Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базисный учебный план 1998 года




Вариативная часть БУП

 

Образовательные области Количество часов в неделю в классах
I II III IV V VI VII VIII IX XI
Обязательные занятия, занятия по выбору                      
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                      

 

Из таблицы видно, что наибольшие возможности для размещения курса информатики за счет часов вариативной части БУП имелись в X—XI кл. Надо сказать, что именно такой подход чаще всего и применялся при разработке школьных учебных планов, причем в подавляющем большинстве российских школ дело тем и ограничивалось. А это, как мы видим, по существу, не вносило никаких изменений в практику, сложившуюся ранее, с самого момента введения курса ОИВТ в школу в 1985 г. К такому способу решения проблемы места курса информатики в школе откровенно подталкивали и рекомендуемые образцы школьных учебных планов, помещенные в приложении к БУП (см., например, [25]). Вместе с тем нельзя не обратить внимания, что БУП если и не стимулировал, то и не ставил препятствий для тех школ, которые стремились к реализации более обширной программы информатического образования учащихся. Действительно, из приведенной выше таблицы следует, что даже если использовать только фонд обязательных занятий вариативной части БУП, то (по крайней мере, теоретически) на информатику вполне можно «выкроить», например, по 1 часу в неделю с I по IX кл., и по 2 часа в X и XI кл., т.е. именно тот минимум, который вполне покрывает потребность в часах для постановки непрерывного курса информатики в школе. Надо сказать, что многие инициативные школы (а иногда и целые регионы — см., например, [9, 31]) шли по этому пути, поддерживая практически развитие концепции непрерывного образования школьников в области информатики. Все это создавало предпосылки к развитию соответствующего программно-методического обеспечения и осуществлению официальных шагов к продвижению непрерывного курса информатики в школу [23, 25].

 

(БУП-98)

 

По истечении пяти лет с момента принятия первого базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322 был утвержден новый базисный учебный план, который уже с 1 сентября 1998 г. предписывалось «...использовать как основу при разработке примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [21]. Новая версия БУП унаследовала все основные структурные принципы БУП-93 (табл. 5.3), хотя и содержала некоторые особенности внутреннего строения. Инвариантная часть БУП-98 расписана не только на уровне образовательных областей, но и на уровне так называемых образовательных компонентов, т.е. фактически учебных предметов. Федеральный компонент БУП-98 полностью реализуется в инвариантной части БУП, но в то же время в каждой образовательной области, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10—15 % времени на региональный компонент содержания образования. Вариативная часть БУП-98 обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов, но в отличие от БУП-93 часы разделов «Обязательные занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия», составляющие вариативную часть БУП, даны единой строкой (см. табл. 5.3).

Таблица 5.3

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

Российской Федерации (1998 г.)

Образовательные области Образовательные Количество часов в неделю
I II III IV V VI VII VIII IX X XI
  Филология   Русский язык как государственный Языки и литература                          
Математика Математика Информатика                      
Обществознание   История Обществознание География                                    
Естествознание   Окружающий мир Биология Физика Химия                      
Искусство Музыкальное и изобразительное искусство                      
Физическая культура Физическая культура ОБЖ                      
Технология     Технология Трудовое обучение Черчение                      
Обязательные занятия по выбору. Факультативные индивидуальные и групповые занятия (6 -дневная учебная неделя)                      
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6 -дневной учебной неделе                      
Обязательные занятия по выбору. Факультативные индивидуальные и групповые занятия (5 -дневная Учебная неделя)                      

Примечание. В приведенной таблице опущены классы I —III переходного варианта.

 

Обратимся к положению курса информатики в новом базисном учебном плане. Сразу отметим, что обстоятельства, связанные с постановкой информатического образования учащихся в рамках нового БУП, изменились довольно существенно, хотя противоречивость положения курса информатики в школе сохранилась и даже усилилась, что в итоге явно не способствовало ослаблению кризиса самого существования информатики как самостоятельного учебного предмета.

Начнем с того, что в отличие от БУП-93 в БУП-98 информатика оказалась явно прописанной в инвариантной части плана — и этому, казалось бы, надо только радоваться, поскольку все, что отнесено к инвариантной части БУП, обязательно для изучения во всех школах. Вот только сделано это таким удивительным способом, что вместо радости возникает чувство тревоги. Дело в том, что информатика и математика вошли в инвариантную часть как образовательные компоненты, включенные в общую (!) образовательную область «Математика» с единой (не расписанной) строкой часов (см. табл. 5.3). Пояснительная записка при этом дает следующие разъяснения и рекомендации: «В образовательную область «Математика» входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. За счет инвариантной части учебного плана информатика может изучаться как самостоятельный курс в X—XI кл. Изучение данного курса начинать в более раннем возрасте (VII—IX кл.) возможно за счет часов вариативной части».

