Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере обращения с предметами управленческой деятельности 1 страница




Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК). Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения по поводу законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие защиту сотрудников органов управления от общественно опасных посягательств

Родовым объектом преступлений, содержащихся в главе 32 Особенной части УК, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти.

Общая характеристика преступлений против порядка управления

Видовым объектом указанных преступлений являются общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления (порядок управления). Государственное и муниципальное (местное) управление в широком смысле – это сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов и органов самоуправления.

Непосредственными объектами преступлений против порядка управления могут быть общественные отношения в отдельных областях государственного или муниципального управления. В зависимости от непосредственного объекта посягательства все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы:

1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие защиту сотрудников органов управления от общественно опасных посягательств (ст.ст. 317-321 УК);

2) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере обращения с предметами управленческой деятельности (ст.ст. 324-3271, 329 УК);

3) преступления, посягающие на общественные отношения в иных областях государственного и муниципального управления (ст.ст. 322, 3221, 323, 328, 330 УК).

Отдельные преступления против порядка управления причиняют вред дополнительным объектам, которыми могут быть жизнь, здоровье, честь и достоинство личности.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается в действиях, за исключением уклонения от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК), которое может быть совершено путем бездействия. Составы преступлений, в своем большинстве, формальные. Однако имеются и материальные составы преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323, ст.ст. 325 и 330 УК.

С субъективной стороны преступления против порядка управления характеризуются прямым умыслом. При совершении преступлений, имеющих материальный состав, возможен косвенный умысел.

Субъектом преступлений является лицо, достигшее 16-летнего возраста. За преступление, указанное в ст. 328 УК, ответственность наступает с 18 лет.

 

Потерпевшими от преступления могут быть сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. К сотрудникам правоохранительных органов относятся:

а) сотрудники полиции (подразделений патрульно-постовой службы, инспекций по безопасности дорожного движения, дежурных частей, участковые уполномоченные, работники вневедомственной охраны, оперативно-розыскных подразделений). Работники других подразделений и служб МВД РФ (паспортно-визовых, кадровых, штатных и т.п.) могут быть потерпевшими только в том случае, если они привлечены руководством к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

б) сотрудники ФСБ РФ, деятельность которых связана с предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на безопасность государства, т.е. с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности;

в) сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

г) сотрудники таможенных органов;

д) сотрудники федеральной службы охраны РФ.

Военнослужащий - гражданин, проходящий службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», а также гражданин, проходящий военные сборы. Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных формированиях, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими. Деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД РФ. Они несут патрульно-постовую службу, совместно с работниками органов внутренних дел обеспечивают общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка во время стихийных бедствий, пожаров, после катастроф и т.д. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, участвующие в охране общественного порядка во время стихийных бедствий, проведения массовых мероприятий или пресечения беспорядков, также могут быть потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 317 УК.

Судьи, прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, судебные приставы не могут быть потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 317 УК, поскольку они не выполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Посягательство на их жизнь квалифицируется по ст. 295 УК как преступление против правосудия.

Близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего - это близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные дедушка, бабушка, внуки, родные братья, сестры), супруг, супруга, иные лица, состоящие в близких отношениях с работником правоохранительного органа или военнослужащим (см. п. 3 и 4 ст. 5 УПК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь указанных лиц. Под посягательством на жизнь понимается убийство или покушение на убийство. Следовательно, преступление окончено с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Поэтому применение ст. 30 УК в этом случае не требуется.

Приговором Верховного суда Республики Коми С. признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ст. 317 УК (в отношении Н.) и ст. 317 УК (в отношении А.), при следующих обстоятельствах. Старшина милиции А. и старший сержант милиции Н. в составе патруля несли службу по охране общественного порядка и общественной безопасности в г. Воркута. Увидев С. и М., которые находились в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, милиционеры попросили их предъявить документы. В ответ на законные действия сотрудников милиции С. достал пистолет «ТТ» и произвел из него в упор выстрелы в живот Н., а затем и А. После того как Н. упал, С. пытался выстрелить ему в голову, однако не смог из-за неисправности пистолета и тогда нанес Н. два удара рукояткой пистолета по голове, после чего скрылся. В результате названных действий Н. и А. причинен тяжкий вред здоровью, смерть потерпевших не наступила по независящим от С. обстоятельствам.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения. Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по надзорной жалобе, изменил судебные решения, указав следующее. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что действия С., посягнувшего на жизнь Н. и А., были совершены с одной целью – воспрепятствования законной деятельности сотрудников милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в одном месте и без разрыва во времени. При таких обстоятельствах указанные действия С. образуют единое преступление и подлежат квалификации по одной статье – ст. 317 УК[417].

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом[418]. Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, т.к. обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность. Указание в статье закона на цель и мотив совершения преступления свидетельствует о том, что виновный действует только с прямым умыслом.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в целях противодействия их незаконной деятельности может быть квалифицировано по другим статьям УК или признано правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны.

