Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование природоохранной деятельности




Структура финансирования

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровнях государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования — централизованного распределения материально-технических ресурсов.

 

Источники
Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации
Средства юридических лиц, их объединений
Средства федерального, региональных и местных экологических фондов
Средства фондов экологического страхования
Кредитные ресурсы (в том числе займы в иностранной валюте)
Добровольные взносы граждан и юридических лиц (в том числе иностранных), международных организаций
Иные источники финансирования

Рис. 7.3 Источники финансирования мероприятий по охране окружающей среды

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других Источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средств предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета Источников финансирования. Такая система была неэффективной — средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Если в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов) то в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Введение в 1989—1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств (рис. 7.3):

1) бюджеты всех уровней;

2) средства предприятий, учреждений и организаций;

3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

4) фонды экологического страхования;

5) кредиты банков;

6) средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Отметим некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.

В доходную часть бюджетов всех уровней (рис.7.4) зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (например, платежи за пользование недрами, земельный налог). Законодательством Российской федерации установлено, что кроме закрепленных и регулируемых доходов из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности — на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются законодательством.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мере, приятии по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990-х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды: воспроизводства минерально-сырьевой базы, воспроизводства, охраны и защиты лесов, восстановления и охраны водных объектов.

Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде,1 компенсации причиненного вреда и др.

Рис. 7.4. структура бюджетного финансирования природоохранных мероприятий

На характеристике экологических фондов остановимся более подробно.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.

На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения.

Опираясь на опыт развитых стран, следует обратить внимание на довольно значительную дифференциацию источников средств, привлекаемых на природоохранные нужды. Так, в США финансирование в регионах ведется через субсидии федерального правительства; из фондов, формирующихся частью из общих государственных доходов; из местных поступлений (платежи за услуги по уборке отходов, пользование водоочистным оборудованием, загрязнение среды обитания); из средств, полученных по специальным безналоговым займам.

Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий.

Ниже приводится распределение инвестиций в основной капитал, %, направленных на охрану окружающей среды и рационально использование природных ресурсов, по источникам финансировали (2000 г.).

  Водные ресурсы Земли Атмосферный воздух
Федеральный бюджет 3,8 8,0 1,0
Бюджеты субъектов РФ 17,7 41,0 20,
Собственные средства предприятий 74,3 48,0 94,0
Другие источники 4,2 3,0 3,0

В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. На средства федерального бюджета осуществляются только природоохранные мероприятия, включенные в состав государственных программ. Централизованно за счет государства финансируется и основная деятельность природоохранных министерств и ведомств.

В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений — средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем, объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-экономических, экологических условий. Структура источников финансирования капиталовложений в природоохранные мероприятия характеризуется в среднем по территории России следующими данными: средства бюджетов всех уровней — 43%, средства предприятий и организаций — 57%. Анализ динамики финансирования природоохранных Мероприятий по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые закономерности: доля централизованных капиталовложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению, а Доля средств предприятий и организаций — к увеличению.

Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотношения источников финансирования природоохранной деятельности в Сдельных регионах политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

В промышленно развитых странах расходы на борьбу с загрязнением окружающей среды составляют до 3% ВНП1. В конце 1990-х годов России капитальные и текущие затраты на охрану окружающей средь, и рациональное использование природных ресурсов составили около 2% стоимости ВВП. В развитых странах аналогичные затраты составляют 1,5—4% ВВП. Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут затраты на поддержание достигнутого высокого уровня качества окружающей среды, в то время как в России качество окружающей среды нельзя признать высоким.

В связи с тем что крупные инвестиции в защиту природной среды снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в явном виде не ведут к повышению материального уровня жизни населения, остается актуальным вопрос об оптимальной величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.