Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности подготовки кадров в области информационной безопасности в США




 

В США уделяют серьезное внимание проблеме подготовки специалистов для защиты национальных информационных структур. В 1998 году был создан Национальный центр защиты инфраструктуры (NIPC), который объединяет представителей органов власти, военных и частного сектора, для защиты национальных инфраструктур. Международная ассоциация специалистов по компьютерным исследованиям (IACIS), обеспечивает обучение в области компьютерных технологий. Для разработки подходов к проблеме безопасности в киберпространстве правительством США совместно с представителями промышленности создан Национальный союз кибербезопасности. Цель союза - разработка подходов к проблеме безопасности в киберпространстве, повышение уровня образования в сфере информационной безопасности, привлечение общественного внимания к проблеме кибертерроризма.

Наиболее известными компаниями, проводящими обучение в области информационной безопасности в США являются [19]: Check Point Software Technologies, Cisco Systems, IBM Tivoli Systems Global Security Laboratory, Internet Security Systems, Microsoft, Network Associates, Prosoft Training. Com, Sun Microsystems, Symantec. Среди учебных центров, специализирующихся на подготовке специалистов по защите информации можно отметить CERT, GIAC, CSI, Cisco Systems.

Помимо коммерческих компаний, подготовку специалистов в области информационной безопасности осуществляет ряд государственных структур: аспирантура NAVAL предлагает 12 различных курсов, Агентство по защите информационных систем (Defense Information Systems Agency, DISA) – 8 курсов, колледж управления информационными ресурсами (Information Resource Management College) – 1 курс.

Для совершенствования методов обучения в Министерстве обороны создано специальное подразделение – Управление программ по информационной безопасности (Information Assurance Program Office). Агентство национальной безопасности (NSA) сформировало ещё в 1999 году ряд центров послевузовского образования, а в 2000 году подключило к ним 14 ведущих университетов США. Одновременно Белый Дом приступил к обучению правительственных чиновников (до 10 тыс. человек) в рамках федеральной программы обеспечения безопасности информационных технологий с бюджетом 25 млн долларов в год.

После событий 11 сентября 2001 года во многих городах США начали регулярно проводиться семинары, конференции, симпозиумы по проблемам киберпреступности и кибертерроризма. Практически на каждой из встреч звучали призывы улучшить подготовку и обучение пользователей компьютеров по информационной безопасности. Так, в 2002 году проводился семинар "Компьютерные преступления и безопасность" городов Тампа и Сарасота (штат Флорида), в работе которого, наряду со специалистами по компьютерным технологиями, приняли участие и сотрудники правоохранительных органов.

Обучение в США концентрируется, в основном, на подготовке и переподготовке специалистов по техническим аспектам защиты информации. Намечается отставание в подготовке юристов по расследованию компьютерных преступлений.

Как видно, сеть подготовки специалистов достаточно развитая. Но даже при таких масштабах, по мнению экспертов, в США ощущается нехватка специалистов в области безопасности информационных систем.

Серьёзное внимание в США уделяется процессу подготовки персонала, принимаемого на государственную службу. Одним из основных достижений признаётся то, что были сформированы и реализуются программы всестороннего обучения, тренировки и осведомления (Education, Training and Awareness, ETA) военнослужащих, гражданского персонала и служащих по контракту Министерства обороны. Для всех пользователей информационных систем установлен необходимый минимум базовых знаний в области информационной безопасности (знание криптографии, законов по ИБ, правил работы с информацией ограниченного доступа). Без овладения этим уровнем знаний они не могут быть допущены к работе, при этом весь персонал должен проходить ежегодную переподготовку. Дополнительно к этому для всех администраторов как засекреченных, так и несекретных систем требуется иметь сертификаты на допуск к работе.

Чтобы повысить качество академического образования в области информационной безопасности, Агентство национальной безопасности сформировало центры послевузовского образования по информационной безопасности, а в 2000 году значительно расширило программу, включив в неё 14 ведущих университетов США. Университеты отбирались на основании глубины и зрелости их учебных программ в области информационной безопасности в соответствии со стандартами, предложенными Комитетом по безопасности телекоммуникационных и информационных систем национальной безопасности (National Security Telecommunications and Information Systems Security Committee, NSTISSC)

Одним из направлений совершенствования системы подготовки специалистов по защите информации в США считается создание международных консорциумов. Интернациональный характер проблемы государственного обеспечения защиты информации требует консолидации и координации усилий всех стран в плане подготовки специалистов по защите информации. США выступили инициаторами создания сети международных консорциумов по подготовке кадров в области защиты информации.

Мировым лидером по сертификации специалистов по информационной безопасности является международный консорциум по сертификации в области безопасности информационных систем (International Information Systems Security Certification Consortium, Inc. – (ISC)2), который базируется в Вене и Виржинии, а также имеет офисы в Лондоне и Гонконге [18]. (ISC)2 выступает головной организацией в обеспечении профессионалов в области информационной безопасности и специалистов-практиков всего мира, являясь стандартом профессиональной сертификации, основанном на "Общепринятом объеме знаний" (ISC)2 для специалистов по информационной безопасности. Существуя более 15 лет, (ISC)2 уже сертифицировал тысячи профессионалов в области безопасности более чем 100 стран. К претендентам на получение сертификата Certified Information Systems Security Professional (CISSP) предъявляются достаточно высокие требования. Необходимо иметь опыт не менее 4 лет работы в качестве специалиста по информационной защите (или не менее 3 лет и степень бакалавра), сдать строгий экзамен, подписать Кодекс Этики (ISC)2 (приложение 3) и постоянно поддерживать свою квалификацию. Для подтверждения сертификации CISSP не требуется повторной сдачи экзамена, достаточно каждые три года проходить обучение на авторизованных курсах по информационной безопасности и принимать участие в конференциях по этой теме.

Сдача официального экзамена требует от кандидатов детального и всестороннего знания теории и практики информационной безопасности. Вопросы экзамена охватывают широкий диапазон проблем безопасности, основанных на "Общепринятом объеме знаний" (Common Body of Knowledge, «CBK»). СВК состоит из следующих областей: методы управления информационной безопасностью; архитектура и модели безопасности; методология и системы управления доступом; безопасность разработки приложений и систем; физическая безопасность; криптография; безопасность телекоммуникаций, сетей и Интернета; планирование непрерывности бизнеса и планирование восстановления систем после сбоев; законодательство; расследование правонарушений в сфере информационных технологий и этика специалиста по информационной безопасности.

В ходе 6-часового экзамена участники должны письменно ответить на 250 индивидуальных вопросов, имеющих четыре варианта ответа. Важно отметить, что информация в СВК и соответственно вопросы экзамена постоянно изменяются, не отставая от изменений в информационных технологиях.

С целью налаживания партнерских связей с учебными заведениями Европы, Ближнего Востока и Африки сотрудники Стэндфордского университета в 1984 году создали совместно с фирмой Cisco Systems образовательный проект «Сетевая академия Cisco», осуществляемый совместно образовательными учреждениями и компанией Cisco, мировым лидером в области сетевых Интернет-решений. В начале своей деятельности академия планировалась для подготовки квалифицированных кадров по обслуживанию сетей, однако в дальнейшем, по мере увеличения удельного веса дисциплин, связанных с информационной безопасностью, она приобрела известность как мощный центр подготовки специалистов по защите информации.

В настоящее время сетевая академия Cisco является мировым лидером в сетевых технологиях для Интернет. Она обеспечивает фундаментальную подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительства и технического сопровождения локальных и глобальных сетей с использованием общепризнанных стандартов и решений в области информационной безопасности. Академии Cisco открыты в 152 странах (всего в мире более 10 000 академий), в которых обучается более 470 000 студентов [18].

Программа Сетевой академии Cisco рассчитана на 280 часов. Учебные планы разработаны в соответствии с образовательными стандартами США при участии лучших специалистов в области образования и сетевых технологий. После прохождения учебного курса проводится экзамен на звание сертифицированного Cisco сетевого специалиста (ССNA) или сертифицированного Cisco сетевого профессионала (CCNP).

В учебном процессе используются прогрессивные методики обучения и контроля уровня знаний. В частности, широко используются технологии дистанционного обучения. Функционирует «Глобальная лаборатория по электронному обучению», которая в режиме on-line ежедневно осуществляет около 35000 тестов. Обучение проводится на 9 языках. Учебный материал обновляется каждые 90 дней.

Одним из подходов к совершенствованию подготовки специалистов в США является использование передовых технологий обучения, а именно – широкое использование дистанционного обучения (е-learning).

Ознакомиться с программами дистанционного образования в Соединенных Штатах Америки можно на англоязычном ресурсе - http://www.geteducated.com/vug/index.asp.

Следует отметить, что более детальное изучение учебных программ показывает, что в них находят серьезное рассмотрение вопросы информационной безопасности, а также вопросы, связанные с изучением легальных методов получения информации о конкурентах (конкурентная разведка).

Контрольные вопросы:

1. Назовите уровни концепции ИВ США. В чём их основные отличия?

2. Назовите основные цели и формы реализации концепции ИВ на государственном уровне.

3. Что представляет собой военный уровень концепции ИВ США?

4. Назовите основные принципы ИВ, реализуемые на военном уровне концепции ИВ США.

5. Назовите основные формы ИВ. Кратко их охарактеризуйте.

6. В чём состоит сущность кибернетической войны?

7. Назовите основные документы, касающиеся аспектов ведения ИВ США. Каково их содержание?

8. Какова основная цель Закона «Об информационной безопасности» в США?

9. Назовите нормативно-правовые акты, регулирующие правовое обеспечение ИБ в США.

10. Схематично представьте структуру государственных органов обеспечения национальной ИБ США.

11. Назовите структурные подразделения ЦРУ. Какие задачи решают данные подразделения?

12. Какова роль ФБР в решении задач обеспечения информационной безопасности США?

13. Для чего в структуре МО США созданы силы быстрого реагирования в СМИ? Каковы их задачи?

14. Каковы особенности подготовки кадров в области ИБ в США?

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.