Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий по темам Микроэкономики 5 страница




Совокупный спрос (aggregate demand ¾ AD) ¾ реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. AD складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт). Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный ВВП при соответствующем уровне цен.

Совхоз ¾ тип крупного государственного сельскохозяйственного предприятия, характерный для СССР. Отличается затратным характером ведения производства (высокий уровень издержек и расточительное отношение к ресурсам), низкой мотивацией труда, формализмом и бюрократизмом управления.

Социалистическая цивилизация ¾ строй материальной и духовной жизни людей, для которого характерно решение фундаментальных экономических вопросов: что, как и для кого производить? ¾ на основе централизованного планирования.

Социальная защита населения ¾ система мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т. д.

Социальное неравенство ¾ дифференциация доходов, имущественное расслоение.

Спекуляция (от лат. speculation - выслеживание, высматривание) ¾ 1. купля-продажа различных ценностей, товаров и др. с целью получения спекулятивной прибыли от разницы между покупной и продажной ценой, превышающей накладные издержки перепродажи этих ценностей, товаров и др.; 2. купля-продажа биржевых ценностей (акций, облигаций, валюты и т. п.) с целью получения спекулятивной прибыли от разницы между покупной и продажной ценой (курсом) при перепродаже эти ценностей (биржевая спекуляция); 3. основанный на чем-либо расчет, умысел, направленный на использование чего-либо в корыстных целях.

Спецификация прав собственности ¾ исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника.

Спонтанный порядок ¾ согласование действий субъектов экономики через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации о ценах.

Способ производства ¾ сложившееся в данном обществе соответствие производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Спрос ¾ желание потенциальных и фактических покупателей приобрести определенные товары и услуги.

Спрос индивидуальный ¾ спрос, предъявляемый одним потребителем.

Спрос платежеспособный ¾ спрос, подкрепленный наличием платежных возможностей (обычно, денег) для его реализации. Сочетание желания и возможности у покупателей приобрести определенные товары и услуги.

Спрос рыночный ¾ сумма индивидуальных величин спроса на рынке при каждой цене.

Спрос с единичной эластичностью ¾ изменение цены, выраженное в процентах, равно процентам изменения объема продаж.

Средство накопления ¾ функция денег, характеризующая способность денег к сохранению стоимости. Деньги дают возможность использовать имеющуюся в настоящий момент стоимость для будущей покупки.

Средство обращения ¾ функция денег, в которой деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг.

Средство платежа ¾ функция денег, дополнительно выделяемая в марксизме и связанная с отсрочкой платежа и возникновением на этой основе различных денежных (кредитных) обязательств, а также с необходимостью их погашения.

Средство платежа ¾ функция денег, дополнительно выделяемая в марксизме и связанная с отсрочкой платежа и возникновением на этой основе различных денежных (кредитных) обязательств, а также с необходимостью их погашения.

Ставка процента (норма процента) ¾это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру самого сужаемого капитала, выраженное в процентах.

Статистический метод ¾сбор информации и ее количественная обработка.

Стихийный порядок ¾ способ осуществления координации, при котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах в среде своего непосредственного окружения.

Стоимость ¾ 1. выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо; 2. общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в этом товаре; 3. уплаченная (или согласованная) цена приобретаемого актива, включая затраты на приведение актива в состояние, необходимое для использования, и его перевозку.

Структура занятости ¾ сегментация рынка труда на основе отраслевых и профессионально-квалификационных характеристик.

Субсидия ¾ бюджетные средства, безвозмездно предоставляемые государством физическим или юридическим лицам.

Субъект экономики ¾ собственник факторов производства, принимающий решение по использованию ограниченных ресурсов с целью осуществления своих интересов. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (правительство).

Суверенитет потребителя ¾ теория, отражающая приверженность производителя производить то, что необходимо потребителю, и получение прибыли за счет максимального удовлетворения его нужд. Потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг на рынке, а рынок следует за приоритетами потребителя.

Суррогатные деньги ¾ заменители денег, обращающиеся на территории данной страны. Это могут быть локальные, областные или даже заводские валюты (скажем, талоны на питание в заводской столовой), могут быть разнообразные ценные бумаги, иностранная валюта и золото, даже если сделки с ними официально запрещены законом. Суррогатные деньги имеют ограниченный круг использования (не все согласны их принимать), часто недостаточно надежны, дезорганизуют экономику страны и потому обычно не одобряются государством.

 

Т

Таможенные пошлины ¾ налог, который взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или при транзите товара (транзитная пошлина). В современных таможенных тарифах устанавливаются три вида пошлин: адвалорная (пошлина с цены товара), специфическая (пошлина с количества товара), комбинированная, сочетающая оба названных вида таможенного обложения. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет.

Тезаврация ¾ накопление наличных денег. Деньги при тезаврации изымаются из хозяйственного оборота.

Текущая дисконтированная стоимость (present discount value ¾ PDV) ¾ сегодняшняя стоимость совокупных будущих доходов: PDV = ТRn: (1 + i)n, где PDV ¾ сегодняшняя стоимость; TRn ¾ совокупный доход n периодов; i ¾ ставка дисконтирования.

Тенденция безубыточности ¾ ситуация на рынке совершенной и монополистической конкуренции, когда в долгосрочном периоде в результате входа в отрасль и выхода из нее фирм исчезает экономическая прибыль. При монополистической конкуренции нарушается в динамическом аспекте.

Теневая экономика ¾ неформальная экономика, основанная на нарушении юридических прав собственности, когда подрываются «правила игры» рыночной экономики.

Теорема «избыточной мощности» ¾ рост дифференциации продуктов, который увеличивает степень несовершенства конкуренции, а значит, и отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Теория длинных волн экономической активности ¾ теория, разработанная русским экономистом Н. Д. Кондратьевым, в соответствии с которой средняя продолжительность циклов составляет 50-60 лет, а их основа заключается в скачкообразном характере научно-технического прогресса, периодических революциях в технике и технологии производства. Возникновение «длинных волн» связано с тем, что «пучки» крупных инноваций (например, изобретение двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета) дают импульс экономической активности на несколько десятилетий, пока их влияние не сходит на нет.

Теория планирования в СССР ¾ теория, которая разрабатывалась на основе баланса народного хозяйства, строки которого отражали производство продукции, столбцы ¾ ее потребление. Главная идея заключалась в равенстве того и другого.

Теория предельной полезности ¾ экономическая концепция, в рамках которой К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бём-Баверк и другие доказали, что ценность блага для потребителя определяется не общей (совокупной, суммарной) полезностью, а так называемой предельной полезностью, т. е. полезностью, которую приносит каждая дополнительная единица потребляемого блага.

Теория самоорганизации ¾ теория, которая описывает системы в процессе их изменения. Находится на стыке философии и математики. Первоначально применялась к естественным процессам. Впоследствии оказалась удобной для описания и моделирования многих экономических процессов в рыночной экономике. Постепенно складывается в общую теорию развития.

Теория спроса и предложения ¾ раздел экономической науки, изучающий, как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей ¾ предложение, и как спрос и предложение, взаимодействуя, устанавливают равновесие между количеством товаров и услуг и их ценами.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо ¾ объясняет выгодность внешней торговли разницей в издержках производства товаров в различных странах.

Теория фирмы ¾ в экономической науке это теория, согласно которой управляющие фирмы делают выбор от имени своей фирмы, основываясь не столько на максимизации доходов, сколько исходя из личной выгоды.

Теория экономического роста ¾ экономико-математическая дисциплина, задачами которой являются исследования макроэкономических моделей, выявляющих основные взаимосвязи общих показателей развития экономики. Данная теория разрабатывает стратегию равновесного сбалансированного роста экономики, условия ее оптимального развития. Это осуществляется с помощью применения макроэкономических производственных функций. Создаются также динамические модели экономики магистрального типа, реализующие теоретические построения модели фон Неймана и ряд других. В современной экономической литературе имеются два основных направления теории роста: «неоклассическое» и «кейнсианское» («неокейнсианское»). Первое базируется на абстрактных моделях «стабильной» экономики, имеющей тенденцию к полной занятости, содержащей гибкие цены факторов и совершенную конкуренцию. Второе характеризует экономическую систему как принципиально неустойчивую, изучает проблемы экономической нестабильности и безработицы.

Технический прогресс ¾ один из факторов производства, определяющий его технический уровень.

Типы организации предприятий ¾ большое разнообразие фирм, действующих в самых различных отраслях экономики, сводится к трем типам: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество.

Типы рынков ¾ классификация рыночных структур, в соответствии с которой выделяются основные типы рынков: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок земли, рынок капитала и др.

Товар «рабочая сила» ¾ в соответствии с экономическим учением К. Маркса капиталист (собственник средств производства) покупает рабочую силу ¾ способность человека к труду. Соответственно данный товар имеет два свойства: стоимость, равную стоимости всех средств существования, необходимых рабочему для восстановления способности к труду, и потребительную стоимость ¾ способность наемного рабочего создавать своим живым трудом новую стоимость, по размерам превышающую саму стоимость рабочей силы.

Товарищество ¾ фирма, основанная на объединении паев (в виде денег или имущества) участников.

