КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспорт. Транспортный комплекс включает сухопутные наземные виды транспорта: электрические виды транспорта — железная дорога
Транспортный комплекс включает сухопутные наземные виды транспорта: электрические виды транспорта — железная дорога, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус; автотранспорт — легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили; водный транспорт — речной и морской; воздушный транспорт; трубопроводный транспорт; электронный транспорт (высоковольтные линии электропередач). Транспортно-дорожный комплекс включает все виды транспорта, предприятия и организации транспортного комплекса, а также дорожное хозяйство. Технологическое несовершенство дорожной техники и транспортных средств, их несоответствие международным экологическим стандартам, высокая степень физического и морального износа обусловливают негативное воздействие транспортного комплекса на окружающую среду. Уже существуют ограничения на въезд российского автотранспорта в некоторые зарубежные города, на появление российских самолетов в воздушном пространстве ряда западноевропейских стран, на принятие российских судов в некоторых зарубежных морских портах и т.д. Транспортный комплекс по-прежнему остается одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды среди отраслей экономики России. Его воздействие многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, отчуждении значительных земельных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры, превышении уровней шума и вибрации. Ведущим видом транспорта в России является железнодорожный, на долю которого приходится почти 40% объема грузовых перевозок И грузооборота и свыше 40% перевозок пассажиров и пассажирооборота на транспорте общего пользования (табл. 8.4, 8.5). Таблица 8.4. Структура перевозок грузов и грузооборота различных видов транспорта общего пользования в 1990 и 2000 гг., %
Таблица 8.5. Структура перевозок пассажиров и пассажирооборота основными видами транспорта общего пользования в 1990 и 2000 гг., %
К особенностям его негативного воздействия на окружающую среду можно отнести: 1) загрязнение, обусловленное деятельностью обеспечивающих подвижной состав предприятий — щебеночных и шпалопропиточных заводов, котельных промывочно-пропарочных станций для цистерн, Моечных пунктов и др. При этом образуются стоки, содержащие нефтепродукты, кислоты, щелочи, СПАВ, тяжелые металлы, специфические ароматические вещества и т.д.; 2) замусоривание железнодорожного полотна; 3) шумовое загрязнение, вызываемое подвижным составом. Автомобильный транспорт занимает в настоящее время ведущее место в загрязнении окружающей среды. В крупных городах и городских агломерациях автотранспорт дает от 60 до 90% (в Москве — свыше 90%) валовых выбросов в атмосферный воздух. Среди более чем 280 загрязняющих веществ, в том числе канцерогенных, содержащихся в выхлопных газах автотранспорта, следует особо отметить оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, свинец, углеводороды и др. В зависимости от качества топлива в отходящих газах встречаются диоксид серы и соединения свинца (при использовании тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора). В России около 75% выпускаемых видов бензина являются этилированными и содержат от 0,17 до 0,37 г/л свинца. Выбросы автомобилей опасны не только потому, что содержат большое количество токсичных элементов, но и потому, что сразу поступают в активную зону биосферы: они находятся на уровне дыхания человека. Выбросы поступают непосредственно в приземный слой атмосферы, где скорость ветра незначительна и поэтому газы плохо рассеиваются. Большинство ингредиентов, содержащихся в выхлопе, являются тяжелыми газами, поэтому происходит их накопление в местах ветрового затишья. Дальность распространения выбросов автомобиля зависит от погоды, направления и скорости ветра, рельефа местности. Автомобильный транспорт является источником сильного шумового загрязнения. За последние годы реализация ранее действовавшей программы использования газомоторного топлива в России значительно затормозилась. В то время как потенциальные возможности созданной сети из почти 190 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций позволяют сэкономить более 1,5 млн. т бензина и дизельного топлива в год, в настоящее время такая экономия составляет менее 250 тыс. т/год. Планы производства и переоборудования автомобилей для работы на газовом топливе не выполняются из-за экономической незаинтересованности автозаводов в их изготовлении, а автотранспортных предприятий — в их эксплуатации. Воздушный транспорт оказывает во многом схожее с автомобильным негативное воздействие на окружающую среду. Самой серьезной проблемой является воздействие шума, особенно вблизи аэропортов. Нужно учитывать и негативные экологические последствия от неудовлетворительного технического состояния значительной части российских самолетов и части вертолетов (около 50% парка гражданской авиации