Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неценовые факторы спроса




Ценовой фактор ¾ важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:

· доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;

· цены на другие товары (Pa... Рn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;

· вкусы покупателей (T), на которые влияет множество факторов ¾ от изменчивой моды до национальных традиций;

· общее число покупателей или размер рынка (N);

· ожидания покупателей, включая инфляционные (W);

· прочие факторы (B).

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).

Отразить такое множество переменных на обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть учтено иным образом. Если изменение цены в графической интерпретации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса на рис. 4.2 сместится из положения D в положение D2 и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q2 вместо Q).

Соответственно противоположное событие ¾ рост дохода ¾ приведет к увеличению спроса (рис. 4.2) это сдвиг кривой от D к D1).

Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса

Действие неценовых факторов спроса (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т. е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками A, B и С. При первом взгляде на нее может складывается впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от РА до РС) физический объем спроса растет (от QА до QС). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D2 в положение D, а затем и D1, что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D2, даже подъем цен от РА до РB неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.

Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т. е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.

Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.