Товарные интервенции ¾ массовые продажи потребительских товаров из подготовленных заранее резервов с целью сбить ажиотажный спрос и не допустить резкого повышения рыночных цен.

Точка безразличия ¾ состояние в деятельности предприятия, при котором издержки, связанные с использованием дополнительного объема какого-либо фактора производства, уравновешиваются денежной выручкой от прироста продукции.

Точка бифуркации ¾ в теории систем момент неустойчивости, когда еще не определен вариант дальнейшего развития. Это точка выбора, когда относительно легко направить развитие по тому или иному пути.

Точка технологического оптимума ¾ объем производства, соответствующий минимальным средним совокупным издержкам.

Традиционная цивилизация ¾ строй материальной и духовной жизни людей, для которого характерно решение фундаментальных экономических вопросов: что, как и для кого производить? ¾ с помощью традиций и обычаев.

Трансакция ¾ сделка, из которой пользу извлекают обе стороны.

Трест (англ. trest) ¾ объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Трудовая теория стоимости ¾ теория, разработанная основателями классической политической экономииА. Смитом и Д. Рикардо и лежащая в основе марксизма. Гласит, что стоимость определяется производственными затратами, которые могут быть сведены к затратам труда.

 

Ф

Фактор производства ¾ любое благо (ресурс), используемое для производства других благ: труд, земля, капитал, предпринимательская способность, технический прогресс, информация.

Факторы эластичности ¾ параметры, влияющие на величину показателя эластичности (например, наличие товаров-заменителей, временные рамки и т. п.).

Фермерство ¾ частное индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве; гибкий, приспособленный к условиям рынка тип сельскохозяйственных предприятий. Хозяин фермы обычно выступает в качестве и менеджера, и основного работника. В работу также вовлечены члены семьи. Отсюда высокая мотивация труда.

Физиократы ¾ экономическое течение, главными идеями которого был экономический либерализм и ошибочное представление о том, что богатство создается только в сельском хозяйстве.

Физический износ ¾ потеря средствами труда своих потребительских качеств, т. е. технико-производственных свойств.

Фирма ¾ 1) экономический субъект (организация), концентрирующий и использующий ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли; 2) типичный пример иерархии: целостная слаженная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих распоряжениям управляющего.

Формация ¾ категория, включающая способ производства и неэкономические отношения и институты.

Формы денег ¾ выделяют две основные формы денег:

полноценные деньги ¾ деньги, стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т. е. той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространенным примером полноценных денег являются золотые монеты, а также иные денежные знаки, разменные на золото или на золотые монеты;

символические (неполноценные) деньги ¾ деньги, стоимость товарного тела которых ниже их номинала. Примерами неполноценных денег могут служить бумажные деньги, неразменные на золото.

Формы заработной платы ¾ заработная плата выступает в двух основных формах:

повременная заработная плата ¾ денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц);

сдельная заработная плата ¾ денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

Формы приватизации ¾ основными формами приватизации в России стали: а) преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций; б) купля-продажа (коммерческие и некоммерческие конкурсы, продажа с аукциона).

ФПГ (финансово-промышленная группа) ¾ наиболее масштабная форма объединения компаний, переплетение крупных банковских структур и промышленных фирм.

Функции денег ¾ в соответствии с функциональным подходом к сущности денег выделяют три основные функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления. В марксистской теории денег дополнительно рассматриваются еще две функции: средство платежа и мировые деньги.

Функции равновесной цены ¾ равновесная цена, формирующаяся в результате взаимодействия рыночных конкурентных сил, выполняет следующие функции: информационную, нормирующую, стимулирующую.

Функции рекламы ¾ любая реклама имеет две функции: информационную и побудительную.

Функции фондовой биржи ¾ в процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции: а) аккумулирование капитала; б) обеспечение межотраслевых переливов капитала; в) переход управления предприятиями к эффективному собственнику.

 

Х

Х-неэффективность ¾ бесхозяйственное ведение дела, влекущее за собой увеличение издержек выше объективно обусловленного уровня.

Х-фактор ¾ Л. Толстой в своем романе «Война и мир», описывая потенциал русской и французской армий, кроме материальных факторов (численность войск, их вооружение и др.), выделил еще и х-фактор ¾ боевой дух войска. Это фактор, предопределяющий эффективность, с которой будут использоваться материальные ресурсы.

Хозрасчет ¾ система деятельности советских предприятий, в которой сочетаются производственная самостоятельность в установленных пределах, обеспечение окупаемости затрат и рентабельности производства, материальная заинтересованность и ответственность за результаты, контроль за использованием ресурсов.