При установлении признаков субъективной стороны преступления необходимо выяснить, осознавал ли виновный, что посягает на жизнь именно работника правоохранительного органа или военнослужащего, а также их близких.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК). Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти. Дополнительный объект посягательства - здоровье представителя власти или его близких.

Потерпевшими от преступления являются представители власти, а также их близкие. Согласно примечанию к ст. 318 УК представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

К должностным лицам правоохранительных органов относят сотрудников: судов общей юрисдикции, арбитражных, конституционных, уставных; органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета безопасности РФ, органов ФСБ, органов Федеральной службы охраны, органов службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними).

Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица местного самоуправления).

К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).

Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия, либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.

Объективная сторона преступления выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч. 1 ст. 318 УК).

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью[419].

Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, не опасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.

Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемой преступление лишь при условии, что они были применены к ним в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т. е. не только во время их исполнения, но и после этого, например, по мотиву мести за его служебную деятельность.

Московский городской суд осудил Д. по ч. 2 ст. 318 УК, признав его виновным в том, что он при совершении хулиганских действий оказал сопротивление представителю власти – работнику милиции В., ударив его молотком по голове, т.е. применил насилие, опасное для здоровья потерпевшего. Государственный обвинитель в кассационном протесте поставил вопрос об исключении из приговора осуждения Д. по ч. 2 ст. 318 УК, поскольку потерпевший В. не находился при исполнении своих должностных обязанностей. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ кассационный протест прокурора оставила без удовлетворения, указав следующее. Д. знал, что В. – работник милиции, представитель власти, но, несмотря на это, применил к нему насилие, опасное для его здоровья. Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ «О милиции» милиция обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. При этом не имеет значения, находился ли работник милиции на дежурстве или же по своей инициативе принял меры к пресечению преступления. В соответствии с этим Законом работник милиции В. принял меры к пресечению хулиганства, совершенного Д.[420]

Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует. Ростовским областным судом З. оправдан в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК, за отсутствием в его деянии состава преступления. Государственный обвинитель в кассационном протесте поставил вопрос об отмене приговора и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку оправдательный приговор противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ кассационный протест оставила без удовлетворения, а приговор без изменения, указав следующее. В суде было установлено, что З., его жена, брат и мать в легкой степени алкогольного опьянения ожидали электропоезд на железнодорожной станции «Ростов». В это время к ним подошли работники милиции и потребовали у З. и его жены документы. Поскольку документов не оказалось, работники милиции Кочетков и Кроповой предложили супругам пройти с ними в дежурную часть линейного отделения милиции. З., его мать, жена и брат стали просить работников милиции отпустить их на электропоезд, но милиционеры повели З. в милицию. Тогда брат З. потребовал отпустить задержанного. Кочетков снял с пояса дубинку и замахнулся на него. В это время З. бросился на спину Кочеткова, повалил его на землю и удерживал до тех пор, пока ему не надели на руки наручники. Судебная коллегия отметила, что работники милиции в нарушение положений ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», в которой дан исчерпывающий перечень оснований для проверки документов, потребовали от З. и его родственников предъявить удостоверения личности, а затем пройти с ними в отделение милиции. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает тогда, когда насилие является противодействием законной деятельности представителя власти, в том числе и работника милиции по охране общественного порядка[421].

Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти и в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318 УК, - применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 УК[422].

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК). Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие защиту авторитета органов власти. Дополнительный объект - честь и достоинство личности.

Потерпевшим от преступления является представитель власти.

Объективная сторона этого преступления выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК).

Обязательный признак состава - публичность оскорбления, т.е. совершение оскорбительных действий в присутствии других людей или в их отсутствии, когда результаты этих действий воспринимаются посторонними лицами (например, оскорбление в печати, оскорбительные надписи или рисунки на заборах или стенах домов). По приговору мирового судьи Г. осужден по ст. 319 УК к исправительным работам за публичное оскорбление представителя власти, исполнявшего свои должностные обязанности. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, Г. в дежурной части медицинского вытрезвителя УВД г. Альметьевска в присутствии Тарасовой и Макаровой оскорбил грубой нецензурной бранью дежурного инспектора медицинского вытрезвителя младшего лейтенанта милиции Х., находившегося в форменной одежде при исполнении служебных обязанностей и оформлявшего учетную документацию для помещения Г. в палату для вытрезвления. Альметьевский городской суд, Судебная коллегия по уголовным делам и Президиум Верховного Суда Республики Татарстан приговор мирового судьи в части квалификации действий Г. по ст. 319 УК оставили без изменения. В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, Г. указал, что он осужден незаконно по ст. 319 УК и просил о пересмотре судебных решений.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ все принятые судебные решения отменила, а дело прекратила за отсутствием в деянии Г. состава преступления, указав следующее. Согласно ст. 319 УК ответственность наступает за публичное оскорбление представителя власти, которое высказывается в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Оскорбление в виде грубой нецензурной брани в адрес сотрудника милиции Х. высказаны осужденным в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии Макаровой – санитарки вытрезвителя и Тарасовой – фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц. При таких обстоятельствах в действиях Г. отсутствует признак публичности, что исключает его ответственность по ст. 319 УК. В действиях Г. содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК, но в связи с отсутствием в материалах уголовного дела заявления потерпевшего о привлечении осужденного к уголовной ответственности в порядке частного обвинения за это преступление действия его действия не могут быть переквалифицированы по этой статье УК[423].

