Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Географическое распределение операций проектного финансирования 5 страница




Таблица 7.6

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН И ПЛАТЕЖИ ПО ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЮ

(млрд долл.)

Годы Внешний долг Платежи по В том числе
        обслуживанию проценты
        долга    
    ...   ...  
       
       
       
       

 

К наиболее крупным должникам относятся государства, об­ладающие высоким экономическим потенциалом. Поэтому раз­мер внешнего долга мало о чем свидетельствует. Для оценки платежеспособности необходимо иметь представление об эконо­мической ситуации в стране, которая в конечном итоге определяет платежеспособность. Решающее значение имеет достигнутый уро­вень экономического развития, измеряемый объемом ВВП в аб­солютном выражении и в расчете на душу населения. Но посколь­ку платежи по обслуживанию долга осуществляются обычно в иностранной валюте, то страны с развитым экспортным сек­тором экономики находятся в лучшем положении. Степень уча­стия страны в международном разделении труда определяется экспортной квотой (соотношением экспорта с ВВП). Платежес­пособность зависит от темпа роста ВВП и экспорта. Если они превышают темп увеличения внешнего долга, то платежеспособ­ность страны будет укрепляться даже при быстром росте долга.

Важное значение при оценке платежеспособности страны при­дается ее кредитному рейтингу, степени и характеру интеграции в мировой рынок капиталов. Страны с высоким кредитным рей­тингом, интегрированные в мировые рынки капиталов, обладают высокой кредитоспособностью и легко решают проблемы обслу­живания долга, обусловленные трудностями с ликвидностью. У стран, не имеющих доступа к мировым финансовым ресурсам, проблемы с ликвидностью могут трансформироваться в структур­ный кризис платежеспособности.

Для ряда стран большое значение имеет соотношение государ­ственного и частного долга. В зависимости от этого необходимо анализировать состояние государственных финансов (бюджета) и отраслевых финансов. Если основным должником является госу­дарство, то особое значение приобретает проблема управления государственным (суверенным) долгом.

Кризис платежеспособности наиболее отчетливо проявляется в отказе должника соблюдать график платежей. Однако этот акт у отдельных стран наступает при несхожих обстоятельствах. Одни страны способны выдержать напряженную социально-экономичес­кую обстановку и идти на большие жертвы ради поддержания своей репутации, другие, напротив, в силу слабости политических режимов, особенностей менталитета нации и прочего не в состоя­нии этого делать.

Всемирный банк, который является ведущим институтом, ана­лизирующим состояние задолженности и платежеспособности развивающихся стран, публикует следующие их показатели. Пре­жде всего рассчитывается отношение долга к ВВП и экспорту, что свидетельствует о долговом бремени страны. В зависимости от их величины производится группировка стран с высоким, средним и низким уровнем долга. Однако при схожих показателях долгового бремени страны-должники могут по-разному ощущать тяжесть долгового бремени в зависимости от графика плате­жей и уровня процентных ставок. В связи с этим используются следующие показатели (в %):

и

Последний показатель, именуемый нормой обслуживания долга (НОД), имеет ключевое значение при анализе платежеспособности. НОД в 20—25% считается пороговой. Однако некоторые страны выдерживали график платежей при показателе в два раза выше указанного, а другие срывали график, далеко не дойдя до этой черты.

Особо выделяется соотношение между процентными платежами и соответственно ВВП и экспортом. Высокий уровень рассмотрен­ных показателей свидетельствует, что долг страны сформирован на жестких условиях, и данное обстоятельство, особенно при плава­ющих процентных ставках, может вызвать кризис платежеспособ­ности. В связи с этим также рассчитывается показатель об удельном весе долга, сформированного на льготных и рыночных условиях в общей сумме долга. Особо выделяется доля долга международ­ным финансовым институтам, поскольку он не подлежит реструктуризации и к этим позаимствованиям, несмотря на их относитель­но льготный характер, следует проявлять осторожность.

В период долгового кризиса 80-х годов и особенно валютно-финансового кризиса 90-х годов взрывоопасная ситуация в ряде стран возникала из-за наличия у них большого краткосрочного долга. Последний часто пролонгируется и используется на цели долгосроч­ного финансирования. Однако при неблагоприятных условиях этот процесс прерывается и наступает кризис платежеспособности.

И наконец. Всемирный банк рекомендует определять ликвид­ность страны по величине централизованных золото-валютных резервов в сравнении с годовым импортом товаров и услуг. Дан­ный показатель рассчитывается в месяцах. Однако применяется и другой показатель ликвидности, выражающий соотношение между централизованными золото-валютными резервами и крат­косрочным долгом.