Холдинг ¾ организация, контролирующая деятельность ряда фирм благодаря владению пакетами их акций.

 

Ц

Цена ¾ количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Цена земли ¾ капитализированная арендная плата или сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых доходов, которые будут получены с помощью данного участка земли в течение неограниченного периода времени: Рземли = РDV ¥= TRconst: i, где P ¾ цена земли; TRconst ¾ величина годовой арендной платы; i ¾ ставка процента.

Цена труда ¾ форма денежного вознаграждения за пользование фактором производства «труд»; заработная плата.

Цена фиксированная ¾ цена, принудительно установленная государством (законодательно). Могут быть:

максимальные цены (потолок цен) ¾ цены, установленные на уровне ниже равновесного;

минимальные цены (нижний уровень цены) ¾ цены, установленные на уровне выше равновесного.

Ценная бумага ¾ финансовый документ, в котором зафиксированы определенные имущественные права его владельца.

Ценовая дискриминация ¾ увеличение общей прибыли фирмы с помощью установления разных цен для разных потребителей и (или) для разных рыночных ситуаций. Различают несколько разновидностей (степеней) ценовой дискриминации:

ценовая дискриминация I степени ¾ дискриминация, которая предполагает продажу единицы продукции по цене ее спроса, т. е. по максимальной цене, которую потребители готовы заплатить за каждую единицу данного товара;

ценовая дискриминация II степени ¾ ситуация, когда товары продаются по разным ценам, но при этом каждый, кто покупает одинаковое количество единиц товара платит одну и ту же цену;

ценовая дискриминация III степени ¾ состоит том, что производитель продает товары разным покупателям по разным ценам, однако каждая единица продукции, продаваемая данному клиенту, всегда имеет одну и ту же цену.

Ценообразование ¾ манипулирование ценами и объемом выпуска в целях получения экономических прибылей. Фирма становится «формирователем» цен (pricemaker).

Централизованное планирование ¾ черта социалистической цивилизации. В экономике централизованное руководство всеми сферами жизни общества выражается в централизованном планировании. Центральные планирующие органы принимают решения о том, что, как и для кого производить. Производители и потребители благ связаны через мощного, жесткого посредника ¾ государство ¾ и не могут без его ведома принимать никаких самостоятельных экономических решений.

Цивилизация ¾ определенный, прочно сложившийся строй материальной и духовной жизни людей, основные черты которого устойчиво воспроизводятся в данном обществе в течение длительного времени. Выделяют следующие типы цивилизаций: традиционную, социалистическую, рыночную.

 

Ч

Частная собственность ¾ пучок прав собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц.

Черный рынок ¾ одно из негативных последствий установления потолка цен. В результате дефицита товаров часть граждан согласна переплачивать сверх установленной государством цены за товар, которого нет в официальной торговле.

Чистая (абсолютная) рента ¾ доход, получаемый собственником земли в условиях абсолютно неэластичного характера ее предложения. С одной стороны, это своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество, а с другой ¾ экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к ограниченному природному ресурсу ¾ земле.

Чистая дисконтированная стоимость (netpresent value ¾ NPV)¾ разница между дисконтированной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и стоимостью инвестиций: NPV = PDVпроекта - I, где PDVпроекта ¾ текущая дисконтированная стоимость; I ¾ инвестиции.

 

Э

Эволюция денег ¾ исторический путь развития денег от товарных (скот, меха и т. п.) через металлические (слитки, монеты из драгоценных металлов) и бумажные денежные знаки(бумажные деньги, кредитные деньги) к современным деньгам.

Эволюция рекламы ¾ исторический путь развития рекламы от вывесок и объявлений (в форме выкриков зазывал и глашатаев) через газетную рекламу (XVII в.) до радиовещательной, телевизионной (ХХ в.) и электронной (по сети Интернет в XXI в.).

Экономическая категория ¾ формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки. Примеры: товар, стоимость, деньги, капитал и др. Категории выражают в объектах изучения лишь их общие черты.

Экономическая мысль России ¾ самостоятельная и оригинальная национальная школа, которая в целом повторяет общие закономерности развития мировой мысли.

Экономическая наука ¾ наука, в функции и задачи которой входит познание закономерностей экономической системы, статистическая обработка и теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, выработка практических рекомендаций в области производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические науки подразделяются: на экономическую теорию, а также на конкретные (экономика промышленности, экономика предприятий и т. п.), функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т. д.), информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), исторические (история народного хозяйства, история экономических учений) дисциплины.

Экономическая политика государства ¾ совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты. Представляет собой процесс достижения определенных целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.