используется более 15 лет, а самолеты типа Ан-24 — свыше 25 лет). Общий износ основных фондов на воздушном транспорте оценивается на уровне 70%. Исключительно велико негативное воздействие воздушного транспорта на качество воздушного бассейна (потребляется большой объем качественного воздуха, выбрасывается большой объем продуктов сгорания, которые годами сохраняются в атмосфере и др.). Водный (речной и морской) транспорт является крупным источником загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами в результате слива с судов (особенно танкерного флота) загрязненных балластных и моечных вод. Значительная доля загрязнения, особенно атмосферного воздуха, приходится на порты, обрабатывающие массовые грузы (уголь, зерно, сыпучие материалы и др.). Устаревшие суда усиливают негативное воздействие водного транспорта на окружающую среду. Так, средний возраст использования судов в России превышает 17 лет. Основную часть судов морского флота составляют сухогрузы-универсалы и лесовозы, более половины, из которых находятся в эксплуатации свыше 20 лет. В составе морского флота России морские суда, используемые более 15 лет, составляют свыше 50%. Трубопроводный транспорт требует изъятия огромных земельных площадей (в том числе под санитарно-защитные зоны и зоны охраны), приводит к активизации эрозионных процессов, особенно на многолетнемерзлых грунтах, увеличивает вероятность деградации мерзлоты (при удалении растительного покрова глубина протаивания увеличивается в 1,5—3 раза), загрязняет атмосферу выбросами, а поверхностные воды и почвы — сбросами углеводородов при ремонте сетей и в чрезвычайных ситуациях. Высокий уровень физической амортизации трубопроводов усиливает их негативное воздействие на окружающую среду. Так, средний возраст газопроводов в России — более 16 лет, 30% их эксплуатируется свыше 20 лет, а 40 тыс. км уже выработали полностью свой расчетный Ресурс (33 года). Более 8 % газопроводов служат уже свыше 40 лет, представляя большую экологическую опасность. В сумме 1/3 всех существующих магистральных трубопроводов требуют капитального ремонта или реконструкции. Из-за старения основных фондов, значительного Износа трубопроводной сети увеличивается вероятность аварийных выбросов трубопроводов и опасность от негативных экологических последствий этого. Загрязнение предприятиями отрасли атмосферного воздуха растет Из года в год уже в течение нескольких десятилетий. В среднем по России доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 40-45%. Основные загрязняющие вещества в валовых выбросах транспортного комплекса, %: оксид углерода 73, углеводороды 11, оксиды азота более 13, остальные вещества — около 3. С производственными сточными водами предприятия транспортного комплекса сбрасывают в поверхностные водные объекты нефтепродукты, взвешенные вещества, фосфаты, хлориды, соединения азота, нитраты, жиры и масла, железо, нитриты, СПАВ, свинец, никель хром, медь, цинк, кадмий и ряд других веществ (табл. 8.6). Среди образующихся токсичных отходов в отрасли можно выделить отработанные нефтепродукты и масла, смазочно-охлаждающие жидкости, кислоты и щелочи, лом черных и цветных металлов, отходы резины и лакокрасочного производства, отходы пластмасс и загрязненного текстиля и др. Под автомобильные дороги отводятся значительные площади земель: на 1 км автодорог в зависимости от их технической категории и ценности земельных угодий приходится от 2 до 7 га территории, а иногда и более. Общая площадь территории под дорогами составляет 18,2 тыс. км2, а площадь зоны повышенного вредного воздействия дорожной сети — свыше 31,2 тыс. км2. Доля автомобильного транспорта в валовых выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортным комплексом России составляет около 90,8%, железнодорожного — около 3,3%, водного — около 2% и воздушного — около 1% (2000 г.). Движение автомобильного транспорта по дорогам со щебеночным и гравийным покрытием, по грунтовым дорогам, входящим в сеть автодорог общего пользования, в сухое и теплое время года сопровождается поступлением в атмосферный воздух неучитываемого значительного количества минеральной пыли, содержащей продукты износа дорожных покрытий и частицы грунта. По приблизительным оценкам, в 2000 г. движущимся по дорогам автотранспортом было поднято в воздух 3,9 млн. т минеральной пыли. Еще примерно 3 млн. т пыли поступило в атмосферный воздух при работах в карьерах и перегрузке сырья на предприятиях дорожного хозяйства. В сбросах загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты доля железнодорожного транспорта (по сравнению с транспортным комплексом) составляет почти 80,3%, автомобильного — свыше 11,9%, водного — более 4,1% и воздушного — около 3,2% (2000 г.). В общем объеме образования в транспортном комплексе токсичных отходов доля автомобильного транспорта составляет более 71,7%, железнодорожного — около 21,4%, воздушного — около 5,4% и водного - около 1,5% (2000 г.). Таблица 8.6.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |