалы – когда ведущий видит, что такой член группы работает на публику. В подобных случаях необходимо как можно чаще обращаться к мнению группы с просьбой оценить, как такое поведение отражается на них и на работе всей группы в целом.

Сопротивление

Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся члены группы преднамеренно хотят разозлить ведущего, но обычно это не так. Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя руководителя группы.

Как свидетельствуют исследования, выделяется три фазы группового сопротивления:

Демонстративное неповиновение. На этой стадии ведущий сталкивается с прямым вызовом руководителю, открытым выражением недоверия, обещаниями причинить вред, не прийти на следующее занятие, прекратить терапию и пр.

Проверка. На этой стадии обычно участники группы пытаются спровоцировать ведущего на агрессию, стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение других людей. Эта стадия наступает только после того, как участники группы понимают, что им не удалось запугать руководителя, несмотря на все их старания. Главное здесь – это проверить, можно ли доверять ведущему

Молчание. Третьей стадией может быть молчание, когда клиент понимает, что его поведение “раскусили” и ведущий не обращает внимания на его выходки – начинается “игра в молчанку”.

Эти три стадии сопротивления, как правило, являются источником конфликтов и используются членами группы в качестве защиты от необходимости работать со своими проблемами. Они часто пытаются переместить внимание со своих травмирующих чувств на внешние события и действия.

Чтобы помочь участникам группы преодолеть сопротивление, надо помнить о том, что обычно оно является следствием полного недоверия и возникает у тех клиентов, которые имеют серьезные причины не раскрываться перед другими людьми. В общем, это не преднамеренная атака на руководителя.

Как отмечает Р. Смид (1999), в большинстве случаев работа с сопротивлением более полезна, чем работа против него. “Вы не победите огонь с помощью огня — вы победите его с помощью воды”. Она предлагает не тратить на сопротивляющихся членов группы слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. От ведущего требуется позволить им выразить свой гнев по поводу того, что им приходится участвовать в группе, а после этого оставить их в покое и продолжить работу.

Застенчивость

Довольно трудно найти в публикациях по групповой психотерапии информацию о застенчивых клиентах и способах работы с ними, посколь-ку застенчивость рассматривается просто как недостаточная сформированность социальных навыков. Поэтому многие склонны считать, что достаточно научить их новым формам поведения, и их робость исчезнет сама по себе. Во многих случаях это справедливо, но, тем не менее, очень важно понять причину их застенчивости. Человек может быть застенчивым по многим причинам, включая неблагоприятную обстановку в доме, недостаток внимания со стороны взрослых, особенности темперамента, социальную изоляцию как самого младшего в семье или в классе, крайне тяжелый опыт в раннем возрасте (физическое или сексуальное насилие), насилие или жесткий контроль со стороны братьев или сестер и/или сверстников, задержку в развитии или физические недостатки, которые препятствуют нормальным позитивным взаимоотношениям. По любой из этих причин робкий человек чувствует себя более комфортно в роли наблюдателя, чем участника в социальных взаимодействиях.

В группах с небольшим количеством участников каждому участнику обычно уделяется много времени и внимания. Такая обстановка может привести к возрастанию тревожности робкого клиента (негде отсидеться, незакого спрятаться). А, если к этому добавить настойчивое стремление руководителя точно следовать этическим нормам и уделять равное внимание всем членам группы, становится понятным, что созданная ведущим обстановка расценивается как невыносимая.

Р. Смид (1999) предлагает некоторые рекомендации по работе с застенчивыми членами группы:

Очень важно понимать чувства застенчивого клиента. В небольших группах гораздо труднее быть незаметным, чем в жизни.

Во время процедуры отбора ведущему следует обратить внимание на то, чтобы робкий клиент не был единственным застенчивым участником в группе. Например, можно включить в группу двух таких людей. Если в группе окажется только один застенчивый участник, он будет чувствовать себя очень одиноко и не сможет принять полноправное участие в работе.

Планируя упражнения или задания необходимо так смоделировать ситуацию, чтобы робкий участник смог поработать с другим, более раскованным. Это позволит ему учиться на примере.

Необходимо быть очень осторожным при включении такого клиента в работу. В связи с этим, желательно употребляйте фразы типа “Сегодня еще не все высказались. Давайте попросим поделиться своими мыслями тех, кто еще не говорил, если они захотят”; “М., что ты думаешь по поводу нашего разговора?”; “А., с кем из присутствующих ты согласна?”

