Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предел роста валового дохода




Ошибки российских монополистов

Пределы монополистического завышения цен

Обратная связь объема производства и цен имеет исключительно важные экономические последствия. Становится ясно, что власть над рынком любого, даже самого могущественного монополиста не абсолютна. Пусть наш гипотетический монополист (как это часто делают и реальные монополисты) стремится завысить цены на свою продукцию. Предположим также, что равновесная цена, которая сама сложилась бы на рынке без давления со стороны монополиста, равна P1. Спрос на его продукцию, как видно на рис. 8.1 а, составил бы Q1, а размер дохода равнялся бы площади прямоугольника A.

Может ли монополист увеличить свои доходы за счет завышения цен? Ответ на этот вопрос положительный. Легко видеть, что повышение цен до P2 вызовет сокращение объема продаж (до Q2), но общий объем выручки все же вырастет до величины B.

Однако дальнейшее повышение цен (скажем, до P3) уже неэффективно. По столь завышенным ценам потребители купят настолько мало продукции (Q3), что общая выручка упадет до уровня С, явно уступающего максимальной величине В. Другими словами, завышая цены, могущественный монополист, вероятно, сможет настоять почти на любом своем решении, и рынок будет вынужден принять назначенные цены. Но действовать так монополист может лишь себе в убыток: неумеренное завышение цен сокращает доходы. В наглядной форме это показано на рис. 8.1 б.

С коммерческой точки зрения начало сокращения валового дохода является абсолютной границей повышения цен монополистом. В дальнейшем мы проанализируем ряд ситуаций, когда монополистические злоупотребления вредят экономике. Но переход этой границы вредит даже самой фирме-монополисту. И, следовательно, свидетельствует о плохом управлении этой компанией.

К сожалению, ряд отечественных гигантов неоднократно переходил ее. Так, в 1998 г. правительство России вынудило МПС пойти на снижение тарифов железнодорожных перевозок примерно на 25%. Наиболее примечательным в этой истории было то, что, даже по оценкам самих железнодорожников, снижение тарифов привело к росту доходов. Цены были настолько завышены, что их снижение оказалось выгодным и государству, и самому монополисту.

Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, что его величина равна произведению цены на объем реализованной продукции:

TR = PQ.

При совершенной конкуренции цены постоянны, поэтому по мере роста производства произведение PQ неограниченно увеличивается1. Как мы только что обсудили, в условиях несовершенной конкуренции ситуация иная: с ростом производства цены падают, т. е. один сомножитель увеличивается, но другой уменьшается. Слишком большой объем производства, следовательно, не приносит большого дохода, поскольку реализовывать выпущенную продукцию приходится по «смешным» ценам. Иными словами, кривая валового дохода TR имеет при несовершенной конкуренции некоторый максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Динамика валового дохода при совершенной и несовершенной конкуренции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.