Что ж, как мы видим, БУП-98 (как и БУП-93) не смог взять ответственность на утверждение в российских школах более протяженного обязательного курса информатики, чем тот, который был введен в среднюю школу СССР в 1985 г. (два старших класса школы). Более того, объем часов обязательных занятий в примерных учебных планах, приложенных к БУП-98, в X—XI кл. снизился до 1 часа в неделю (и только в классах физико-математического профиля сохранено по 2 часа). В то же время сопровождавшее процесс введения БУП-98 в школу Методическое письмо Министерства образования РФ в характерной для этого жанра мажорной тональности оповещало, что «...органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям России предоставлены широкие возможности в определении структуры образовательной области «Математика» и выделении в соответствии с возможностями и потребностями региона необходимого времени для изучения информатики как учебного предмета, имеющего значительную самостоятельную общеобразовательную ценность» [15].

Можно согласиться с тем, что решение о месте информатики в структуре школьного образования, принятое при разработке БУП-98, отражало реальное положение с преподаванием этого курса, сложившееся к моменту введения нового учебного плана в большей части школ страны. В принципе сохранено важнейшее свойство БУП — не чинить препятствий тем регионам, тем школам, которые последовательно реализовывали и продолжают реализовывать на практике идею непрерывного курса информатики, т. е. не противоречить перспективам развития обучения информатике в общеобразовательных учреждениях, намеченным Коллегией Министерства образования еще в 1985 г. [7, 23]. Используя дополнительные часы учебного времени, отводимые в вариативной части БУП-98 на проведение факультативных, индивидуальных и групповых занятий, школы, имеющие соответствующее ресурсное обеспечение (кадры, техника, учебно-методическая база), могут вводить в свой учебный план и пропедевтический курс (I — VI кл.), и базовый курс (VII —IX кл.), и профильные курсы информатики (X—XI кл.). Для реализации пропедевтического курса информатики Методическое письмо предлагало школам разработанные к тому времени учебно-методические комплексы, рекомендованные Министерством образования РФ: [5, 24, 29]. По базовому курсу рекомендовалось использовать и подготовленные новые пособия: [3, 11, 12] и ранее изданные учебники [4, 13].

Наряду со сказанным выше в связи с введением БУП-98 нельзя не коснуться вопросов, связанных с сохранением и накоплением отдельных принципиальных разногласий в решении проблемы места (да и самой сути) информатического образования в школе.

Дело в том, что включением информатики в образовательную область «Математика» БУП-98 создал (точнее — продолжил) неоднозначную обстановку вокруг самого существования информатики как отдельного предмета. На самом деле «приписку» к математике не следует рассматривать как случайный факт, с точки зрения носителей определенных взглядов на структуру и организацию информатического образования школьников (см., например, [26, 27, 28] и др.), интеграция информатики с математикой (хотя бы на каких-то этапах школьного образования) может рассматриваться как вполне оправданное и закономерное явление, порождающее новые взгляды и подходы к развитию структуры школьной информатики. Вместе с тем, когда очередная версия базисного учебного плана школы хотя и «проявляет» образовательную область «Информатика» в инвариантной части, но фиксирует ее в одной строке (через точку) с образовательной областью «Математика», для многих сторонников целостности и единства учебного предмета информатики это начинает выглядеть как начало процесса его ползучего расчленения — на информационные технологии, которые в таком случае целесообразно приписать к появившейся в базисном учебном плане новой для школы образовательной области «Технология», и на остаток весьма неясных очертаний в виде теоретических основ информатики, которые генетически тяготеют к математике, и которые, следовательно, надо по этой причине интегрировать со школьным курсом математики. Таким образом, в итоге получается, что самостоятельный курс информатики расчленяется и исчезает. Не упрощая суть ситуации, можно в этой связи заметить, что размещение вне базового курса информатики информационных технологий, ориентированных на практическое применение компьютера в сферах материальных (производственных) технологий, т.е. перенос их в другую предметную область — «Технология», является вполне естественным процессом, и не в этом, по нашему мнению, суть кризиса. Подтверждением тому — опыт западной школы (см., например, [10]). При этом ИТ должны наполнять не только образовательную область «Технология». Хорошо, если ИТ станут привычным инструментом, методом решения задач в разных предметных областях — математике, естествознании, филологии и пр., и это само по себе не может рассматриваться как угроза целостности образовательной области информатика. Что же касается образовательной области «Математика», то ей следовало бы настраиваться не на интегрирование с информатикой, как на это (вольно или невольно) ориентируют БУП-93 и БУП-98, а «по-родственному» поделиться с ней, во имя ее завершенности, целостности, сохранения ее самостоятельности в системе школьных дисциплин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.