Различаются конъюнктурные и структурные причины кризиса платежеспособности. В развивающихся странах часто имеет место тяжелый структурный кризис платежеспособности. Для его пре­одоления необходимо стабилизировать экономические процессы, сдержать инфляцию, уравновесить платежный баланс и т.д. Для полного выхода из кризиса требуются структурная перестройка экономики, повышение ее эффективности, институциональные пре­образования. Стратегия выхода из кризиса платежеспособности также зависит от того, какие факторы и в каком соотношении его порождают (внутренние и внешние).

Кризисы платежеспособности имеют тяжелые социально-эко­номические последствия. Свертывается производство, сокращают­ся капиталовложения, падает жизненный уровень населения. Ста­билизация и структурная перестройка, необходимые для выхода из кризиса, вынуждают проводить непопулярные меры, которые не­редко сопровождаются социально-политическими потрясениями.

Глобальный долговой кризис 80-х годов. Кризисы платежес­пособности отдельных развивающихся стран стали вспыхивать еще в начале 60-х годов. Однако до 1982 г. они не имели массового характера и не влияли на функционирование мировой валютной системы и мировой рынок капиталов. Принципиально иная ситу­ация возникла в августе 1982 г., когда Мексика и вслед за ней ряд других развивающихся стран заявили о невозможности осуществ­лять долговые платежи по графику и обратились к кредиторам с просьбой о реструктуризации долга на многосторонней основе соответственно через Парижский клуб (официальная задолжен­ность) и Лондонский клуб (долги банкам). О своей неплатежес­пособности за короткий срок объявило более 40 стран, в том числе крупные должники. Кризис платежеспособности принял глобаль­ный характер, поскольку угроза банкротства с вытекающими от­сюда последствиями для всемирного хозяйства нависла над многими ТНБ. Только к концу 1987 г. после того, как банки сформиро­вали крупные резервы для обеспечения сомнительных долгов, кризис утратил глобальную угрозу. В начале 90-х годов дали результаты антикризисные программы. Выходу из кризиса способ­ствовали также методы многостороннего урегулирования (рест­руктуризация) долга. Отработанные в 80-х годах механизмы уре­гулирования долга широко применялись в 90-х годах в отношении бывших социалистических стран.

Существуют разные подходы к урегулированию долга стран с низким и средним уровнем дохода на душу населения (соответ­ственно до 785 долл. и в пределах 786—9635 долл.).* На проблем­ные страны с низкими доходами приходилась 1/10 общей суммы долга развивающихся стран и львиная его доля — на официаль­ных кредиторов. По названным причинам долг этих стран не представлял угрозы для мировых рынков капиталов. Но и рас­считывать на погашение его даже в отделенной перспективе было нереально. Поэтому в отношении этих стран в рамках Парижского клуба широко применяется метод списания долга. Рекомендации относительно размеров этих списаний неоднократно принимались на совещаниях «семерки» ведущих стран и достигли 80% долга. Другая часть долга реструктурируется путем переноса срока пла­тежей. Что касается долга банкам, то он невелик и также регули­руется на льготных условиях.

 

* Нижняя группа 786—3115 долл., верхняя — 3116—9365 долл.

 

Непременным условием урегулирования долга обеих групп стран является принятие стабилизационной программы, которая обычно разрабатывается при участии МВФ. Таким образом, Парижский и Лондонский клубы реализуют техническую сторону урегулирова­ния, а МВФ предлагает набор макроэкономических подходов для стабилизации экономики. Если МВФ не согласен с экономической политикой страны-должника, то у нее нет шансов получить одобре­ние кредиторов в рамках этих клубов. Программы основаны на монетаристских рецептах и включают стандартный набор: ограниче­ние бюджетного дефицита (не более 3% ВВП); сдерживание денеж­ной эмиссии и инфляции; приватизация; снижение протекционистс­ких барьеров; либеральный подход к иностранным инвестициям; стимулирование развития экспорта, в том числе путем девальвации.

Долг стран со средними доходами в рамках Парижского клуба урегулируется путем переноса срока платежей по основной сумме долга. Списание долга происходит редко. Стандартные условия таковы: перенос срока погашения на 10—15 лет, льготный период до 6 лет. По стандартной схеме реструктурируются долговые платежи только на текущий год (политика «короткого поводка»). В некоторых случаях долг реструктурировался на нестандартных принципах (см. гл. 9).