Не следует оказывать давления. В противном случае можно получить реакцию “мягкого” сопротивления (“Я не знаю”) или прямого отказа (“Я не хочу об этом говорить”).

Нет необходимости напоминать застенчивому клиенту, что он обещал активно работать в группе. Это будет воспринято как давление, и он еще больше замкнется в себе.

Важно, чтобы ведущий следил за тем, как остальные члены группы общаются с застенчивым и пытался управлять этими взаимодействиями так, чтобы они соответствовали его чувствам, установкам и надеждам.

Как ни странно, но некоторые члены группы могут учиться у других, сохраняя при этом молчание. Поэтому необходимо постараться предоставить робкому участнику время для включения в работу. Таким людям необходимо несколько больше времени, чтобы справиться с новой и тревожной для них ситуацией. Многие из них испытывают трудности при установлении доверительных отношений с одними людьми и гораздо легче воспринимают что-нибудь новое от других людей. Следует дать застенчивому человеку время и возможность освоиться.

Нарушение конфиденциальности

Нарушение конфиденциальности представляет собой серьезную проблему, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях и, в частности, на убеждении, что никто из группы не расскажет остальным о том, что происходит на занятиях. Без доверия не будет самораскрытия. Без самораскрытия не будет и групповой работы. Люди, имеющие проблемы с доверием, очень настороженно относятся к другим. Для таких участников группа представляется весьма ненадежным местом.

Проблема важности сохранения конфиденциальности более подробно будут обсуждаться ниже. Вместе с тем, есть смысл акцентировать внимание на следующих рекомендациях:

Следует привлекать всех участников группы к обсуждению последствий нарушения конфиденциальности. Это снимет налет таинственности с проблемы и позволит клиентам почувствовать себя причастными к решению такого важного вопроса.

В случае нарушения конфиденциальности необходимо позволить участникам открыто выразить свой гнев, разочарование и обиду. Каждый имеет полное право высказаться по поводу происшедшего. Члены группы должны почувствовать, что ведущий разделяет их чувства по данному поводу и неукоснительно следуете выработанным правилам.

Если один участник группы обвиняет другого в разглашении сведений о работе в группе, необходимо обязательно рассмотрите этот вопрос на сессии. Это очень важно, и такое обсуждение может многому научить членов группы. Алгоритм обсуждения примерно таков – пусть одна сторона поделится своими сведениями, потом следует попросить другую сторону объяснить ситуацию со своей точки зрения. Затем дать возможность каждому высказаться по поводу ситуации и предложить свой вариант решения проблемы.

Группировки

Группировки – это небольшие подгруппы или пары членов, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями, либо устанавливают какие-то свои отношения в процессе занятий. Как уже отмечалось выше, следует избегать включения в группу людей, уже связанных определенными отношениями, будь они положительными или отрицательными (лучших друзей или злейших врагов). Однако далеко не всегда можно заранее понять, что отдельные кандидаты в группу принадлежат какому-либо “кругу лиц с общими интересами”.

Группировки по своей природе имеют обособленный характер и могут отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. С другой стороны, они могут оказывать и благоприятное влияние на группу в целом, поскольку предполагают достаточно сильное чувство сплоченности.

Обычно внутри группы группировки образуются по законам социометриии, а именно между людьми, которые высоко оценивают друг друга по тем или иным критериям. Формирование группировок, иногда называемое “кучкованием”, обычно происходит на начальном этапе групповой работы. Желая получить признание со стороны значимых для них членов группы, участники группы начинают ориентироваться на них.

Причины возникновения группировок могут быть самыми разнообразными: стремление быть принятыми в их социальной роли и статусе (например, крайне важно для детей среднего и старшего школьного возраста), легкость налаживания коммуникации (например, психологически гораздо проще взаимодействовать на равных с одним, двумя или тремя, чем с семью или восемью), социальной невостребованностью и сильной потребностью быть идентифицированными со значимыми другими (например, если ребенок хочет, чтобы его считали “крутым”, он будет одеваться, разговаривать, действовать и вести себя как “крутой”, и стремиться быть принятым в круг “крутых”).

Иногда между членами какой-то группировки и всеми остальными разгорается конфликт. Разрешая такие конфликты, можно создать действительно сплоченную атмосферу в группе. Как ни странно, но именно в конфликтной ситуации часто ведущий может сформировать чувство общности, которое разрушит существующие барьеры. Как отмечает Р. Смид (1999) “важнее использовать группировки для уничтожения барьеров, чем пытаться разъединить или не замечать их.”.

