Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые правоотношения




Классификация финансово-правовых норм и их состав

Финансово-правовые нормы принято классифицировать по двум осно­ваниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений:

· Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, обязывают бюджетные учреждения использовать государственные средства только строго определенным образом, налоговые органы – производить начисление налогов и сборов в соответствии с законодательством и т.д. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой – императивный характер;

· Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Например, субъектам Федерации и органам местного самоуправления запрещено вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством.[45] Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.[46] На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Общее количество запрещающих финансово-правовых норм значительно меньше, чем обязывающих. Обычно не требуются дополнительные запрещающие нормы, после того, как предписано совершение строго определенных действий. Однако иногда запрещающие нормы определяют границы разрешенных действий. Например, налоговое законодательство запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер;[47]

· Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в жестко установленных границах, выход за эти границы не допускается. Например, субъектам Федерации разрешается принимать только ограниченные решения при введении региональных налогов и сборов – о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др.[48] Большая часть других условий определена федеральным законодательством. Аналогичная ситуация складывается при взаимоотношениях во властной вертикали – министерство принимает финансово-правовые акты, предписывая подчиненным подразделениям совершить определенные действия. При этом возможность проявления инициативы в данных актах, как правило, присутствует.

Второй вид классификации финансово-правовых норм – в зависимости от их содержания:

· материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений;

· процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

Аналогично правам и обязанностям государственных органов в финансовом праве, которые сливаются в едином полномочии, финансовое право объединяет материальные и процессуальные нормы в единую правовую норму в большинстве случаев. В качестве примера можно привести налоговое законодательство – при установлении налога или сбора одновременно устанавливается ставка налога, налоговая база (материальные нормы), порядок и сроки уплаты налога (процессуальные нормы). Подобное объединение материальных и процессуальных норм характерно почти для всего финансового права, за исключением бюджетного права, в котором процессуальные нормы выделены особо. Так, в Бюджетном кодексе РФ процессуальным нормам выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федерации».[49]

По логической структуре все нормы финансового права состоят из трех основных элементов:

· гипотезы, которая указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Обычно гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, обязанность физического лица уплатить в бюджет налог на имущество физических лиц реализуется, если оно имеет это имущество. Как правило, гипотеза составляет большую часть финансово-правовой нормы, что обусловлено сложностью и многогранностью финансовых отношений;

· диспозиции, котораяустанавливает содержание самого правила поведения. Она предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных денежных фондов. Диспозиция формулирует права и обязанности участников финансовых отношений и требует от них определенного поведения;

· санкций, которые предусматривают последствия нарушения правовой нормы или норм, определяют виды и меру финансовой ответственности нарушителей финансовых норм. С помощью санкций обеспечивается исполнение финансово-правовых норм путем применения принуждения. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права: нецелевое использование средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, неуплата или неполная уплата сумм налогов, непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения и т.д.

Финансово-правовые санкции имеют некоторые особенности. Во-пер­вых, они могут иметь финансовый характер и содержать меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства. К этому виду санкций относятся наложение штрафа, начисление пеней, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в банках. Денежные средства, изъятые в результате применения финансово-правовых санкций, зачисляются в государственный или муниципальный бюджет и отражаются в качестве отдельной статьи классификации доходов бюджетов. Во-вторых, санкции могут носить правовосстановительный характер и обязывать нарушителя восстановить нарушенное им ранее право собственности или выполнить возложенные на него обязанности. Например, наложение штрафа и начисление пени не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить налог. К этому виду санкций относится взыскание в бесспорном порядке бюджетных средств, требования устранения выявленных правонарушений, сокращение или прекращение финансовой помощи из вышестоящего бюджета и т.д.

Возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению. В отдельных случаях к организации применяются финансовые санкции, а к должностному лицу (руководителю, главному бухгалтеру и т.д.) – административные или уголовные. Финансово-правовые санкции применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба. Санкции применяются в административном порядке, без судебного разбирательства. В отдельных случаях используется судебный порядок, через арбитражный суд или суд общей юрисдикции, применения финансово-правовых санкций (при наличии спора, при обжаловании действий финансовых органов, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц). По направлениям финансовой деятельности можно выделить бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции. Как уже упоминалось, могут быть применены меры дисциплинарного, административного и уголовно-правового воздействия.

 

 

Финансовые правоотношения представляют собой урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов (рис. 6). [50]

Рис. 6. Структура финансовых правоотношений

Для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями, возникающие на основе норм финансового права, а их участники находятся во вза­имной связи через юридические права и обязанности. Вне правовых отно­шений финансовая деятельность неосуществима. Юридические права и обязанности обеспечивают получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и исполь­зо­вание соответственно намеченным планам и программам. Реализация прав и обязанностей гарантируется мерами государственного принуждения.

 

4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация[51]

Для возникновения финансового правоотношения должны присутствовать признаки, характеризующие финансовые правоотношения в комплексе государственно-властных имущественных (денежных) отношений. [52] Все предписания государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются и уточняются в различных финансовых планах (бюджеты разного уровня, сметы и т.п.) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, финансовые правоотношения отличаются еще и тем, что имеют плановый характер. Договор в финансовых правоотношениях применяется крайне редко, однако в отдельных случаях он присутствует (например, государственный или муниципальный контракт). Такой же характер имеют финансовые правоотношения на муниципальном уровне.

Специфическая особенность отношений в финансовой сфере про­яв­ляется в том, что они:

1. Возникаютв процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

2. Являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Например, при возникновении их между государством и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между государством и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании финансовой помощи бюджетам другого уровня и т.д.

3. Одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления. Это вызвано тем, что государство (муниципальное образование) как само осуществляет финансовую деятельность, так и через государственные (муниципальные) органы, которые наделены различными властными полномочиями в данной области. Они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. При этом государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений.

Для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений необходимо наличие четко определенных условий – юридических фактов. В финансовых правоотношениях сами участники договариваться о юридических фактах не вправе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.