Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация образования. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности




 

В новом тысячелетии человечество иначе осмысливает достижения и просчеты, обобщает пройденный исторический путь и приходит к выводу о все более усиливающейся роли образования. В настоящее время созрело понимание того, что образование является непреходящей ценностью, что оно имеет решающее значение для развития личности, институтов общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной.

Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставлении им значительной автономии, в разнообразии сети общеобразовательных услуг, формировании негосударственной сети дошкольных учреждений и школ, учреждений дополнительного образования. Позитивные сдвиги произошли в новом содержании и технологиях общего образования;

· предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений;

· в формировании рынка образовательных услуг;

· возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений;

· в возможности ведения предпринимательской деятельности в рамках системы образования.

Претерпевает изменения и вся система высшего образования. Постепенно идет процесс интеграции ее в европейскую и мировые образовательные системы. Этому довольно активно способствует информатизация мирового сообщества и сплошная его компьютеризация. Изменились и требования к специалистам, особенно к специалистам с высшим образованием. В настоящее время уже каждому после окончания вуза необходимо уметь работать на компьютере, используя для этого все современные компьютерные технологии и знать, как минимум два языка (английский и другой, кроме родного), быть подготовленным в области общественных знаний: психологии, социологии управления и философии. Происходит процесс общей гуманизации всей системы образования. Сегодня, в XXI веке образование необходимо, с одной стороны, для приобретения знаний, получения специальности, квалификации, а с другой, образованность способствует повышению качества, уровня и условий жизни. В этом проявляется его практическая направленность; когда образование позволяет разрабатывать и включать в общественный цикл такие производства, которые не сокращают, а удлиняют жизнь человека, способствуют общему повышению и улучшению качества и уровня жизни.

В конце XX века движущей силой всеобъемлющей конкуренции стал творческий и интеллектуализированный труд. Качественное образование становится необходимым фактором полноценной жизни и работы в XXI веке. Объективные условия, в которых приходится действовать человеку в новом веке, диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован человек. Условия, в которых действуют люди в начале XXI века, изменились таким образом, что процессы стали не только динамичными, нелинейными, но и глобальными. Это потребовало принципиально другой системы управления. В настоящее время необходима своего рода управленческая революция, которая осуществила бы переворот не только в объекте управления, но и в его субъекте. Страны, неспособные гарантировать адекватное меняющимся условиям образование большинству граждан в связи с оскуднением духовного и интеллектуального потенциала, не будут врисовываться в глобальный экономический рост и культурное развитие разрыва в уровне, качестве жизни и образовании населения. И поэтому они рискуют выпасть из числа самостоятельных субъектов мирового сообщества.

За последнее время большое значение обретают знания по теории социологии и психологии управления. Объясняется это целым рядом причин. Так, существенно повысилась трудность решаемых задач в условиях динамично происходящих общих изменений, дефицита материальных и человеческих ресурсов. Новые формы хозяйствования порождают особые социальные и психологические отношения между людьми, что опосредованно влияет на такие личностные характеристики, как потребности, интерес, установки, ценности и ценностные ориентации. Поэтому новая концепция управления выдвигает в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию взамен старой парадигмы в системе управления, где приоритетными считались расширение (производства), конкуренция, количество, доминирование, самоутверждение.

В общественном сознании происходят качественные изменения в понимании мира (научной парадигме), человека и общества, всей цепи политических и социально-экономичеких отношений. Меняется сам человек, его мировоззрение, установки, взгляды, причем не всегда в лучшую сторону. Все это требует не просто «инноваций» в образовательном процессе, а углубления познания сущности образования, смены образовательной парадигмы, более пристального взгляда на воспитание и обучение, основанных на том лучшем, что было в традиционном образовании не только XIX-XX, но и предшествующих столетиях.

Налицо тенденция гуманизации образования, то есть молодые люди сегодня получают образование не только ради получения какого-то определенного знания, а ради того, чтобы это знание работало на человека, приносило ему пользу, все полнее удовлетворяло его различные потребности и интересы. Этот процесс захватил экономику, социальную сферу и политику. Если в условиях централизованной системы руководства и управления все планировалось сверху и не всегда соответствовало потребностям человека, то в условиях рынка (настоящая рыночная система считается более человечной) у него появляется все больше возможностей самореализоваться и т.д.

Аналогично, если политика не будет носить социальный характер, защищать человека, то и она будет отвергнута обществом. Ведь не случайно в Конституции РФ провозглашено, что у нас строится социальное государство. Государство, которое основной своей целью ставит создание всех необходимых условий для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей. Как видим, просматривается определенная тенденция взаимосвязи и взаимозависимости экономики, политики и образования. То есть, уровень развития общества, региона, конкретной социально-производственной системы зависит от системы и уровня образования, а образованность с учетом накопленного опыта и знаний активно влияет на правильное принятие экономических и политических решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.