Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три лика культуры




Парадигмы

Структура культурного пространства

Среди разнообразных форм культуры особое место занимают осевые формы – различные типы знаний, ценностей и регулятивов, имеющиеся в культуре. Будем называть такие типы парадигмами. [44] Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. В каждой культуре складываются свойственные ей парадигмы. Можно представить их в виде плоскостей или «пластов», проходящих через «когнитивную», «ценностную» и «регулятивную» оси (рис. 5.3).

 

Y     Z X
X – «когнитивная» ось Y – «ценностная» ось Z – «регулятивная» ось

 

 


Рис. 5.3

(чтобы не усложнять рисунок, здесь показаны только

одна-две плоскости, проходящие через каждую ось)

 

Парадигмы – это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов.

Конкретные феномены культуры обычно сочетают в себе различные типы смыслов - подобно тому, как в конкретных физических объектах присутствуют сразу и механические, и электрические, и химические явления. Природа не заканчивала университета, в котором эти явления разнесены по разным факультетам. Это мы, люди, отделяем их друг от друга и изучаем по отдельности. И культура в своем реальном существовании тоже не раскладывает когнитивные, ценностные и регулятивные парадигмы по разным полочкам. Но для их исследования в культурологии целесообразно рассмотреть их по отдельности – так же, как это делается в естествознании при изучении механических, электрических и химических явлений. А разобравшись в их содержании, можно затем перейти к изучению более сложных, синтетических форм культуры, соединяющих в себе различных парадигмы.

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивы в духовной культуре отсутствуют. Однако конечной целью созидательной деятельности в ней являются знания и ценности, а регулятивы выступают как средства создания духовных ценностей. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Это значит, что в пространственной модели культуры область духовной культуры составляют «слои» культурного пространства, как бы «повернутые лицом» к плоскости, образованной «когнитивной» и «ценностной» осями (см. рис. 5.4). Духовная культура – это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры – регулятивы, ценности и идеалы. Поэтому культурном пространстве ее область находится в плоскости, проходящей через «регулятивную» и «ценностную» оси (рис. 5.4).

Наконец, в культуре существует область технологической культуры – в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культура исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология – этот вопрос технологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее. Ибо техника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человеку силой.[45] В культурном пространстве область технологической культуры лежит в плоскости осей X и Z (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4

Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.

Рассматривая основные области культуры как три «лика» культурного мира, следует иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются. Духовная, социальная и технологическая культура – не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. В реальном мире общественной жизни границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство – форма духовной культуры. Но есть и технологическая культура создания, оформления, распространения произведений искусства – их воплощения в книгу, архитектурное сооружение, спектакль, есть и социальная культура художественной жизни общества – государственная политика в области искусства, отношение людей к художественному творчеству и т.д. Современная наука теснейшим образом сплетается с техникой и является компонентом технологической культуры. Но вместе с тем ее гуманитарные ветви входят в область духовной культуры.

Было бы упрощением думать, что все культурное пространство «поделено» между тремя основными областями культуры, и пытаться любой культурный феномен «втиснуть» в какую-либо одну из них. Содержание некоторых форм культуры почти полностью «укладывается» на определенную плоскость; такие формы относятся к одной из основных областей культуры (например, философия - к духовной культуре). Однако существуют и такие феномены, которые должны рассматриваться во всех трех «измерениях». Скажем, культура быта характеризуется комплексом разнообразных смыслов – и духовных (например, в увлечении каким-либо искусством), и социальных (например, в отношениях с соседями), и технологических (например, в использовании бытовой техники). Если «проецировать» быт на различные плоскости, то перед нашим взором предстают его различные стороны и мы можем говорить о духовной, технической и социальной культуре быта. Отнести же культуру быта лишь к какой-либо одной из основных областей культуры невозможно; она имеет «трехплоскостной» характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.