Урегулированию подлежат только двухсторонние кредиты. Ссуды международных финансовых институтов не реструктурируются, хотя графики платежей по ним иногда нарушаются.

Процедура урегулирования долга официальным кредиторам отличается простотой и была отработана с самого начала долго­вого кризиса. Что касается долга банкам, который наиболее опа­сен для мирового рынка капиталов, то эти механизмы сформиро­вались лишь к концу 80-х годов. В основе их лежат «рыночные методы», перевод банковского долга, отражаемого на счетах, в долг, выраженный в облигациях. Эти ценные бумаги получили название «облигаций Брейда» по имени бывшего министра финан­сов США, предложившего данную схему. Для банков такая систе­ма привлекательна, поскольку благодаря ей повысилась ликвид­ность долговых обязательств и широкое развитие получил вторич­ный рынок. Но при этом банки вынуждены пойти на частичное прощение долгов при конверсии их в облигации.

При урегулировании долга банкам предоставляется выбор («меню») механизмов, которые они могут использовать. Как по­казала практика, предпочтение отдается дисконтным облигациям. При конверсии долга со счетов в долг в этих ценных бумагах делается скидка и сумма долга сокращается. Но процентная став­ка, как и по банковским кредитам, остается плавающей. Следу­ющий вариант — «паритетные облигации». Конверсия происходит по номиналу, но устанавливается фиксированная ступенчатая про­центная ставка. И те, и другие облигации обычно выпускаются на срок в 30 лет.

При рыночном урегулировании долга Лондонскому клубу важ­но так организовать процедуру, чтобы бремя потерь распределя­лось между банками равномерно. В связи с этим банкам предо­ставляется возможность предоставить новые кредиты должнику («новые деньги») и соответственно улучшить для себя условия конверсии. Однако механизм «новых денег» используется редко.

И, наконец, к рыночным методам причисляется также процеду­ра выкупа долга. Это право предоставляется относительно слабо развитым странам, поскольку выкуп осуществляется с дисконтом и на эти цели требуется финансирование из внешних источников.

Имеет место также конверсия долговых обязательств в инвести­ции в реальный сектор экономики. Механизм этот реализуется следующим образом. Компания, проявляющая интерес к инвести­рованию в экономику страны должника, покупает на вторичном рынке с дисконтом ее долговые обязательства. Затем обменивает их по номиналу по действующему курсу в национальную валюту и осуществляет инвестирование. Такие операции обычно практику­ются в периоды массовых приватизации. Однако они не получили распространения, так как число объектов в реальном секторе, при­влекательных для иностранных инвесторов, ограничено.

В период долгового кризиса были отработаны методы урегули­рования официального долга на двухсторонней основе и долга банкам. Эти механизмы используются и в настоящее время в от­ношении других стран. Однако сфера долговых обязательств, при­вычных для реструктуризации, ограничена. В 80-х годах не подпа­дали под реструктуризацию долги в ценных бумагах и тем более внутренние долговые обязательства, принадлежащие нерезидентам.

Таким образом, кризис платежеспособности 80-х годов, как правило, урегулировался цивилизованными методами через Па­рижский и Лондонский клубы. Односторонние акции были редки. Поэтому после выхода из кризиса многие страны-должники от­носительно легко вернулись на мировой рынок капиталов.

Глобальный валютно-финансовый кризис. Долговой кризис 80-х годов был первым кризисом, который, зародившись на периферии мирового хозяйства, имел глобальные последствия. Валютно-фи­нансовый кризис, вспыхнувший в середине 1997 г. в Юго-Восточной Азии, явился вторым кризисом подобного рода. Но между этими кризисами есть существенные различия.

Во-первых, кризис 80-х годов был обусловлен банкротством центральных органов власти, их неспособностью рассчитываться по своим долговым обязательствам по графику. В 90-х годах неплатежеспособными оказались компании и финансовые институ­ты. Поэтому методы урегулирования долга, давшие эффект в 80-х годах, оказались неэффективными для иной ситуации. Однако макроэкономические программы по выходу из кризиса, составля­емые при участии МВФ, схожи.

Во-вторых, долговой кризис затронул лишь сферу международ­ных кредитных отношений и не отразился на других сегментах финансового и денежного рынков. Валютно-финансовый кризис, также подорвав позиции ряда международных банков, вместе с тем имел последствия для фондовых и валютных рынков как в странах с развивающимися, так и развитыми рынками.

