КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВСТУПЛЕНИЕ 2 страница
Реакция выбора — специальное действие, в котором человеку необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным признакам. Референтная группа — группа людей, значимых и привлекательных для индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения/суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной. Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека. Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель, приобретенная в результате научения — сочетания данного раздражителя с удовлетворением актуальной потребности организма. Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т. п. Самоактуализация — процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах. С.— это также стремление личности к постоянному самосовершенствованию. Самооценка — оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. Семиотическая функция — свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы— символы (см.), представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать -ими как с реальными объектами, которые они представляют. Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений. Сенсорный эталон —наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении. Сериация (в теории Ж. Пиаже)—упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, Объему и т. п. Символ — знак (см.), ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет. Синкретизм мышления — характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации Предметов и явлений, определяемых данным понятием, по разнородным, логически непоследовательным признакам. Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции. Система — понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями. Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом. Созревание — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях. Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы. Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие. Социальная установка — отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает). Социально-психологический тренинг — теория и практика группового психокоррекционного (см. психокоррекция) или психотерапевтического (см. психотерапия) воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья. Социометрический тест — распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе (см.). Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста (см.). Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм. Схема (в теории Ж. Пиаже) — типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций в способах приспособления организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуациях. Т-группа (группа социально-психологического тренинга) — специальная группа людей, в которой проводится социально-психологический тренинг (см.), преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психологических барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению. Теоретическое мышление — вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах порождающего аналогичные знания. Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий — разработанная отечественным ученым-психологом П. Я. Гальпериным и развитая его учениками концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития. Теория поиска смысла жизни —психокоррекционная (см. психокоррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия) теория личности, объясняющая проблемы психологического характера потерей человеком смысла жизни и обосновывающая процедуры психотерапии и психокоррекции необходимостью нахождения утраченного смысла жизни. Теория ролей — социально-психологическая теория личности и межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли социальной (см.). Т. р. представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека. Теория самоактуализации — гуманистическая теория психологии личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность, свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно является и высшим уровнем личностного самосовершенствования. Теория социального научения — социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний. Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит научно определенное понятие «черта личности». Т. ч. л. рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт (см. черта личности). Тест —стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста. Тест Векслера— психологический тест (см.), предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого коэффициентом интеллекта. Тест Кеттела — тест (см.) личности, опирающийся на понятие черта личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных базисных, независимых личностных черт. Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера. Убеждение — процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы. Упражнение —систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования. Уровень притязаний — достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. Уровень психологического развития — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков. Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое. Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.). Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учение — собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков. Факторы развития — система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Ф. р. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка. Феномены Пиаже — психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибочных суждениях детей этого возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с его измеримыми параметрами (количество, объем и другие). Ф. П. объясняются неспособностью детей этого возраста выполнять операции (см.), непониманием законов сохранения количества вещества и числа предметов при изменении их формы или взаимного расположения относительно друг друга. Функциональная теория психического развития — теория, утверждающая, что развитие той или иной психической функции прямо зависит от частоты и интенсивности ее практического использования в жизни. Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая психофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение. Эволюционная теория развития — теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого начала. Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей. Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг. Эгоцентрическая речь — специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры. Э. р. коммуникативна по форме, но индивидуальна по своей функции, она обслуживает наглядно-действенное мышление (см.) и напоминает по своей структуре внутреннюю речь (см.). Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Эмпатия — способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |