Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповой психотерапевт и члены группы как терапевты




Наилучшей подготовкой для проведения группоцентрированной терапии является практика индивидуальной клиентоцентрированной терапии. Различия между этими двумя практиками в основном затрагивает методику. Однако, есть смысл еще раз напомнить— в обеих методиках, чувства, которые терапевт испытывает к людям, его уверенность в их способности быть ответственными за самих себя, его готовность пресечь любые попытки навязать клиенту мнение, что точка зрения терапевта на ситуацию является привилегированной, — все это является фундаментальными принципами работы как с индивидами, так и с группами.

Однако групповая ситуация налагает на терапевта некоторые новые требования. Теперь он должен быть восприимчивым к целой группе людей, а не к одному человеку; он должен быть способен распознавать и объективно управлять пересекающимися потоками эмоций, распространяющимися в группе; он должен прояснить для себя свое отношение к членам группы для того, чтобы с неизменным пониманием отвечать каждому. Терапевт стремится понять, что говорит и чувствует каждый член группы, и, чтобы передать это понимание группе, он подталкивает каждого индивида вперед в его самоанализе.

Очень важно задать темп и стимулировать согласованность действий участников. Терапевт не является пассивным членом группы; он должен задавать в ней основной тон. Наиболее продуктивными высказываниями терапевта являются те, которые ориентированы на простоту восприятия сказанного, переформулировку содержания и прояснение настроений. Высказывания такого рода сопровождаются все более глубоким исследованием со стороны членов группы. Эти высказывания имеют тенденцию ослаблять страх перед ситуацией и предполагают свободу каждого члена группы, если он стремится более ясно понять самого себя. Подобные высказывания придают уверенность как раз тому члену группы. который не принимал участия в работе из-за боязни, что его участие может причинить ему вред. Высокая степень взаимодействия терапевта с членами группы чрезвычайно зависит от степени активности действий членов группы — наибольшую пользу из опыта групповой терапии получают те, к кому терапевт не обращается с директивными высказываниями.

Если, как это часто происходит, какой-то член группы подбадривает других и реагирует таким образом, что говорящий, может продолжить свой анализ, терапевт может не вмешиваться. Однако, если терапевт слишком часто устраняется от участия, то разногласия усиливаются, а анализ эмоций становится для членов группы все более сомнительным. Но вместе с тем он не может быть настолько активным, чтобы доминировать в группе. Поведение терапевта должно заключаться в том, чтобы немного отсрочить свою реакциюь дать возможность членам группы исполнить роль терапевта.

Но если какое-то важное чувство остается нераспознанным" или если остальные участники создают непрерывные помехи, не воспринимая настроения кого-то из членов группы, и тем самым не дают ему высказаться, то терапевт должен вмешаться в разговор.

Не смотря на это не следует забывать, что целью является именно групповая, а не индивидуальная терапия в группе, следовательно, более важным является тот факт, что группа сама задает ритм работы. В этом случае психотерапевтические последствия групповой работы будут более значительными, чем в результате усилий одного терапевта.

Члены группы сами принимают на себя роль терапевта. Опыт показывает, что степень активности терапевта меняется от встречи к встрече. Исходя из цели терапевта и психотерапии в целом, он сам решает, когда быть активным, а когда он должен позволить занять свое место кому-то из членов группы. Цель состоит в том, чтобы поддерживать в группе устойчивую атмосферу доверия и понимания, в которой угроза индивиду минимальна и существует максимум безопасности для самоанализа. В связи с этим, терапевт должен сам управлял своим поведением, обеспечивая достижение упомянутой цели.

Исходя их изложеного выше, в принципе любой член группы может вводить тему и продолжать ее развивать не только с помощью руководителя, но и с помощью других членов группы. После введения новой темы он может в дальнейшем видеть себя не в роли сбитого с толку и обеспокоенного клиента, а в роли члена группы, который, возможно, лучше других понимает, что говорит очередной участник, и лучше, чем кто бы то ни было, способен помочь ему в прояснении восприятия им самого себя и своего мира.

 

 

Литература

1. Хоббс Н. Группцентрированная психотерапия/ Роджерс К. Клиент-центрированная терапия.— М., 1997.— С. 193-240.

2. Хайл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю.,Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. – СПб.,2001. – С. 417-442.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.