В-третьих, в долговой кризис были втянуты как страны со средним уровнем дохода на душу населения, так и с низкими доходами. Валютно-финансовый кризис — это удел относительно развитых государств с развивающимися финансовыми рынками. Государства с неразвитыми национальными финансовыми рын­ками, слабо интегрированные в мировой рынок капиталов, не имеющие возможности привлекать большие потоки внешних ре­сурсов на рыночных условиях, не вовлечены в этот кризис, за редким исключением.

В-четвертых, долговой кризис возник на основе массирован­ного привлечения и неэффективного использования долгосрочных (синдицированных) банковских кредитов, что в известной мере упрощало процедуру управления долгом. Валютно-финансовый кризис развился на основе притока краткосрочных кредитов и портфельных инвестиций, управлять которыми крайне сложно. О воз­растании этих неустойчивых потоков свидетельствуют данные по странам АСЕАН, где приток краткосрочного кредита и портфель­ных инвестиций увеличился с 0,4% ВВП в 1985—1988 гг. до 5,7% ВВП в 1993—1996 гг. Доля внешних ресурсов в банковс­ких пассивах повысилась с 3% в 1990 г. до 20% в 1996 г.

Такая структура внешних заимствований вызвала разбухание финансовых рынков. Финансовые институты и реальный сектор экономики не были готовы к эффективному использованию этих ресурсов. Поддерживалась высокая норма капиталовложений (35—40% ВВП), однако показатель, характеризующий соотноше­ние объема капиталовложений и прироста ВВП, повысился с 3 в начале 90-х годов до 5 в середине. Ситуация усугублялась в связи с использованием пролонгированных краткосрочных кредитов для долгосрочного вложения. За счет таких ресурсов длительное время продолжается строительный бум, в результате которого было возведено большое количество ненужных объектов. Убыточные компании избегали банкротств, привлекая заемные ресурсы. Все это происходило при слабом контроле за кредитным рынком со стороны центральных банков.

Однако финансовый пузырь не мог раздуваться бесконечно. Когда он лопнул, то обнаружилось, что компании не могут пога­сить долги как зарубежным, так и местным банкам, а последние по этой причине не в состоянии рассчитаться со своими западными кредиторами. Ситуация на кредитном рынке отразилась на состо­янии фондового рынка. Начались сброс ценных бумаг, падение их курса и отток капитала. Соответственно повысился спрос на валю­ту, последовали девальвации. Напряженность на валютных рын­ках вынудила изменить режимы валютного курса и перейти от регулируемых курсов к свободно плавающему.

Подобная ситуация наиболее характерна для категории стран, наиболее пострадавших от кризиса (Индонезия, Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Малайзия). Однако кризис продолжался, и чи­сло серьезно пострадавших стран увеличивалось. К ним относится и Россия, хотя здесь развитие кризиса отличалось от рассмотрен­ного выше. Кризис застал страны ЮВА на стадии экономического подъема, высокой (хотя и неэффективной) инвестиционной актив­ности. Это и обусловило просчеты кредиторов и инвесторов, которые не предполагали, что начавшийся «перегрев» экономики может привести к серьезным последствиям.

Страны ЮВА, наиболее пострадавшие от кризиса, стремятся вернуть доверие кредиторов и инвесторов. Для этого необходима как внешняя сбалансированность, так и внутренняя устойчивость. Длительное время эти страны сводили свои текущие операции платежного баланса с отрицательным сальдо. Это позволяло им поддерживать высокую норму капиталовложений. Для выхода из кризиса принимались меры по стимулированию экспорта и сдер­живанию импорта в целях формирования активного сальдо теку­щих операций платежного баланса. Это создает условия для пога­шения внешних долгов и увеличения официальных валютных резе­рвов. Одновременно странам, привыкшим жить в долг и не опаса­вшимся этого в условиях быстрого роста ВВП и экспорта, прихо­дится идти не только на снижение инвестиций, но и деловой активности в целом. А это ведет к росту безработицы, снижению жизненного уровня населения, привыкшего к его повышению.

Что касается управления внутренней экономикой, то можно констатировать, что либеральные реформы положительного ре­зультата не дали и выход из кризиса по сравнению с первоначаль­ными прогнозами затянется. Не исключено, что странам ЮВА, так же как в 80-х годах странам Латинской Америки, предстоит выходить из кризиса методом проб и ошибок. То же относится к другим странам, для которых валютно-финансовый кризис уже имеет или будет иметь негативные последствия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое международный кредит?

2. Каковы принципы международного кредита?

3. Каковы его функции и двоякая роль в воспроизводстве?

4. Что такое кредитная дискриминация и кредитная блокада?

5. По каким признакам классифицируются формы международного кредита?

6. Что такое проектное финансирование?

7. В чем разница между лизингом, факторингом и форфетирова-нием?

8. Каковы валютно-финансовые и платежные условия международ­ного кредита?

9. Что такое скрытые элементы стоимости кредита?

10. В чем связь и различие кредитоспособности и платежеспособ­ности?

11. Какова роль государства в регулировании международного кре­дита?

12. В чем специфика экспортно-импортных банков?

13. В каких формах осуществляется межгосударственное регулирова­ние международного кредита?

14. Каковы особенности и формы международного кредитования фи­нансирование развивающихся стран?

15. Что такое официальное финансирование развития?

16. Что такое норма обслуживания долга?

17. Каковы методы урегулирования внешнего долга?

18. В чем особенности глобального валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов?

Глава 8. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. Рынки золота

• 8.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ И МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ

В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. На объем и направление этих потоков влияет ряд факторов.

1. Состояние экономики. Так, экономический спад в промышленно развитых странах в конце 80-х — начале 90-х годов вызвал снижение темпа роста объема мировой торговли вдвое (с 7% в 1989 г. до 3,5% в 1991 г.); экономический рост, начавшийся с 1992 г. в Западной Европе, в США и Японии сопровождался увеличением международного товарооборота. Но в 1997—1998 гг. кризис японской экономики, финансовый и валютный кризис стран ЮВА вызвал спад мировой экономики, торговли, замедле­ние темпа экономического развития и увеличение дефицита торго­вого баланса ряда стран.

2. Взаимная либерализация торговли стран — участниц ГАТТ. К 1990 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов по про­мышленным товарам снизилась до 6,3%, в 2000 г. — до 2,8% (против 40% в 1948 г., когда было подписано ГАТТ). Созданная в 1996 г. вместо ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО) включает все предыдущие соглашения, в том числе ГАТТ. В ре­зультате либерализации доступа на мировой рынок ожидается увеличение объема международной торговли в начале XXI в. Россия в июне 1993 г. подала заявление о вступлении в ГАТТ, затем в ВТО, но, находясь вне его договорно-правовой системы, пока рассчитывает на режим наибольшего благоприятствования в торговле на основе двухсторонних соглашений, т.е. на распрост­ранение на ее товары ставок импортных таможенных тарифов участниц ГАТТ. Прием России в члены ВТО даст возможность снизить потери от дискриминационных ограничений, составля­ющие 1—4 млрд долл. в год, несмотря на сближение с Западом.

3. Структурная перестройка в экономике под влиянием разных причин: в США — в связи с временным сокращением военных расходов и производства; в Германии — по мере интеграции с экономикой бывшей ГДР; в Японии — под давлением новых условий международной конкуренции; в странах ЕС — в резуль­тате формирования единого рынка; в России, других странах СНГ и Восточной Европы — из-за перехода к рыночной экономике.

4. Масштабный перенос за рубеж низкотехнологических произ­водств, например, из США — в Мексику, из Японии — в страны Юго-Восточной Азии, из Западной Европы — в Восточную Ев­ропу.

5. В развитых странах темп инфляции снизился до 2—3% в конце 90-х годов — самых низких за последние 30 лет значений, но остается на достаточно высоком уровне в развивающихся странах (9,9%) и в России (11% в 1997 г., 84,4% в 1998 г); сохраняются межстрановый разрыв темпа инфляции и уровня процентных ставок.

6. Рост масштабов несбалансированности международных рас­четов. Так, дефицит текущих операций платежного баланса разви­тых стран снизился с 46 млрд долл. в 1992 г. до 1,8 млрд в 1996г., но в США возрос с 62,6 млрд до 165,1 млрд (лишь в 1997 г. обозначилось активное сальдо торгового баланса). Одновременно дефицит текущих операций стран Западной Европы (62,9 млрд в 1992 г.) сменился активным сальдо (115,8 млрд долл. в 1996 г.), а активное сальдо у Японии сократилось более чем вдвое за этот период (со 112,6 млрд до 65,9 млрд долл.).

7. Объем вывоза капитала значительно обгоняет торговлю товарами и услугами.

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме то­го, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые слу­жат ориентиром для принятия решений менеджерами. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим ос­новным каналам:

• валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-прода­жи товаров (включая особый товар — золото) и услуг;

• зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

• операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;

• валютные операции;

• перераспределение части национального дохода через бюд­жет в форме помощи развивающимся странам и взносов госу­дарств в международные организации и др.

Мировые финансовые потоки отличаются единством формы (обычно в денежной форме, в виде разных финансово-кредитных инструментов) и места (совокупный рынок). Специфической сфе­рой рыночных отношений, где объектом сделки служит денежный капитал, являются мировые валютные, кредитные, финансовые страховые рынки. Они сформировались на основе развития меж­дународных экономических отношений. С функциональной точки зрения — это система рыночных отношений, обеспечивающая аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и рентабельности воспроизводства. С ин­ституциональной точки зрения — это совокупность банков, специ­ализированных финансово-кредитных учреждений, фондовых бирж, через которые осуществляется движение мировых финан­совых потоков.

Объективная основа развития мировых валютных, кредит­ных, финансовых рынков — закономерности кругооборота функ­ционирующего капитала. На одних участках высвобождаются вре­менно свободные капиталы, на других — постоянно возникает спрос на них. Бездействие капитала противоречит его природе и законам рыночной экономики. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки разрешают это противоречие на уровне всемирного хозяйства. С помощью рыночного механизма времен­но свободные денежные капиталы вновь вовлекаются в кругообо­рот капитала, обеспечивая непрерывность воспроизводства и при­были предпринимателям. Мировые валютно-кредитные и финан­совые рынки возникли на базе соответствующих национальных рынков, тесно взаимодействуют с ними, но имеют ряд специфичес­ких отличий:

• огромные масштабы. По некоторым оценкам, ежедневные операции на мировых валютных и финансовых рынках в 50 раз превышают сделки по мировой торговле товарами;

• отсутствие географических границ;

• круглосуточное проведение операций;

• использование валют ведущих стран, а также ЭКЮ (1979— 1998 гг.), евро с 1999 г., отчасти СДР;

• участниками являются в основном первоклассные банки, корпорации, финансово-кредитные институты с высоким рейти­нгом;

• доступ на эти рынки имеют в основном первоклассные заем­щики или под солидную гарантию;

• диверсификация сегментов рынка и инструментов сделок в условиях революции в сфере финансовых услуг;

• специфические — международные — процентные ставки;

• стандартизация и высокая степень информационных техно­логий безбумажных операций на базе использования новейших ЭВМ.

Предпосылки формирования мировых рынков валют, креди­тов, ценных бумаг коренятся в концентрации капитала в производ­стве и банковском деле; интернационализации хозяйственных свя­зей; развитии межбанковских телекоммуникаций на базе внедре­ния ЭВМ. Объективной основой их развития послужило противоречие между углублением глобализации хозяйственных связей и ограниченными возможностями соответствующих наци­ональных рынков. Движущей силой развития мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота является конкуренция, которая регулирует объем и распределение мировых финансовых потоков, стоимость кредитов, предлагаемых участниками рынков. Совершенная конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей этих продуктов. Однако конкурентная борьба не всегда эффективна и безупречна. Поэтому рыночное регулирова­ние сочетается с государственным. Государство вмешивается в де­ятельность мировых рынков в целях предотвращения или преодо­ления кризисных потрясений в этой сфере.

С развитием МЭО, конкурентной борьбы за источники сырья, рынки сбыта, выгодные инвестиции финансовые потоки стихийно переходят из одной страны в другую, теряя национальный харак­тер и обнажая свою космополитическую природу. Национальные валютные, кредитные, финансовые рынки, сохраняя относитель­ную самостоятельность, тесно переплетаются с аналогичными мировыми рынками, которые дополняют их деятельность и связа­ны с внутренней экономикой и денежно-кредитной системой. В ре­зультате быстрого роста, больших возможностей и мобильности мировые валютные, кредитные и финансовые рынки превратились в одно из важных звеньев международных валютно-кредитных и финансовых отношений и мировой экономики.

Участие национальных валютных, кредитных, финансовых рын­ков в операциях мирового рынка определяется рядом факторов:

• соответствующим местом страны в мировой системе хозяй­ства и ее валютно-экономическим положением;

• наличием развитой кредитной системы и хорошо организо­ванной фондовой биржи;

• умеренностью налогообложения;

• льготностью валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и ино­странных ценных бумаг к биржевой котировке;

• удобным географическим положением;

• относительной стабильностью политического режима и др.

Указанные факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате кон­куренции сложились мировые финансовые центры — Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др. Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финан­совые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Историчес­ки они возникли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рын­ков золота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.