Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект масштаба на уровне фирмы




Даже если отдельный завод исчерпал ресурс положительного эффекта масштаба, значительный потенциал экономии существует в интеграции деятельности нескольких заводов. Речь идет об эффекте масштаба на уровне фирмы, состоящей из нескольких заводов. Выделяют вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальная интеграция ¾ это объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий технологического цикла создания продукта. Она бывает двух типов: направленная «назад», когда фирма включает в себя предыдущие стадии производственного процесса; и направленная «вперед», когда фирма охватывает последующие стадии. Процесс создания вертикально интегрированных фирм в рыночных экономиках принимал разные формы. Чаще всего производственная компания внедрялась в сферу распределения и сбыта, создавая собственные закупочные и сбытовые отделения и вытесняя традиционные оптовые и розничные фирмы. Массовое производство невозможно без координации движения потоков сырья и полуфабрикатов. В вертикально интегрированных компаниях, способных наладить такую координацию, создаются условия для значительного понижения издержек.

Собственная централизованная сбытовая сеть позволяет четко увязать график производства с изменениями в спросе, что также экономит ресурсы. В этой связи стоит подчеркнуть, что, только интегрируя в свою организационную структуру сбытовую сеть, российские производители способны противостоять фирмам, специализирующимся на импорте потребительских товаров и не допускающим отечественного производителя на рынок. Помимо эффекта, вызываемого увеличением масштаба операций в различных сферах деятельности фирмы (централизация управления, снабжения, маркетинга и т. д.), значительный потенциал повышения эффективности в интегрированных компаниях возникает в результате ускорения оборота капитала и окупаемости затрат.

Еще один очень важный фактор повышения эффективности в интегрированных компаниях ¾ возможность экономии на издержках рыночных трансакций (купли-продажи или, шире, изменения прав собственности на товар). Последние, как известно, очень велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой и низкой культурой договорных отношений.

Однако вертикально интегрированным компаниям присущи и особенности, которые вызывают отрицательный эффект масштаба. К ним относятся жесткая связанность, иммобильность ресурсов фирмы. Это ослабляет способность к инвестиционным решениям вне существующих подразделений компании, как бы они ни были потенциально прибыльны. Чем сильнее ориентация на внутрифирменные поставки, тем реальнее опасность прозевать прогрессивные изменения в качестве и технологическом уровне продукции, производимой независимыми компаниями. Например, известен факт, что пионер конвейера Г. Форд отказался в свое время от использования алюминия в изготовлении автомобилей только потому, что его производство не было интегрировано в структуру фордовской компании. У вертикально интегрированных компаний особенно велики постоянные издержки. Это связано с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи.

Для России вертикально интегрированные фирмы ¾ весьма распространенное явление. Они наиболее типичны для отраслей сырьевого комплекса ¾ нефтяной, металлургической, целлюлозно-бумажной. Встречаются они в пищевой промышленности. Процессы вертикальной интеграции проявляются и в машиностроении. Так произошло объединение Московского авиационного производственного объединения с авиационным научно-промышленным комплексом «МиГ». В результате одной структурой оказался охвачен весь цикл ¾ от проектирования до серийного выпуска авиационной техники.

Горизонтальная интеграция имеет место тогда, когда несколько фирм, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну организацию. Классическими примерами такой интеграции являются сети ресторанов, магазинов, химчисток, автозаправочных станций и т. п. Основным источником экономии здесь становится снижение издержек за счет увеличения масштабов функций управления, снабжения, сбыта и др. Как особый вид интеграции можно рассматривать и возникновение диверсифицированных фирм. Диверсификация ¾ это расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой, или (в более широком смысле) процесс проникновения фирмы в смежные отрасли.

Диверсифицированные фирмы превратились в один из основных институтов современной рыночной экономики. Дополнительными, по сравнению с узкоспециализированными компаниями, источниками роста эффективности использования ресурсов здесь являются следующие.

Во-первых, так называемая синергия, т. е. эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений фирмы и совместного использования ими принадлежащих ей ресурсов. Например, совместное использование производственных мощностей, взаимодействие научно-исследовательских подразделений различных продуктовых отделений фирмы, совместное использование отделениями фирмы распределительно-сбытовой сети, рекламы, репутации товарной марки и т. п.

Во-вторых, возможность формировать оптимальное сочетание производимой продукции и обслуживаемых ею рынков с учетом динамики спроса и степени новизны продукции. Большинство российских предприятий только начинают движение к диверсификации производства.

Перечисленные интеграционные источники роста эффективного использования ресурсов служит причиной формирования объединений предприятий, в том числе так называемых финансово-промышленных групп (см. 14.2.3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.