Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления, посягающие на общественные отношения, регулирующие процессуальный порядок получения 2 страница




Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 289 УК, может быть совершено путем следующих альтернативных действий:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, предполагает заключение учредительного договора, утверждение устава, регистрацию юридического лица в установленном законом порядке и т.п.;

2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, что означает вхождение должностного лица (в т. ч. через доверенное лицо) в управленческие органы организации и оказание воздействие на управленческую деятельность этой организации.

Предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 289 УК необходимо, чтобы вышеуказанные действия были соединены с предоставлением организации осуществляющей предпринимательскую деятельность льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Льготы и преимущества могут заключаться в первоочередном получении сырья или товара, льготном налогообложении, беспрепятственной выдаче лицензии, предоставлении внеочередных беспроцентных или льготных государственных кредитов и т.п. К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от других форм государственного или ведомственного контроля, содействие сбыту производимой продукции, установлению на нее завышенных цен.

Рассматриваемый состав преступления сконструирован по типу формальных, преступление признается оконченным с момента осуществления действий, указанных в диспозиции ст. 289 УК.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, им учрежденная или в управлении которой он участвует, незаконно получит льготы или иные преимущества и желает этого.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо и использует свои полномочия вопреки запретам. В качестве посредника может выступать любое лицо.

Взяточничество (ст.ст. 290, 291 УК).Под термином «взяточничество» в теории уголовного права понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки за законные или незаконные действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также дачу взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение таких действий (бездействия)[379].



Получение взятки (ст. 290 УК). Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное, правильное функционирование государственного аппарата.

Предметом взятки, согласно ст. 290 УК, являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера.

Деньги - это бумажные и металлические денежные знаки, в российской и иностранной валюте, находящиеся в обращении на момент совершения преступления.

Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг перечисляются в ст. 143 ГК РФ: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Иное имущество - различного рода движимое и недвижимое имущество: квартиры, дачи, мебель, автомашины, антикварные изделия, бытовая техника, драгоценные металлы и камни и т.д.

Относительно выгод имущественного характера в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" говорится, что таковыми могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами[380].

В случаях, когда предметом взятки являются предметы, изъятые из гражданского оборота, то получение взятки квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов.

Некоторые ученые делят предмет взятки на два вида: открытый и завуалированный. В качестве открытого предмета взятки они определяют деньги, ценные бумаги, овеществленные предметы материального мира и т.п., а в качестве завуалированного – оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги и т.п.[381] Другие ученые считают, что это не виды предмета взятки, а основные способы получения взятки: легальный и нелегальный[382].

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки.

Под получением взятки лично следует понимать получение ее должностным лицом непосредственно или близкими виновному лицами с его согласия. Так, согласно п. 9 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не от взяткодателя лично, а использует передаточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Делается это, как правило, для того, чтобы затруднить выявление факта взяточничества. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК.

Получение взятки должностным лицом должно быть обусловлено следующими вариантами его деяний в пользу взяткодателя или представляемых им лиц:

1) действия (бездействие), входящие в служебные полномочия этого лица. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что в данном случае имеются в виду такие действия должностного лица, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями;

2) действия (бездействие), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя;

3) общее покровительство, которое заключается, например, в действиях, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности;

4) попустительство по службе, которое состоит, например, в непринятии должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Во всех случаях правоприменителям следует указывать в процессуальных документах, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, должны привлекаться к ответственности за покушение на дачу взятки. Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли должностного лица, которому она предназначалась, такое должностное лицо будет отвечать за покушение на получение взятки. Немаловажен тот факт, что состав получения взятки сконструирован по типу формальных, поэтому совершение или несовершение должностным лицом обусловленных взяткой действий (бездействия) находится за пределами рассматриваемого состава преступления и преступление будет окончено вне зависимости от того, совершил или не совершил взяткополучатель обусловленные вознаграждением действия.

С субъективной стороны получение взятки предполагает наличие только прямого умысла. Должностное лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение либо за совершение в пользу взяткодателя действий (бездействия), входящих в его служебные полномочия, либо за способствование таким действиям в силу своего должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает эти деньги получить.

Статьей 290 УК не предусмотрены ни корыстная цель, ни корыстный мотив, ни желание чиновника извлечь имущественную, финансовую и материальную выгоду. Поэтому мы согласны с точкой зрения А. Карпова и П. Яни о том, что опасность коррупции в России сейчас такова, что назрела необходимость существенного расширения действий нормы об ответственности за получение взятки за счет взяткополучателей, не стремящихся обогатить себя или близких ему лиц[383]. Данное предложение опирается на Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно п. 1 ст. 1 которого коррупционным преступлением следует считать получение взятки, в том числе и в интересах юридического лица[384].

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Признаки должностного лица были рассмотрены выше.

Частью 2 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Под незаконными действиями, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6, подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, к незаконным действиям должностного лица, совершаемым в целях получения взятки или за уже полученную взятку, относятся преступные и непреступные (правомерные) действия (бездействие) должностных лиц в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, выходящие за пределы служебных полномочий должностного лица и находящиеся вне его должностной компетенции[385].

Особо квалифицирующим признаком получения взятки является совершение деяния, предусмотренного частями первой или второй ст. 290 УК, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК).

В ч. 4 ст. 290 УК содержится перечень особо квалифицирующих признаков получения взятки: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) путем вымогательства; г) в крупном размере.

Согласно разъяснению, содержащемся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6, взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. В соответствии с законом (ст. 35 УК) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст.ст. 290 и 291 УК.

Вымогательство взятки означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В соответствии с примечанием к ст. 290 УК крупный размер взятки означает, что сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышают 150 тыс. рублей. В тех случаях, когда взятка в крупных размерах получена частями, но все действия являются эпизодами одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Получение взятки является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями. Однако это не является препятствием для квалификации содеянного по совокупности ст.ст. 285 и 290 УК в тех случаях, когда получившее взятку должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, существенно нарушает права и законные интересы граждан и организаций либо государственные и общественные интересы, охраняемые законом.

Дача взятки (ст. 291 УК). Дача взятки посягает на тот же непосредственный объект, что и получение взятки, предмет взятки тот же.

С объективной стороны дача взятки заключается во вручении должностному лицу лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо когда оно в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе, а также за незаконные действия по службе.

Дача взятки будет окончена с момента принятием взяткополучателем хотя бы части взятки. Если взятка не была принята должностным лицом, то содеянное образует покушение на дачу взятки. Одно лишь предложение дать взятку не может образовывать покушение на ее дачу.

В последние годы правоприменительные органы все чаще сталкиваются со взятками в интересах организации (государственной, общественной, частной). В этих случаях в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется виной в виде прямого умысла. Взяткодатель сознает, что передает незаконное вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействие) в пользу дающего с использованием служебных полномочий либо за способствование в силу должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает передать должностному лицу взятку. Мотивы и цель дачи взятки на квалификацию преступления не влияют.

Субъектом дачи взятки является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В ч. 2 ст. 291 УК предусмотрены квалифицирующие дачу взятки признаки: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Дачу взятки следует отличать от провокации взятки, предусмотренной ст. 304 УК. Основное отличие друг от друга этих составов преступлений заключается в признаках субъективной стороны состава преступления. Субъективная сторона провокации, как и дачи взятки, характеризуется только прямым умыслом. Однако, провокация взятки, в отличие от ее дачи, характеризуется наличием цели искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В примечании к ст. 291 УК указывается, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если: 1) со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Освобождение взяткодателя от ответственности по вышеуказанном обстоятельствам является не правом, а обязанностью органа, имеющего право возбудить уголовное дело о даче взятки.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК).Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обеспечения порядка выдачи паспорта гражданина России.