Помимо этого в группе могут быть люди, которым трудно устанавливать доверительные отношения. Они могут противостоять давлению со стороны группировки, пытаясь установить индивидуальные отношения с руководителем группы, вместо того, чтобы включиться в группировку или создать собственную. Кроме того, не следует забывать и о том, что между членами группы может возникнуть неприязнь. Она может быть следствием разницы в возрасте, в социально-экономическом статусе, в статусе внутри субкультуры или следствием других реальных или вымышленных различий.

Ниже приведены некоторые рекомендации, которые помогут ведущему группы добиться равного участия в работе всех участников и уменьшить влияние группировок.

Если ведущий заметил, что некоторые члены группы начинают совместно противостоять остальной группе, надо попробовать разъединить их. Лучше всего рассадить их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале и предотвращает консолидацию группировки.

При выполнении упражнений или заданий можно разбить группу по парам так, чтобы в одной паре оказался участник из группировки и участник, в нее не входящий. Иногда член группы может не входить в группировку только потому, что он никому не известен. Работа в парах поможет ему поближе познакомиться с другими участниками.

Если реальные или надуманные различия начинают мешать участникам работать над своими проблемами, необходимо обсудить данный момент с группой.

Споры и ссоры

Споры являются нормальным явлением в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам. Некоторые люди не владеют ни вербальными способами работы с несогласием, ни методами разрешения конфликтов. Споры в группе – это очень сильный инструмент. Во-первых, они могут использоваться для того, чтобы обучить членов группы конструктивным методам разрешения конфликтов. Во-вторых, в спорах проявляются сильные эмоции – та энергия, на которой основано взаимодействие между участниками. Ведущий может использовать эти эмоции для углубления взаимоотношений между клиентами для определения их собственной позиции или для стимулирования попытки разобраться с собственными мыслями и чувствами. В-третьих, спор дает возможность научить участников групповой работы принимать чужую точку зрения и соответствующим образом относиться к различию во взглядах, мнениях и убеждениях.

В тех редких случаях, когда спор перерастает в драку или другую форму физического насилия, например, опрокидывание стульев или бросание предметов, необходимо немедленно вмешаться ради безопасности всех членов группы. В большинстве групп существует правило “не драться”, и оно должно быть тут же применено. Драка может негативно воздействовать на всех членов группы, а не только на драчунов. Например агрессивные подростки (например, малолетние правонарушители или условно освобожденные) особенно склонны к такому поведению. В таких группах с самого начала должны быть приняты четкие правила относительно драк. Некоторые подростки могут умышленно начать драку, чтобы быть отчисленными из группы (побочная выгода), поэтому ведущему нужно сделать так, чтобы данное последствие не служило основанием для манипулирования.

Очень важно использовать различия во мнениях членов группы для целей обучения. Если ведущий видите, что некоторые члены группы придерживаются противоположных взглядов по какой-то проблеме или имеют сильно отличающиеся мнения по какому-то вопросу, можно попросить их открыто высказать свои мысли, а затем предложить остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.

Плач

Плач – это естественный физиологический процесс, один из способов облегчения психологической боли. Часто встречаются люди (особенно дети и невротики) менее эмоционально устойчивые, чем остальные, которые хуже умеют контролировать себя. Поэтому они довольно часто плачут во время групповой работы. Однако, чем взрослее и “здоровее” они становятся, тем лучше они начинают управлять своими эмоциями. К сожалению, в процессе социализации люди становятся способными подавлять достаточно сильные эмоции. Иногда люди так хорошо научаются владеть собой, что никогда не позволяют себе плакать в присутствии окружающих. В любой группе можно встретиться с разнообразными способами выражения эмоциональной боли. Одни участники групповой психотерапии могут просто расплакаться, а другие могут безостановочно рыдать в течение нескольких минут.

Следует ожидать, что обсуждение утраты близких и другие индивидуальные травматические события с большой вероятностью вызовут у людей слезы. Например, к числу таких тем у подростков можно отнести раннюю беременность, разрыв любовных отношений, развод родителей. Чем глубже рассматриваются затронутые проблемы, и чем выше уровень доверия в группе, тем легче бывает участникам группы дать волю слезам.

Поскольку плач – это естественный способ облегчения эмоциональной боли, следует знать, как можно использовать эту ситуацию для развития группы.

