Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и формы исторического сознания




Отрасли исторической науки

История - наука комплексная. Она имеет свои отрасли и специальные дисциплины. Научные труды, посвященные изучению истории, называются историческими исследованиями. Они могут носить общий характер (всемирная история), могут освещать отдельные исторические периоды (история Средних веков), историю континентов и стран (история Европы, история России), отдельных народов (история славян) и т.д. Изучаются также разные сферы общественной жизни: социальная история, история международных отношений и т.д. Совокупность исследований по отдельной тематике называется историографией. Историографией называют и историю развития самой исторической науки, т.е. специальную историческую дисциплину.

К категории специальных исторических дисциплин в рамках исторической науки относят: археологию, источниковедение, археографию и др.

Основой любого исторического исследования являются исторические источники. Это - вещественные, лингвистические (язык), этнографические (нравы, обычаи, быт), устные, письменные и прочие продукты и следы человеческой деятельности.

Разные виды источников изучаются при помощи специальных методов и приемов. Этот инструментарий и соответствующие теоретические основы разрабатывают вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, фалеристика (ордена, медали, прочие знаки), топонимика, оружиеведение и др.

Имея источник или разные виды источников, специалист на основе их изучения может сделать серьезные выводы и глубокие обобщения о прошлом страны, народа, всего человечества и т.п.

В 60-е - 70-е гг. XX в. появляется новая историческая дисциплина -так называемая биосоциальная история, которая изучает такие аспекты, как история болезней, история человеческого тела, история человеческой диеты и т.д. Данные этих исследований не только помогают лучше узнать прошлое, но и имеют важное значение для других наук.

Историческое сознание является частью общественного сознания. Оно формируется под воздействием знакомства с историей и её изучения. Под ним в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Каждая национальная и социальная общность людей обладает определенным представлением о своем происхождении, важнейших событиях своей истории, выдающихся людях, о своем месте и роли в истории человечества. Эти представления находят своё выражение в мифах, сагах, легендах и т.п., составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа. Именно в них народ осознаёт себя в единстве, соотносится с другими народами, именно отсюда берет начало историческое сознание.

Историческое сознание имеет сложную структуру и формируется на четырех основных уровнях. Первый, элементарный, возникает на основе непосредственного житейского опыта, когда человек наблюдает события или является их участником. Сознание на этом уровне носит бессистемный и эмоциональный характер. Но в основных чертах сделанные на этом уровне оценки и выводы могут носить вполне оправданный характер, отражая главный вектор исторического процесса.

Второй уровень формируется под влиянием художественных произведений на исторические темы, при знакомстве с историческими памятниками. В наше время на этот уровень оказывают громадное влияние электронные СМИ, радио, кино. Этот уровень основан на «полузнании», тоже складывается стихийно и бессистемно. Впечатления от художественных произведений носят яркий, эмоциональный характер, но часто содержание их далеко от истины. Если мы будем изучать историю Франции по романам А. Дюма, написанным великолепно с художественной точки зрения, но далеким от исторической достоверности, то эта история будет носить искаженный характер.

Третий уровень формируется на основе знаний, полученных в школе, вузе, т.е. при непосредственном изучении истории. Именно в школе закладывается основа систематических исторических знаний. Но надо помнить, что знание исторических фактов это ещё не знание истории. Знать историю - значит, научиться понимать суть этих фактов, их место в более широком историческом контексте, соотнести с другими фактами, выявить их закономерность.

Четвертый уровень исторического сознания как раз покоиться на всестороннем осмыслении прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. Это есть научный, систематизированный уровень исторического сознания, которым владеют ученые-специалисты.

Значение формирования исторического сознания очень велико для будущего государства и народа. Оно дает возможность народу осознать себя как общность с единой судьбой, с единой историей, традициями, культурой, национальным характером и менталитетом. Если разрушить это национально-культурное ядро, то народ лишится самоидентификации и перестанет существовать как единая национально-историческая общность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.