Предметами указанного состава преступления являются паспорт гражданина РФ и заграничный паспорт. Паспортом является официальный документ, содержащий сведения о лице.

Нормативными актами, регулирующими порядок обращения и образец паспорта гражданина России являются: Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"[386], постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"[387]. В соответствии с вышеуказанными актами паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории России. По достижении 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами РФ введен в действие паспорт гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию - заграничный паспорт. «Правовой статус» заграничного паспорта регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"[388], Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"[389], Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации"[390]. Образец паспорта утвержден постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"[391], образец паспорта нового поколения устанавливается постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. № 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации"[392].

Не могут быть предметом рассматриваемого преступления все остальные документы, удостоверяющие личность гражданина России.

Объективная сторона указанного преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Понятие и правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[393]. Согласно вышеуказанному закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Основания приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентированы Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"[394]. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, могут приобрести гражданство РФ одним из следующих способов:

прием в гражданство РФ в общем порядке (ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ»);

прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ»);

восстановления в гражданстве (ст. 15 ФЗ «О гражданстве РФ»);

на основании международных договоров Российской Федерации.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, указанном выше.

Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом. Незаконная его выдача гражданину РФ не образует состава рассматриваемого преступления. При наличии определенных обстоятельств данные действия следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, и желает совершить данное действие

Субъект преступления специальный - должностное лицо или государственный служащий Федеральной миграционной службы России. Паспорт гражданина РФ и паспорт гражданина РФ для выезда из России и въезда в Россию (заграничный паспорт) выдаются территориальными органами ФМС России в порядке, определяемом данной службой.

Следующее действие, предусмотренное ч. 1 ст. 2921 УК, - внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

Непосредственным объектом выступают интересы государственной и муниципальной службы в обеспечении порядка составления и оборота официальных документов в сфере приобретения гражданства Российской Федерации. Дополнительным объектом преступления выступает установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства России, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства России регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1352[395].

Видами документов в зависимости от основания приобретения гражданства на основании вышеуказанного положения могут быть:

- вид на жительство;

- один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию;

- документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя;

- документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды;

- иные документы в зависимости от основания приобретения гражданства.

Объективная сторона преступления включает в себя:

- деяние в форме действия: внесение в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ, заведомо ложных сведений.

- последствие, выражающееся в незаконном приобретении гражданства.

- причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившим последствием, а именно незаконное приобретение гражданства РФ явилось следствием внесения в соответствующий документ ложных сведений.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении гражданства. В соответствии со ст. 37 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство РФ приобретается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве России, соответствующего решения.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что вносит в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства, ложные сведения, предвидит незаконное приобретение иностранным гражданином или лицом без гражданства в результате своих действий гражданства Российской Федерации и желает этого.

Субъект преступления специальный - наряду с должностным лицом, таковым признается и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, в полномочия которого входит проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.

В ч. 2 ст. 2921 УК предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК, сконструирован по типу материального, поэтому его объективная сторона характеризуется тремя признаками: совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления - должностное лицо, государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, в полномочия которых входит выдача, прием и проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.

 


Глава 17. Преступления против правосудия

 

§ 1. Общая характеристика преступлений против правосудия

 

В УК РФ преступления против правосудия выделены в самостоятельную главу 31. Основанием для этого является видовой объект посягательства – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов правосудия. В теории уголовного права понятие «правосудие» употребляется в узком и широком значениях[396]. Правосудие в узком смысле слова – это деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и административных дел. Здесь имеется в виду деятельность Верховного Суда РФ и иных федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных арбитражных судов. Некоторые юристы понятием «правосудие» охватывают деятельность Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ[397]. По нашему мнению, общественные отношения, обеспечивающие деятельность названных судов, не являются объектом преступлений, предусмотренных главой 31 УК, поскольку Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ не рассматривают и не разрешают гражданские, уголовные и административные дела по существу, а являются органами конституционного (уставного) контроля.





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.161.116.225
Генерация страницы за: 0.011 сек.