Ниже приведены некоторые рекомендации по работе с такими ситуациями.

• Необходимо попробовать определить, вызван ли плач действительно сильными эмоциональными переживаниями или же это просто попытка разжалобить кого-то. Вполне возможно, что клиент использует плач специально, для того, чтобы его пожалели и обратили на него внимание. Иногда определить истинную причину плача не так просто. Однако, если кто-то из членов группы плачет слишком часто, и ведущий чувствует, что он начинает “выжимать слезу”, ему не следует потворствовать такому поведению.

• В большинстве случаев плач действительно вызывается сильными переживаниями. Когда один из членов группы начинает плакать, ведущему необходимо спросить, не хочет ли он поделиться своими чувствами. Не надо ждать, что он сделает это самостоятельно. Если клиент не склонен рассказывать всем о своих чувствах, следует предоставить ему право справиться со своими чувствами самостоятельно. Иногда слезы возникают спонтанно, и клиент может быть не готов к разговору.

• Если человек буквально задыхается от рыданий, необходимо позволить ему поплакать некоторое время и затем обсудить с остальными участниками групповой работы, что значит переживать такой страх, обиду, потерю или что-либо еще. Когда клиент успокоится и захочет говорить, надо предоставить ему полное внимание.

• Ведущему необходимо следить за временем, оставшимся до конца занятия. Если кто-то из участников начинает плакать в самом конце занятия, руководитель может, например, сказать: “Н., я понимаю, как сильно тебя это огорчило. Давай поговорим об этом после занятия”. Тем самым ведущий даст понять всем участникам психотерапии, что никто из них не уйдет с групповой встречи в расстроенных чувствах, и покажет, что они могут свободно выражать свои чувства в любое время. Это отвечает потребностям каждого.

• На занятия всегда должны быть салфетки или бумажные носовые платки. Перед началом занятия ведущий может положить упаковку в центр круга или так, чтобы она была доступна каждому. Это покажет всем членам группы, что группа – это место, где можно плакать, не опасаясь неприятных последствий.

Помимо проблем, описанных выше, ведущий группы может столкнуться и с другими сложными ситуациями, и, возможно, ему потребуется осваивать новые способы групповой работы, которые помогут распределять внимание между всеми членами группы.

 

Установки на подготовительном этапе психотерапии

 

Как уже отмечалось, до начала групповой работы желательно провести несколько предварительных встреч (собеседований) или индивидуальных психотерапевтических сессий. Относительно индивидуальных сессий, предшествующих групповой терапии, в терапевтической практике наблюдается широкий диапазон вариаций. Некоторые терапевты, встретившись с клиентом раз или два во время отборочных собеседований, больше не проводят с ним индивидуальных встреч, в то время как другие продолжают проводить индивидуальные сессии до того момента, когда клиент начинает работать в группе. Чтобы собрать семь-восемь клиентов (минимальное число, необходимое для начала работы группы), порой требуется несколько недель. И чтобы снизить вероятность потери более ранних кандидатов, терапевту следует периодически встречаться с каждым из них.

Некоторые терапевты проводят с клиентом несколько индивидуальных сессий, главным образом с целью сформировать отношения – поскольку это иногда помогает удержать клиента в группе на ранних, зачастую разочаровывающих этапах терапии. И. Ялом (2000) считает, что чем чаще терапевт встречается с клиентами до их вступления в группу, тем ниже вероятность досрочного прерывания ими курса. Здесь важным являются процессы идентификации с терапевтом – ведь одна из главных целей индивидуальных предгрупповых сессий заключается в формировании терапевтического альянса. Многие практикующие психотерапевты убеждены, что заниматься во время этих сессий главным образом сбором анамнеза — не лучший способ использования терапевтического времени (клиент непроизвольно начинает думать, что анамнез является в терапии самым главным). Кроме того, весь действительно важный и актуальный материал все равно проявится в обстановке групповой работы.

Совершенно очевидно и вполне оправдано, что в ходе предгруппового собеседования или собеседований должна быть достигнута одна и самая главная цель: подготовить клиента к групповой терапии. Кроме того, в ходе подготовительной процедуры должны быть выполнены следующие задачи: рассеять недоразумения, предвзятые представления, нереалистичные страхи и нереалистичные надежды; предугадать возможные проблемы будущей группы и по возможности смягчить их; предложить клиентам когнитивную структуру, которая поможет им эффективно участвовать в работе группы.

