Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные сдвиги в культурном пространстве




Формы культуры различаются по своему потенциалу: одни обладают более мощным потенциалом, другие – меньшим. Это делает культурное пространство неоднородным, делит его на центр и периферию. В центре находятся формы культуры с наиболее высоким потенциалом, которые активно воздействуют на другие культурные формы и на жизнь общества вообще. Они отличаются развитой организацией и достаточно богатым языком, понимание которого считается обязательным для каждого культурного человека. В них создается множество текстов, часть из которых имеет эталонную значимость для всей культурной системы в целом. Периферийные же формы культуры более инертны, менее упорядочены, их языки имеют сравнительно узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными». Тексты периферийной культуры мало влияют на центральные культурные формы.

Из истории культуры известно, что в разных ее исторических типах центральное место занимали мифология, религия, искусство, философия, наука (см. гл. 4, Табл. 4.1). Вместе с тем в каждом типе культуры на главенствующую роль могут выдвигаться и какие-то частные культурные формы (например, художественная литература в России XIX в., марксизм-ленинизм в СССР, фашизм в гитлеровской Германии).

«Силовые линии», протягивающиеся от центра к периферии, придают всему культурному пространству внутреннюю напряженность, превращая его в «векторное поле». Периферийные формы культуры «притягиваются» к центру, на который направлены векторы этого поля. Это определяет пути, по которым идут перемены в различные формах культуры, и эталоны, определяющие характер этих перемен.

Так, господство религии в европейской средневековой культуре обусловило идеологию того времени, освящавшую светскую власть авторитетом церкви; сделало обязательным компонентом философии и науки идею Бога; привело к доминированию религиозных сюжетов в искусстве. Выход же религии из центра культурного пространства в Новое время изменил направление векторов развития культурных форм.

Отношения между центром и периферией культуры далеки от идиллии. Даже в относительно спокойные времена общество нуждается в «отдушинах», дающих отдохновение от доминирующих в культуре форм поведения. Отсюда – целый пласт таких культурных явлений, как карнавалы, которые, как показал М.М.Бахтин, служат способом освободиться на время от необходимости соблюдать общественный порядок; модная среди русского дворянства «цыганщина»; различного рода «непристойные» развлечения; пьянство и наркомания и т.д.

Находящиеся в центральном ядре культурные формы со временем теряют динамичность и гибкость и уже не могут найти ответы на возникающие в общественной жизни вопросы. А периферийные культурные формы все больше вступают в конфликт с навязываемыми им эталонами. Напряженность в пространстве культуры растет, рождая энергию для возникновения новых очагов высокого потенциала. В наиболее революционных периферийных культурных формах вырабатывается содержание будущего ядра культуры. Наращивая свой потенциал, эти формы культуры устремляются в центр культурного пространства и вытесняют его утративших энергию «обитателей».

Показательно в этом отношении триумфальные восшествие джинсов и мини-юбки на престол всеобщего признания. Джинсы - рабочая одежда ковбоев - сначала вошла в молодежную моду, которая обычно обращается к культурной периферии из чувства протеста против старших. А затем юные приверженцы джинсов, становясь старше, перенесли свою джинсовую моду в более зрелый возраст. Постепенно джинсы стали нейтральной, «общей» одеждой. Джинсовая мода обрела свои каноны и стандарты – типичный признак стабильности доминирующих культурных форм. Сходный путь прошла и мини-юбка, некогда тоже бывшая своего рода «спецодеждой» представительниц «древнейшей профессии». Пройдя этап эпатажного вызова, мини-юбка постепенно перестала шокировать старших. В результате мини-юбка стала обычной женской одеждой – наряду с брюками, которые также некогда были чисто мужской принадлежностью.

Изменения соотношений между потенциалами культурных форм и связанные с этими изменениями перемещения центра и периферии – один из важнейших механизмов культурной динамики. Когда какая-либо инновация включается в центральное ядро культуры, ориентация на нее может привести к перестройке всего культурного пространства.

Изобретение письменности превратило культуры, ранее ориентировавшиеся на устную речь и ее запоминание, в культуры, ориентированные на книжное слово и на фиксацию в нем всего, что заслуживает сохранения в памяти.

Развитие рационалистического мировоззрения сформировало в XVIII – начале XIX вв. ориентацию культуры на математику как эталон точности и строгости мышления.

Особенно впечатляющим стало взрывной «компьютерный бум» в последней трети ХХ в. Электронно-вычислительная техника возникла на периферии культуры сначала как нечто вроде усовершенствованной счетной машинки. С ростом ее мощности она стала применяться в качестве научной аппаратуры. Дороговизна, сложность и большие размеры первых мощных компьютеров ограничивали их применение. Создание портативных компьютеров резко изменило их роль и в обществе. Из устройств специального назначения они превратились в многофункциональное, удобное и общедоступное средство, увеличивающее эффективность и расширяющее возможности всех сфер человеческой деятельности. Это буквально за считанные годы перебросило их с периферии в центр культурного пространства и вызвало его грандиозную трансформацию.

Противоборство токов, идущих от центра к периферии культуры, с реактивным движением, устремляющимся от периферии к центру, с особой силой проявляется в переломные этапы истории общества. Общественные потрясения, войны, революции вызывают бурные круговороты сталкивающихся культурных потоков, способные вытолкнуть наверх самую крайнюю «периферию периферии». Так произошло во Французской революции XVIII в. и после Октябрьской революции 1917 г. в России.

Возможны и преобразования культурного пространства в обратном направлении, восстанавливающие – но в некотором обновленном виде - нарушенное революционными сдвигами соотношение его центра и периферии.

Подобное преобразование происходит в нашей стране в результате крушения социализма. В ходе него марксистская идеология, в советское время занявшая центр культурного пространства, отбрасывается на периферию, а, скажем, религия из периферии, где она пребывала в условиях социализма, устремляется к центру. Таким образом, вновь меняются местами центр и периферия культуры российского общества. Необходимость новой структурной организации центрального ядра культуры после выпадения из него социалистической идеологии остро ощущается обществом, но пока мы наблюдаем неупорядоченность и дезориентированность культурного пространства в нашей стране, невыделенность ее доминирующих культурных форм. И что особенно опасно – это агрессия маргинальной культуры преступного мира, которая грозит захватить центр культурного пространства, а также явное оттеснение науки на периферию культурной жизни общества.

Можно полагать, что не только Россию в ее нынешней специфической исторической ситуации, но и все человечество ожидают крупные структурные преобразования мировой культурного пространства в целом. Симптомами их являются тупики современного постмодернизма и религиозного фундаментализма, а порождающие их факторы коренятся в формировании нового, постиндустриального типа общества и растущей глобализации социально-экономической, политической и культурной жизни человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.