Оскорбление может быть нанесено при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей или хотя бы не при исполнении этих обязанностей, но в связи с их исполнением в прошлом (например, лицу, находящемуся в отпуске, на пенсии).

Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что оскорбляет именно представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320). Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Факультативными объектами могут быть жизнь, здоровье, собственность указанных должностных лиц или их близких.

Потерпевшими от преступления являются должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также его близкие. Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» государственной защите подлежат: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ; близкие вышеперечисленных лиц[424]. Близкие должностного лица правоохранительного или контролирующего органа - это близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные дедушка, бабушка, внуки, родные братья, сестры), супруг, супруга, иные лица, состоящие в близких отношениях с должностным лицом правоохранительного или контролирующего органа (см. пункты 3 и 4 ст. 5 УПК РФ). Не являются потерпевшими от этого преступления судьи, присяжные заседатели, иные лица, участвовавшие в отправлении правосудия (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель), судебный пристав, судебный исполнитель, если они выступали в роли участников уголовного процесса. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении названных лиц, причиняет вред интересам правосудия и квалифицируется по ст. 311 УК.

Объективная сторона преступления выражается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких.

Признаки этого преступления сходны с признаками состава разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК). Его особенность состоит в том, что потерпевшими от него могут быть должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, а также их близкие.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Содеянное считается преступлением, если оно совершено в целях воспрепятствования служебной должности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 320 УК, включает совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия. Такой состав является материальным и, следовательно, преступление окончено с момента наступления какого-либо тяжкого последствия. Психическое отношение виновного к этим последствиям характеризуется умыслом или неосторожностью.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК). Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения по поводу деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. К числу таких учреждений относятся:

1) колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения;

2) следственные изоляторы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, гауптвахты.

Дополнительный объект преступления - жизнь и здоровье личности.

Потерпевшие от этого преступления:

1) сотрудники места лишения свободы;

2) сотрудники места содержания под стражей;

3) осужденные, в отношении которых вынесен обвинительный приговор.
Объективная сторона преступления выражается в угрозе применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного (ч. 1 ст. 321 УК). Угроза в отношении сотрудника может быть применена как на территории учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, так и за ее пределами.

Преступление окончено с момента применения угрозы.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Если угроза или физическое насилие применены к осужденному, то для квалификации содеянного по ст. 321 УК требуется установить специальную цель виновного воспрепятствовать исправлению осужденного или отомстить за исполнение им общественной обязанности.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

Если дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию осужденных, связана с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, то содеянное квалифицируется по ч. 1 или ч. 2 ст. 321 УК. Применение при этом насилия, опасного для жизни или здоровья, а также совершение рассматриваемого преступления организованной группой квалифицируется по ч. 3 ст. 321 УК.

 

Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК). Непосредственный объект преступления - общественные отношения, установленные для обращения с официальными документами и государственными наградами.

Предметом преступления являются официальные документы и государственные награды.

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация, которая имеет юридическое значение и реквизиты, позволяющие ее идентифицировать, и предназначена для хранения, использования и передачи во времени и в пространстве. Официальный документ - это зафиксированная на материальном носителе информация, исходящая от государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченных этими органами организаций, обладающая установленными реквизитами, имеющая юридическое значение и публично-правовой характер. Предметом преступления являются не любые официальные документы, а только те из них, которые удостоверяют факты, имеющие юридическое значение, предоставляют права или освобождают от обязанностей. Необходимо признать официальными документы, принадлежащие конкретным физическим лицам и удостоверяющие факты, касающиеся только этих лиц, но они должны быть выданы органами власти или уполномоченными этими органами организациями. Предметом преступления не являются документы частного (личного) характера (доверенность, расписка, договор), засвидетельствованные в нотариальном порядке, поскольку они исходят от частных лиц. Нельзя признать официальными коммерческие документы (товарно-транспортные накладные, платежные поручения, договоры, чеки магазинов и пр.), а также железнодорожные и авиабилеты, предоставляющие право на проезд, поскольку использование таких документов причиняет вред экономическим отношениям, а не порядку государственного или муниципального управления. Поэтому такие действия могут быть квалифицированы по ст.ст. 159 или 165 УК.

Государственные награды - это форма поощрения за заслуги в науке, культуре, экономике, службе и т.д. Предметом преступления являются государственные награды РФ, РСФСР, СССР - ордена, медали, почетные звания, почетные грамоты, которыми награждаются физические и юридические лица от имени государства.

Предметом преступления являются только подлинные официальные документы и государственные награды. Изготовление или сбыт поддельных документов и наград квалифицируется по ст. 327 УК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.