Предвзятые представления клиентов по поводу групповой терапии

Определенные предвзятые представления и страхи по поводу групповой терапии, как показывает практика, появляются регулярно. Об этом надо не забывать даже, если клиент о них и не упоминает. Терапевту все равно следует заострить на них внимание как на потенциальных проблемах.

К наиболее распространенным ошибочным представлениям относятся три категории заблуждений клиентов: 1) групповая терапия непредсказуема или чревата недостаточным контролем личности над ситуацией, 2) групповая терапия не так эффективна, как индивидуальная, поскольку эффективность прямо пропорциональна вниманию, полученному от терапевта; 3) пребывание в группе, которая состоит из многих человек, страдающих значительными эмоциональными нарушениями, само по себе вредно (“Можно заразиться!”).

Эти ошибочные представления иногда порождают неадекватные ожидания, которые могут как неблагоприятно сказаться на ходе групповой терапии, так и существенно снизить вероятность успешного исхода.

В дополнение к этим предвзятым представлениям оценочного характера, еще одним препятствием для клиентов, как отмечает И. Ялом (2000), часто становятся ошибочные представления о процедуре и нереалистические страхи, связанные с межличностными отношениями в группе.

Одним из самых базовых и глубоко укорененных страхов, которые испытывают люди, приступающие к групповой терапии является страх, что они обязаны будут самораскрываться и признаваться в постыдных прегрешениях и фантазиях перед чужими людьми. Нередко обнаруживается ожидание критической, насмешливой, ядовитой или унижающей реакции со стороны других участников (например, в фантазиях или сновидениях это может выглядеть как Страшный суд, который проводит суровый, лишенный всякого сострадания трибунал). Кроме того, состояние тревожного ожидания перед началом групповой терапии может приводить тревоге, связанной с ранним социальным, групповым или внутрисемейным опытом клиента.

Тесно связано с ужасом перед насильственными признаниями беспокойство по поводу соблюдения конфиденциальности. Еще одно типичное беспокойство клиентов, приступающих к групповой терапии, заключается в страхе перед психическим заражением. Они опасаются, что тесное общение с другими клиентами сделает их еще более неадаптивными.

Типичные проблемы психотерапевтических групп

1. Одним из серьезных источников растерянности и уныния клиентов на ранних стадиях функционирования группы является субъективно воспринимаемая несовместимость целей. Клиенты порой не в состоянии найти соответствие между целями группы (такими, как целостность группы, построение атмосферы доверия и фокусировка на взаимодействии и конфронтации) и их собственными индивидуальным целями (облегчение страданий). Какое отношение, гадают они, имеет обсуждение моих личностных реакций на других участников к симптомам, от которых я страдаю: тревоге, депрессии, фобиям, импотенции и бессонице?

2. Высокая сменяемость состава на ранних этапах работы группы является, как уже было продемонстрировано, одним из самых существенных препятствий для формирования эффективно работающей группы. Терапевт, начиная с самого первого контакта с клиентом, должен работать против нерегулярной посещаемости и преждевременного прерывания терапии. Этот вопрос в групповой терапии стоит более остро, чем в индивидуальной, поскольку в рамках индивидуальной терапии проблема пропусков сессий и опозданий может с пользой исследоваться и прорабатываться. Что же касается группы, особенно на ранних стадиях ее работы, то тут нерегулярность посещений приводит к разочарованию и разобщению участников. Перед группой как целым стоит так много неотложных задач, что сопротивление, выражаемое через физическое отсутствие, может нанести ей особенно существенный урон.

3. Групповая терапия, в отличие от индивидуальной, зачастую не приносит незамедлительного облегчения. Клиенты испытывают разочарование — от того, что не получают на первых собраниях достаточно “эфирного времени”, а иногда их тревога дополнительно обостряется тревогой, сопровождающей выполнение их главной групповой задачи, заключающейся в прямом межличностном взаимодействии. Терапевту следует предвосхищать эти фрустрации и беспокойства и уделять им внимание в ходе подготовительной процедуры.

4. Образование подгрупп и внегрупповое общение — часто называемые ахиллесовой пятой групповой терапии — возможны на любой стадии функционирования группы. Детально этот сложный вопрос будет рассмотрен в главе 12. Пока достаточно подчеркнуть, что терапевт может приступить к формированию норм группы, касающихся образования подгрупп, еще во время самых первых контактов с клиентами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.